Деятельность Калягина не исчерпывается одной лишь сценой и большим экраном. Актер руководит собственным театром Et Cetera и вот уже двадцать лет возглавляет Союз театральных деятелей России. В интервью «СВ» он рассказал о том, как совмещает несколько профессий, что думает о сотрудничестве России и Беларуси и почему Ростислав Янковский получил в этом году спецприз на «Золотой маске».
Не хочу превратиться в чиновника
– Александр Александрович, вы сами себя кем считаете: актером, режиссером, худ-руком или все-таки чиновником?
– Естественно, прежде всего артистом. Никогда не ощущал себя чиновником, хотя, казалось бы, занимаю высокие должности и в театре, и в Союзе. На мой взгляд, худрук прежде всего отвечает за творческую деятельность: за афишу, артистов, художественное развитие театра.
Председатель Союза театральных деятелей – профессия тоже творческая, но тут чуть больше ответственности. Он должен сделать все, чтобы театры на Камчатке и Северном Кавказе работали не хуже, чем столичные. А для этого приходится вступать в отношения с властью. И никуда от этого не деться. Но очень не хотелось бы самому превращаться в чиновника. Не потому что чиновник хуже, просто он – другой: и думает иначе, чем артист, и чувствует не так, как ты.
– России и Беларуси удается создать единое культурное пространство?
– Мне кажется, культурное пространство всегда едино. Даже когда нет политического диалога между странами. А Беларусь и Россия – не просто дружественные государства, это братья. К идее Союзного государства отношусь как к естественному процессу. Наш СТД поддерживает отношения с белорусскими коллегами. Правда, хочется, чтобы они стали теснее: больше гастролей, творческих встреч, совместных проектов.
Ростислав янковский – целая эпоха
– В этом году Союз театральных деятелей вручил «Золотую маску» Ростиславу Янковскому. В истории премии это первый случай, когда лауреатом становится белорусский актер.
– Премию за выдающийся вклад в развитие театрального дела вручаем каждый год, в том числе и зарубежным артистам. Несколько лет назад этот приз получил замечательный грузинский режиссер Роберт Стуруа.
В этом году – Ростислав Янковский.
Трудно назвать их зарубежными деятелями. Они наши родные, много сделавшие для отечественной культуры: и в тот момент, когда мы жили в одной стране, и сейчас, когда стали артистами разных государств. Спросите любого россиянина старшего поколения про Ростислава Янковского – вы поймете, что его знают и любят.
Не было ни одного человека, кто бы выступил против кандидатуры Р. Янковского. Ростислав Иванович – целая эпоха. Жаль, что он не смог присутствовать на вручении. Ко мне после «Золотой маски» приезжала съемочная группа и я передал ему свое видео-поздравление – от всего театрального сообщества России.
– За современным белорусским театром следите?
– Не так пристально, как хотелось бы. Но у нас одна актерская школа, поэтому там много хороших артистов. А еще на слуху – несколько имен белорусских драматургов.
– Вы не раз снимались в Минске…
– В 1970-х – в картине «В профиль и анфас», в «нулевых» – в комедии «Леди на день». Замечательное было время. К сожалению, давно не ездил в Беларусь. Много слышал хороших слов о современной стране. О прекрасных дорогах, невероятной чистоте, о том, что все блестит и обходится недорого.
Досье «СВ»
Александр Калягин родился в 1942 году в городе Малмыж Кировской области. В 1965 году окончил Театральное училище имени Щукина. Играл в Театре на Таганке, Театре имени Ермоловой, «Современнике» и во МХАТе. Среди наиболее известных театральных ролей – Поприщин в «Записках сумасшедшего», Тригорин в «Чайке», Оргон в «Тартюфе». В 1992 году создал театр Et Cetera.
В кино прославился благодаря роли Донны Розы в «Здравствуйте, я ваша тетя!». С 1996 года – председатель Союза театральных деятелей России. Народный артист РСФСР, лауреат двух госпремий СССР.
Ирина МУСТАФИНА
Мне интересно, что происходит в нашей культуре
Лариса ГУБИНА
Историк Инесса Слюнькова – об искусстве России и Беларуси.
Искусствовед долгое время живет на две страны: в Минске – дом, в Москве – работа
– Удивились, когда вам сообщили о присуждении Премии Союзного государства?
– Еще как! Тогда подумала: значит, не напрасно посвятила жизнь этой профессии. И все мои работы нужны и значимы не только для узкого круга специалистов, но и для социологов, политиков, которые занимаются изучением проблем Беларуси и России.
– А сейчас над чем работаете?
– Очень интересно, что сегодня происходит в искусстве. Волнует вопрос национального самоопределения: каким образом оно проявляется в художественной культуре и архитектуре наших стран.
– Есть ощущение, что современное искусство Беларуси опирается на традиции, а российское больше тяготеет к Западу…
– Наши страны находятся на разных этапах. В России люди всегда ощущали свою принадлежность к определенному этносу, культуре. И в
XIX веке в искусстве возник русский стиль: опираясь на изучение памятников древности, создавали новые образы.
В Беларуси вопрос национальной идентичности сейчас актуален, как никогда. И символика создается под впечатлением от тех событий, которые происходили в стране не так давно.
– Если оценивать архитектуру, вам какой из белорусских городов милее?
– Выделить не смогу. Дело в том, что образ Беларуси абсолютно целостный: каждый город дополняет другой. Туристические мекки – Несвиж и Мир – гармонируют с большими городами – Минском, Витебском, Гомелем, Брестом.
– Чего вам как человеку, который родился в Минске, не хватает в Москве?
– Чистых, аккуратных улиц, где разбиты цветники. Да, власти сейчас пытаются навести порядок, но в основном в центре, не в спальных районах. В черте города, да и в пригородах, не хватает природы – зелени даже меньше, чем в Петербурге, который всегда считался каменным городом. Еще не хватает грамотной архитектуры. Застройка настолько плотная и хаотичная, что представление об ансамблях Москвы абсолютно разрушено. В Минске тоже есть градостроительные ошибки, но менее значительные.
Досье «СВ»
Инесса Слюнькова родилась в Минске в 1953 году. Окончила архитектурный факультет Белорусского политехнического института, затем – Московский архитектурный институт. В 2003–2004 годах – главный архитектор Музеев Московского Кремля. С 2009 года – главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В 2014 году стала лауреатом Премии Союзного государства.
Драматург Алексей Дударев: Любая награда – как аплодисменты публики!
Павел РОДИОНОВ
Драматург Алексей Дударев: Любая награда – как аплодисменты публики!
Известный писатель рассказал «СВ», как сотрудничают деятели культуры России и Беларуси, почему сценическое искусство переживает не лучшие времена и что его смешит в современном театре.
Мои пьесы ставил сам Товстоногов
– Алексей Ануфриевич, среди множества других наград выделяете премию Союзного государства?
– Любая премия для творческого человека – это как аплодисменты публики. А в данном случае это признание на международном уровне. В России как драматург всегда был востребован – и в Москве, и в регионах. Любимовская «Таганка» недавно обратилась к пьесе «Не покидай меня…». Не говорю о том, что когда-то легендарный Товстоногов ставил спектакли по моим произведениям. И наконец-то признали вклад в российско-белорусские отношения. Радовался так же, как в 1985 году, когда получил Госпремию СССР за пьесу «Рядовые». До сих пор душу греет мысль, что за мою кандидатуру голосовала Вера Васильева!
– Насколько тесно, на ваш взгляд, сотрудничают наши страны в области культуры?
– В советское время, когда работал актером и помощником главного режиссера по литчасти в Белорусском театре юного зрителя, вопрос, куда поехать на гастроли, не стоял: исколесили чуть ли не всю Россию. Сейчас и время другое, и финансовое положение не то.
С другой стороны, не все так плохо. Давно состою в Международной конфедерации театральных союзов, которую основали Олег Ефремов и Кирилл Лавров. Если есть возможность осуществлять совместные проекты – осуществляем. Проводим конкурс молодых режиссеров и драматургов, в котором участвуют и россияне, и белорусы. Первый раз смотр прошел в Кишиневе, затем в Минске…
Хороших спектаклей – мало
– Многие талантливые артисты и режиссеры из Беларуси предпочитают работать в России или за рубежом. Вас это не расстраивает?
– В творчестве не бывает текучки кадров. Это в медицине есть такая проблема: талантливые врачи уезжают на заработки в другую страну, а дома остаются не лучшие представители профессии. Если произведение творца востребовано повсеместно, то этим, наоборот, надо гордиться.
– В России вы частый гость?
– Ну сейчас уже возраст не тот, чтобы постоянно путешествовать. Но иногда бываю. Люблю Москву – всегда гуляю по Красной площади. Спектакли столичные стараюсь смотреть. Любимой сцены нет – обожаю театр во всех его проявлениях. Хотя, мне кажется, наше искусство переживает тяжелые времена. Слишком много театральных фестивалей, премий и всяческих оценок. Раньше всего этого было меньше, а спектаклей хороших – больше.
– Неожиданная позиция!
– Обмениваться опытом, показывать друг другу свои постановки театрам, безусловно, нужно. Но смеюсь, когда слышу, что какой-то коллектив стал бронзовым призером международного фестиваля, в котором и участвовало-то всего три спектакля.
Досье «СВ»
Алексей Дударев родился в 1950 году в деревне Клены Витебской области. Выпускник Новополоцкого профессионально-технического училища нефтяников и Белорусского театрально-художественного института. Автор ряда пьес и киносценариев. В 1992 году стал председателем Белорусского союза театральных деятелей.
Угадал мелодию и стал знаменитым
Нина КАТАЕВА
Дирижер Михаил Финберг около тридцати лет успешно руководит Национальным концертным оркестром Беларуси. Но самую большую популярность на всем постсоветском пространстве ему принесла работа в России.
Людмилу Гурченко дирижер считает своей главной музой
– Михаил Яковлевич, помнится, вы рассказывали, что Россию любите так же крепко, как и Беларусь.
– Это правда, свою родину очень люблю: в Беларуси мои корни, истоки. Но и Россия не чужая страна. Молодым человеком я оказался в Курске. Служил там в армии, играл в военном оркестре Курского музучилища, где преподавали выпускники Московской консерватории. Именно русские люди были моими наставниками, друзьями. Дружил и с Юрием Саульским, и с Вадимом Людвиковским, и с Георгием Гараняном, и с Анатолием Кроллом.
В Москве на Площади звезд эстрады мне, как и Владимиру Мулявину, заложена звезда. Бесконечно уважаю этого музыканта, с которым, кстати, вместе служил в армии.
– Как создавался ваш оркестр?
– Официально он был создан 1 мая 1987 года. А до этого я много лет работал дирижером оркестра Бориса Райского в минском цирке. В нем играли в основном эмигранты, которые вернулись в Советский Союз из Шанхая, куда бежали от революции. Минский цирк был единственным местом, где в то время можно было услышать джаз. А потом на базе этого коллектива был создан Государственный концертный оркестр Беларуси.
В России о нас узнали по музыкальной телепередаче «Угадай мелодию», куда пригласил Владислав Листьев. Записали там сотни программ. Нет такого российского артиста, с которым бы не удалось поработать. Дружу со всеми ведущими исполнителями – Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым. Да и все композиторы России и Беларуси – близкие мне люди. Кого-то уже нет в живых. Но пока стою во главе оркестра, буду играть их музыку.
– Скажите, а кто рекомендовал вас на премию Союзного государства?
– Ректоры Московской и Петербургской консерваторий – настоящие, большие музыканты. Они написали такие сердечные рекомендации – лучше не бывает. А то ведь сегодня как принято: в первую очередь выискивают недостатки. Очень им благодарен.
– С кем из артистов было особенно интересно работать?
– Конечно, с Людмилой Гурченко. Высочайшего уровня артистка. Вспомните, как она выходила на сцену с песней Пахмутовой «Команда молодости нашей»: произносила два-три слова, и – зал был у ее ног. Все было при ней: и талант, и образование, и опыт. Не то, что сейчас: поют под фонограмму и чувствуют себя звездами.