Александр ЛЕНКИН: «Это счастье – каждый день творить чудо»

Белорусские мультфильмы завоевывают главные награды на фестивалях за рубежом, однако на родине их практически не видят

Белорусские мультфильмы завоевывают главные награды на фестивалях за рубежом, однако на родине их практически не видят

В прессе и интернете то и дело натыкаешься на заголовки вроде таких: «Белорусские аниматоры удостоены премии Правительства Российской Федерации», «Пилипка» отправился покорять Чикаго», «Белорусский «Дед» добрался до Южной Кореи»... Отечественные мультипликаторы не устают удивлять работами, которые завоевывают награды на престижных международных фестивалях и конкурсах. Кажется, мультфильмы made in Belarus побывали уже во всех уголках мира. При этом, что удивительно, на родине их почти не видят. Почему? Об этом корреспондент «СВ» решила спросить у режиссера-мультипликатора, художественного руководителя студии анимационных фильмов «Беларусьфильма» Александра ЛЕНКИНА.

– Александр, знаю, пару лет назад на «Беларусьфильме» в год снимали около десяти мультфильмов. И это был очень неплохой показатель. Какова ситуация сегодня?

– Увы, в прошлом году мы сделали только пять картин. Дело в том, что нынче снимать фильмы мы можем только после конкурса кинопроектов, который объявляет Министерство культуры. Оно же утверждает тематический план и в дальнейшем финансирует все наши проекты. Однако существует проблема со сроками проведения данного конкурса. Мы, например, до сих пор не знаем ни точных данных по количеству планируемых фильмов, ни количества отпущенных денег на их съемку. Тем не менее темплан у нас есть. Мы можем и готовы делать много фильмов.

– Насколько большой сегодня штат студии?

– В штате двадцать пять человек. Но много специалистов мы приглашаем по договорам. Так что всего работает 50–60 человек. В прошлом году активно привлекали молодежь. У нас было несколько дебютантов, которых мы сами вырастили. Надеемся, что они останутся у нас работать. Ведь молодежь – это всегда свежий взгляд, интересный поиск и эксперименты.

– Белорусские мультфильмы постоянно побеждают на различных международных конкурсах и фестивалях. В чем, на ваш взгляд, главная причина такого успеха?

– Во многом это объясняется тем, что в какой-то момент мы попросту стали делать больше мультфильмов. Ведь, понятное дело, не все наши фильмы побеждают, только отдельные картины. Но чтобы такие фильмы были, мы должны больше работать и экспериментировать, привлекать больше людей. Как только мы стали это делать, награды не заставили себя ждать. Изменилась драматургия, улучшилось качество изображения, стал разнообразнее выбор тем. В связи с большим количеством запусков появилась творческая конкуренция между художниками, режиссерами и так далее. Стали привлекать больше композиторов, звукорежиссеров, озвучивающих артистов. Все это вкупе и влияет на качество фильмов.

– Насколько я знаю, почти вся ваша анимация рисованная. А хотелось бы сделать фильм, например в технике 3D?

– Почему бы и нет? Мы делаем и классическую перекладку, и компьютерную, и рисованное кино. Технология вторична. Главное – сама история и то, как она показана и рассказана.

– Если бы вас попросили составить топ-5 мультфильмов за всю историю белорусской анимации, что бы в него вошло?

– Не отвечу на этот вопрос. Выбрать пятерку лучших из 180, снятых за всю историю белорусских мультфильмов, попросту невозможно. Нужно называть как минимум пару десятков.

– Один из относительно недавних и ярких проектов белорусских аниматоров – «Аповесць мінулых гадоў» («Повесть минувших лет»), в котором вы рассказываете о гербах белорусских городов. О скольких городах мультфильмы уже сняты?

– Сейчас заканчиваем шестой выпуск проекта. Серия интересна тем, что авторы четырех картин – дебютанты. Есть фильмы, сделанные при помощи пластилина, в так называемой смешанной технике. Получается весьма любопытный проект. Поэтому хотелось бы его продолжать.

– Как простой зритель может посмотреть эти мультфильмы? Собраны ли они на общий диск?

– Реализация мультфильмов вообще один из самых болезненных для нас вопросов. Мы занимаемся только производством. Все остальное – дело отдела реализации и фестивальных программ. Почему эти мультфильмы, как и многие другие наши работы, не выпущены отдельными дисками, я попросту не знаю. Но в этом есть некая несправедливость и в отношении к нам, и к зрителю.

– Да и со стороны очевидно, что проблема распространения мультипликационных фильмов по-прежнему остается актуальной. До сих пор нет четкой схемы их продвижения. Даже показать их по телевидению оказывается нереальным, потому что студия хочет дороже продать, телевидение – дешевле купить. Как в таком случае можно популяризировать белорусскую анимацию?

– Мы проводим достаточно много акций, показывая мультфильмы в детских садиках, кинотеатрах и так далее. В конце прошлого года, например, провели большой вечер белорусской анимации в столичном кинотеатре «Победа». Пришло, наверное, человек четыреста. И большинство из них до этого современных белорусских мультфильмов не видели вовсе. Поэтому этот вечер для них стал настоящим открытием. По его окончании ко мне подходило много людей и все спрашивали: «О, почему мы этого ничего не видим? Ведь это так здорово! Даже не думали, что в Беларуси делается кино такого качества».

– Как вы оцениваете совместную работу с российскими компаниями? Знаю, например, что цикл анимационных фильмов «Сказки старого пианино» совместного производства «Беларусьфильма» и студии «М.И.Р.» был удостоен почетной премии Правительства Российской Федерации в области культуры в прошлом году, а французский музей Лувр включил его в специальную программу для показа детской аудитории.

– Это проект действительно высокого художественного уровня и технического качества, хорошо востребованный, это цикл фильмов, посвященных великим музыкантам разных эпох и народов, над картинами работают режиссеры также из разных стран. Единственная проблема – мы в силу определенных нюансов не можем снимать таких мультфильмов много. В том числе и из-за системы конкурсов. В России свой конкурс, у нас свой, и их сроки иногда не совпадают. Но желание продолжать данный проект есть, и он, слава богу, продвигается довольно активно.

– Над чем белорусская студия анимационных фильмов работает сейчас?

– Заканчиваем пятую серию сериала «Рыбка по имени Нельзя», фильм «Рондо каприччиозо» Игоря Волчека. Скоро сдаем цикл о гербах Беларуси. Владимир Петкевич делает кино «Хрюша». Буквально недавно запустили серию «Иоганн Штраус» из цикла «Сказки старого пианино» Елены Петкевич. Ждем, когда состоится конкурс. Надеемся, что и дальше будем продолжать полюбившиеся зрителю сериалы «Рыбка по имени Нельзя», «Про девочку Женю».

– Александр, вы тридцать лет занимаетесь анимацией. Никогда не пожалели об этом?

– Никогда! Боле того, считаю себя счастливым человеком. Ведь анимация – это чудо, волшебство. Смотришь на мультипликационных героев, как они двигаются, как-то по-особому себя ведут, и наслаждаешься. Понимаешь, что ненапрасно ходишь на работу, особенно когда видишь, с каким восторгом воспринимают наши фильмы и дети, и взрослые.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter