Александр Боярский: «Богатырям» быть!

Генеральный директор мультипликационной студии «Мельница» Александр Боярский рассказал «ТН» о том, зачем его сотрудникам сырое мясо, чего хочет Сергей Маковецкий и когда закончится цикл про трех богатырей.

Фото: ОЛЕГ ЗОЛОТО, комсомольская правда

— «Мельница» существует уже восемнадцать лет, она была создана в 1999 году на основе небольшой студии «Миди Синема». Первый и последний ее проект — фильм «Медведи-спасатели», заказанный студией BBC. Я был одним из учредителей «Миди Синема». Поскольку мы занимались еще и записью звука для кино, на этой почве познакомились с Сергеем Сельяновым: озвучивали его телевизионные работы и участвовали в некоторых фильмах. Сергею была очень интересна мультипликация, и у нас появилась идея объединить усилия и создать студию «Мельница». 

В 2003 году мы выпустили первый в истории России полнометражный мультфильм «Карлик Нос». Впрочем, то обстоятельство, что у нас тогда не оказалось конкурентов, шансов на успех не увеличивало: в России не существовало никакого проката для мультфильмов, посмотреть их было негде. Но постепенно мы двигались вперед. В 2004 году нам пришла идея сделать мультфильм про русских богатырей, и появилась первая в этой серии картина — «Алеша Попович и Тугарин Змей». Она собрала почти $2 млн, но затраты не окупила. Да мы и не очень рассчитывали на это: в то время кинопрокатчики почти не выделяли вечерние сеансы под просмотр мультфильмов, считая, что их смотрит исключительно детская аудитория. Со временем ситуация начала меняться в лучшую сторону, росли и наши сборы. Второй мультфильм — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — тоже не окупился в прокате, но собрал уже больше $3 млн, а вот третья серия — «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — собрала $10 млн при бюджете в $3,5 млн. Мульт­фильм «Иван Царевич и Серый Волк», вышедший в конце 2011 года, собрал $29 млн при бюджете $7,5 млн. В 2011 году мы создали первый в России отдел для работы над 3D-продукцией, после чего началась работа над мультфильмом «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Мы сняли мультсериалы «Лунтик и его друзья», «Барбоскины» и другие. На достигнутом мы не останавливаемся, у нас очень много планов.

Пресс-служба кинокомпании «Наше кино»

— Какими работами студии гордитесь?

— Мы каждой работой гордимся. Есть фильмы, у которых бокс-офис невысокий, но это вовсе не означает, что мы недовольны ими и жалеем, что сняли их. Вовсе нет! Есть у нас, к примеру, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Мы заранее знали, что никакого коммерческого успеха у него не будет, но очень хотели сделать этот фильм, и, на наш взгляд, он получился, и поклонники свои у него есть, пусть их и не очень много. Мы гордимся фильмом «Крепость: щитом и мечом», считаем, что он состоялся, и очень жалко, что до зрителей эта картина по разным причинам не дошла.

— Ваш проект «Три богатыря» пользуется популярностью у зрителей. С 2004 года вышло в свет семь фильмов этой серии. Вы планируете его завершать? 

— Пока люди ждут выхода следующих серий — не планируем. Пару лет назад на пресс-конференции Сергей Сельянов обмолвился, что мы планируем сворачивать проект, но поднялся такой гул возмущенных голосов, что мы поняли — пока рано заканчивать. Поэтому продолжаем. В ближайшее время состоится премьера «Трех богатырей и принцессы Египта», следующая серия уже в производстве, и еще одна в процессе подготовки. Так что пока о завершении «Богатырей» мы не думаем.

Пресс-служба кинокомпании «Наше кино»

— Если Сергей Маковецкий, много лет озвучивающий в «Богатырях» Князя, вдруг скажет, что роль ему надоела, как вы это переживете?

— Нам этого не пережить никак! Мы обожаем Маковецкого, он идеально озвучивает своего героя. Конечно, артист должен любить своего персонажа, но Сережа его очень любит. Вот как раз недавно был у нас на студии, дописывали кое-что. И он говорит: «Когда уже вы снимете серию про Князя?» Мы обещали подумать. Так что пока вроде Маковецкому нравится с нами работать.

Сергей Маковецкий озвучивает роль князя Киевского
Пресс-служба кинокомпании «Наше кино»

— Озвучкой тоже ваша студия занимается?

— Конечно, мы все свои мультфильмы озвучиваем сами. Да и не только свои, делаем озвучание и для посторонних заказчиков — и дубляж, и оригинальные фильмы. Для этого у нас построен большой комплекс, работают профессиональные артисты шумового озвучания. Конечно, имеется масса шумовых библиотек, откуда можно взять звук скрипящих дверей или шагов, записанных на разные лады. Но мы предпочитаем делать сами собственный живой звук. У нас есть студии с разной фактурой пола (песок, гравий, асфальт настоящий) — все это по-разному звучит. Есть специальная скрип-машина, которая скрипит на разные лады. И по-прежнему для того, чтобы озвучивать пощечину, бьют по куску сырого мяса.

— А вы сами кого-нибудь из ваших мультипликационных героев озвучивали?

— В мультипликации, прежде чем художник приступит к своей работе, необходимо сделать черновую фонограмму. Чтобы герой, говоря с экрана, четко попадал губами в слова, которые он произносит. Вот эти черновые фонограммы я, как правило, и пишу. Ну и пару раз я озвучивал героев уже на чистовой фонограмме — играл Волка в трилогии «Иван Царевич и Серый Волк» и еще массу эпизодических персонажей.

Пресс-служба кинокомпании «Наше кино»

— А вообще для вас принципиален момент участия в озвучке ваших мультфильмов общепризнанных звезд экрана?

— Зрителю, конечно, интереснее, если он слышит, как наши герои говорят узнаваемыми голосами. Но реальность такова, что далеко не все высококлассные актеры могут работать у микрофона. Это особый навык. Мы делаем много проб, и нередко бывает, что в студии у микрофона артист теряется. А есть профессионалы микрофона, которые блестяще себя показывают на дубляже. Таким мастером своего дела был Александр Демьяненко, знаменитый Шурик. Его очень любили приглашать на озвучание, он массу фильмов дублировал и делал это поистине гениально. Даже на спор мог отвернуться от экрана, где написан текст, и, глядя только в проекционное окошко, в котором экранный актер беззвучно шевелит губами, идеально с первого раза укладывал герою в губы текст. А тогда же существовала другая технология озвучки. Фильм был записан на пленку, и если дубляж не попадал в губы, с этим уже ничего нельзя сделать. Это сейчас у нас компьютеры, если надо будет, мы слово подвинем, букву вырежем, вставим другую. Все проще. И все равно озвучка — это особый дар. Вот, например, Михаил Боярский, который у нас озвучивал Кота в трилогии «Иван Царевич и Серый Волк», Трусливого Льва в трилогии «Приключения в Изумрудном городе» — он работает на дубляже блестяще! Любо-дорого смотреть.

— Каждую новую серию «Богатырей» снимает другой режиссер. Вы нарочно так делаете?

— Конечно. Мы хотим, чтобы каждый режиссер привнес в проект что-то свое, свой взгляд на героев. Но вот, например, следующий фильм этой серии будет срежиссирован Константином Бронзитом, который снимал в 2004 году «Алешу Поповича и Тугарина Змея». И мы с удовольствием будем с ним сотрудничать еще раз.

Мария АДАМЧУК, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter