Александр Ефремов:

Я не шаман

Я не шаман


Несмотря на то что на днях Александр Ефремов получил звание народного артиста, а на Рождество специальную премию Президента деятелям культуры и искусства, на лаврах он не почивает. Как-то он сам о себе сказал: "Я пока единственный кинорежиссер в Беларуси, чьи картины способны что-то заработать". Грех не работать! Мы встретились с режиссером-постановщиком Национальной киностудии "Беларусьфильм" в его рабочем кабинете. На столе перед Александром Васильевичем лежал сценарий фильма "Немец" - о судьбе Креста Евфросинии Полоцкой. Картину зрители увидят уже летом. А пока она еще готовится на "кинокухне". Здесь Ефремов проводит чуть ли не все время - и даже выходные. А время на интервью улучил, ожидая артистов из Германии, приехавших в Минск на озвучивание своих ролей в "Немце".


- За последние месяцы вас нашли сразу две высокие награды. Вас не мучает бремя славы?


- Мне в этом году исполнится 60 лет, и я думаю лишь о том, что все эти годы работал, и достаточно много, - и не зря. А вообще, эти награды - огромный комплимент мне.


- Почему вы стали кинорежиссером, а не писателем, не актером?


- Я год проучился на актерском факультете, и понял, что актер - очень зависимая профессия, несамостоятельная, а мне хотелось самостоятельности. Поэтому я пошел в армию, отслужил в войсках ПВО, а потом поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии. Претендовало 200 человек на место. Но я решил, что пока не поставят "двойку", буду пытаться сдать экзамены. Я поступал вместе с Сашей Панкратовым-Черным, который делал уже шестую попытку попасть в вуз. Когда я пришел в деканат за результатами экзамена, то не сомневался, что у меня "двойка". А оказалось, что из всех поступавших только двум поставили "пятерки", и одна из них - моя. Я отучился, но чтобы остаться в Москве, требовалась прописка, а для этого следовало жениться, а я тогда жениться не хотел. А тут - шел 1976 год - к нам в институт из Минска приехал народный артист Виктор Туров и пригласил меня на "Беларусьфильм". Я поехал и снял свою первую картину - "Большая любовь Чередниченко Н.П." с Александром Калягиным в главной роли. За эту работу получил приз "За лучшую режиссуру" на Всесоюзном кинофестивале "Молодость-77". После этого Глеб Панфилов пригласил меня на "Ленфильм". Я подготовил сценарий очередной картины, но Панфилов с кем-то поконфликтовал и уехал в Москву, а я - в Минск, как оказалось, навсегда. И не жалею об этом.


- Почему вы все-таки выбрали "Беларусьфильм"?


- Здесь все так же, как и на любой другой студии. Но главное - здесь работали необычные люди: Виктор Тимофеевич Туров, оператор Юра Марухин, Женя Игнатьев, Валера Рубинчик, Леня Нечаев. Иных уж нет...


- А почему в обществе к белорусскому кино принято относиться скептически? Говорят, что наше кино не смотрят. Но ведь и не поспоришь с этим...


- Это позиция людей, которые формируют так называемое "общественное мнение". Но я готов поспорить. И скажу только о своих работах. Если вы посмотрите программу телепередач за последние 6 месяцев, то заметите, что два раза в месяц идет мелодрама "Рифмуется с любовью", с такой же периодичностью - "Давай поженимся", "Наш человек в Сан-Ремо", 23 и 24 февраля на третьей кнопке российского ТВ показывали 4-серийную картину "Снайпер". Люди мое кино смотрят, хотя меня, может, и не знают лично. Но все равно "общественное мнение" занимает удивительную позицию: "Народ не смотрит белорусское кино". Я между тем уже 35 лет работаю в кино белорусском и 40 лет вообще в этой сфере. И могу утверждать, что наше киноискусство находится на достаточно высоком уровне. А то, что происходит в мировом масштабе, в Голливуде - это разговор отдельный. Там бешеные деньги, за которые снимают умопомрачительные зрелища. Это вызывает уважение и зависть. С другой стороны, зрелища поощряются публикой, которой часто не важно, о чем фильм, не важно, для чего он. И мы вынуждены потакать зрительскому вкусу и требованиям, теряя в качестве, которое всегда было присуще нашему искусству. Вот главная проблема.


- Есть ли у белорусского кино свое лицо, национальные особенности?


- Думаю, что да. Хотя, с моей точки зрения, это лицо только начинает оживать, иногда появляется улыбка, иногда грустное выражение, иногда задумчивое. Также часто это лицо бывает безжизненным.


- Почему наше кино известно в России, но больше нигде за рубежом?


- Не буду разглашать пока все подробности, но скажу, что моим фильмом "Снайпер" заинтересовались в Европе и, как ни странно, в Южной Азии.


- "Беларусьфильм" уже много лет пытаются реформировать, поставить на некий "правильный путь", а разве когда-нибудь киностудия стояла на собственном пути, разве не являлась лишь придатком советской киноиндустрии?


- Не являлась. А считалась абсолютно самостоятельной киностудией, а когда я ехал сюда, то называлась еще "Партизанфильмом" - имя шутливое, но уважительное. Здесь делали лучшее советское военное кино - Добролюбов, Пташук, Туров. Элем Климов снимал "Иди и смотри" тоже в Минске. "Беларусьфильм" не был "придатком". Мы числились на неофициальном третьем месте в СССР. Что тут говорить - многие поколения выросли на картинах "Девочка ищет отца", "Красная Шапочка", "Приключения Буратино", "Звездный мальчик". Классика детского кино снималась именно в Минске.


- Военное кино и теперь - одно из главных направлений вашего творчества и "Беларусьфильма". Почему?


- Эта тема будет актуальна всегда. А я снимаю свое кино и посвящаю его отцу, который танкистом воевал у Рокоссовского, освобождая Белоруссию, был здесь ранен...


- Ну а как удается делать картины, которые смотрят?


- Режиссура - это не шаманство, не глубокомысленный вид, кожаная кепка, темные очки. Научить ей нельзя, но научиться можно. Нужно огромное количество знаний и собственная позиция.


- В одном интервью вы признались, что когда-то "по глупости" согласились возглавить "Беларусьфильм". Но, по идее, вы старейший работник киностудии, знаете всю ее кухню. Что же помешало навести здесь порядок?


- То, что я не чиновник. В ту пору я был излишне самонадеян. Выяснилось, что руководство киностудией - это отдельный вид деятельности, для меня недоступный. Для себя я эту тему закрыл. И счастлив тем, что много снимаю. За последние 10 лет сделал 9 картин. Работа доставляет мне радость. Хотя горьких моментов бывает предостаточно.


- Что это за моменты?


- Это непрофессионализм, зависть, злоба, тупость, спесь, подлость некоторых людей, с которыми сталкиваешься.


- Вы сняли успешные картины "Снайпер", "Покушение", которые принесли прибыль, но наш зритель смотрел их впервые по московскому ТВ. То есть другого пути, как идти к белорусскому киноману через российские каналы, нет?


- Все мои картины неоднократно показывали по белорусскому ТВ, но не могут же у нас без конца крутиться одни и те же ленты. "Покушение", я надеюсь, по Первому российскому каналу поставят на 8, 9, 10 мая. Тот же канал покупает и "Немца", которого я заканчиваю. Это необыкновенно хорошо, потому что эти работы привлекут не только аудиторию, но и деньги, которые получит киностудия.


- Не только вы?


- Я - в последнюю очередь.


- Как вам пришла идея фильма "Немец"?


- Этот фильм - романтическая версия того, что могло случиться с Крестом Евфросинии Полоцкой. Никто же не знает, как все было на самом деле. Идею подсказал драматург и продюсер Глеб Шпригов. Получился приключенческий фильм. Больше ничего не расскажу - все увидите на экране.


- Для съемок вы брали Крест из Спасо-Евфросиньевского монастыря?


- Нет. Копию изготовили бутафоры. Конечно, не из золота. Да и мы показываем его один раз только - в эпизоде спасения...


- Слышал, что вы хотите снять "Черный замок Ольшанский" по Короткевичу. Что нового вы намерены предложить по сравнению с картиной Пташука?


- Очень хочется снять это кино, потому что Короткевич создавал литературу, в которой есть все необходимое для кинематографа. Владимир Семенович отличался поразительным знанием истории, фантазией, он заставлял читателей своих книг верить в чудо и ожидать его. Миша Пташук сделал из "Черного замка" социальную драму. А мне кажется, что если чуть-чуть повернуть сюжет, то получится хорошее романтическое зрелище. Но на это нужны большие деньги. Это костюмный фильм. Хочется надеяться, что на картину все-таки найдутся средства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter