Александр Лебедев: в Беларуси у меня есть шанс добиться максимальных результатов

За событиями на льду «Минск-Арены», где стартовал чемпионат Европы по фигурному катанию, Александр Лебедев наблюдает со стороны. Мог быть участником, но помешала травма. Оценить же возможности 16-летнего парня было бы очень интересно. Совсем недавно он переехал в Беларусь из России, получил возможность представлять страну на международном уровне и был готов стать лидером нашей сборной уже на нынешнем турнире.

 — Обидно, что не получилось выступить. Если бы сложилось, это стало бы моим первым выступлением на турнирах столь высокого уровня. Утешаю себя тем, что чемпионат Европы не последний старт в нынешнем сезоне, но все равно очень хотелось бы сейчас быть там, на льду.

 — Если бы получилось оказаться на льду, на что мог бы рассчитывать?

— Я сравнивал себя с другими спортсменами, но при этом не ставил цель, к примеру, попасть в десятку, шестерку или на пьедестал. Для меня первостепенной задачей было бы попасть во вторую часть программы и исполнить все чисто. Это, кстати, не так и просто. Соперники ведь в Минске собрались очень серьезные. Европейские лидеры! В такой компании мне выступать еще не приходилось.

  — Фигурное катание — не контактный вид спорта. Конкуренция все равно ощущается во время выступлений?

  — Конечно, я не соперничаю с кем-то один на один. Но подсознательно все равно понимаю, с кем меня будут сравнивать, кого нужно обойти. В идеале на это не нужно отвлекаться. Важно сконцентрироваться на себе, на своей программе. Но вот сделать так получается не всегда.

— Травма — это тоже от большого волнения?

— Выступал на соревнованиях в Литве, неудачно упал на колено при исполнении элемента… Поначалу, кстати, думал, что все не настолько серьезно. Попробовали делать блокаду, но в итоге пришлось проводить небольшую операцию. Был вынужден отложить дебют на топ-уровне.

— Причем дебют под новым флагом. Как возник вариант с переездом?

— Довольно долгая история. Если коротко — пригласили. В Беларуси, во-первых, искали тренера, во-вторых, спортсмена, который смог бы показывать достойный результат и тянуть за собой остальных. Так сложилось, что позвали моего тренера Юлию Соловьеву. Предложили и мне, хотя от меня зависело не очень много.

— Это как?

— Родители решали. Все-таки я еще несовершеннолетний, они несут ответственность, а со мной переехать не могли. Город Северск Томской области, откуда я родом, закрытый, и родители по роду деятельности не могут его покидать. Обсуждали долго: с тренерами, с представителями Беларуси. Переезд ведь не близкий. Северск — это, считай, Сибирь. Очень далеко.

 

— А сам хотел переехать?

— Когда спросили, сказал, что психологически готов на такой переезд и буду стараться. Я давно мечтал получить шанс выступить не просто на российских соревнованиях, а на международном уровне. В России это сделать сложно. Во-первых, много сильных спортсменов. Чтобы пробиться через эту конкуренцию, нужно очень много работать и к тому же надеяться на удачу. Второй момент в том, какую область или город ты представляешь. Чисто технически у меня были шансы пробиться, но для этого нужно было бы уехать тренироваться в Москву к кому-то из известных специалистов. А я ведь не один такой.

  — В Северске сильное фигурное катание?

  — Начнем с того, что вариантов, какой вид спорта выбрать, в Северске немного. Легкая атлетика, борьба, лыжные гонки, гимнастика. Хотя из нашего городка вышел призер Олимпийских игр по спортивной гимнастике Антон Голоцуцков, сильные гимнастки-«художницы», но я в гимнастику не хотел. А кроме нее в 5—6 лет вариантов особо нет. Вот меня и отвели в фигурное катание.

  — Сейчас ты постоянно живешь в Беларуси?

 — Да, в Витебске. Мне нашли квартиру. Хотя поначалу адаптироваться было непросто. Даже с точки зрения часовых поясов. Разница сказывалась. Так далеко и надолго из дома я раньше тоже не уезжал, а здесь сразу в другую страну. Домой на выходные не наездишься. Но привык, хотя Витебск и Северск очень отличаются. Витебск большой город. К тому же там чище на улицах. Поймите правильно, я люблю свой родной город, но если бы я там увидел такую чистоту на улицах, подумал бы, что что-то случилось. Уровень жизни сопоставим, но сейчас в Витебске мне все же приятнее. К тому же изменился тренировочный процесс. Здесь есть возможность поработать с различными специалистами, мы часто ездим в Москву к известному российскому тренеру Виктору Кудрявцеву. Очень полезный опыт. Есть, правда, нюансы со льдом — иногда не хватает времени для тренировок, но эти вопросы решаются.

  — Успел оценить уровень белорусских спортсменов?

  — В среднем он ниже, чем в России, но ребята подают надежды. Видно, что уровень подготовки постепенно растет, ребята улучшают программы. Думаю, они скоро смогут о себе заявить.

  — На чемпионате Европы в Минске Беларусь в одиночном катании представит Яков Зенько. Как полагаешь, на что он способен?

  — Мы общались и даже успели потренироваться вместе во время сбора, который проводил в Минске российский тренер Александр Веденин. Яков очень сильный спортсмен, который может хорошо выступить на любых соревнованиях. Тем более что нынешний чемпионат Европы для него уже второй — есть опыт. Думаю, в произвольную программу он точно попадет.

  — Он считает тебя конкурентом?

  — Не могу сказать, что мы общаемся очень близко, но и конфликтов между нами нет. Меня вообще хорошо приняли. Конечно, всегда могут появиться те, кто начнет ворчать: дескать, приехал, занимает чье-то место в сборной. Я стараюсь не обращать внимания. Это спорт, здесь всегда есть как фанаты, так и враги.

  — Фигурное катание всегда славилось интригами…

  — Все это, конечно, есть, но я придерживаюсь той позиции, что происходящее на льду и за его пределами нужно четко разделять. На площадке мы соперники, в жизни можем быть друзьями. Если начнешь тащить дружбу на лед, а соперничество в жизнь, ничего хорошего не получится. Каждый работает на себя, и я стараюсь сделать свою работу как можно лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter