Александр АПАЦКИЙ: “Беларусь — не бедная страна и может себе позволить решение сложных экологических проблем”

Накануне Всемирного дня охраны окружающей среды корреспондент “НГ” побеседовала с первым заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александром АПАЦКИМ о результатах работы белорусских защитников природы, актуальных для нас экологических проблемах и их решении
Об экологической ситуации

— Улучшилось ли состояние окружающей среды в Беларуси за последний год?

— Мне приятно отвечать на этот вопрос. Экологическая ситуация в Республике Беларусь стабильна, у нас нет резких скачков в сторону ухудшения или улучшения. Но есть положительная динамика. Об этом свидетельствуют не только данные национальной системы мониторинга и контроля, но и оценки международных экспертов. В  частности, Европейская комиссия, такие организации, как ТАСИС, ОБСЕ, Глобальный экологический фонд, Всемирный банк, отдельные страны-соседи Беларуси, которые участвуют в реализации совместных проектов, соглашений отмечают тенденцию к улучшению состояния водных артерий страны. Это касается Днепра и его притоков, Припяти, улучшилось состояние Немана. Если раньше с Бугом ситуация была посложнее и мы наблюдали некоторое ухудшение качества воды в этой реке и ее притоках, то сейчас эта тенденция переломлена, ухудшения нет, а на некоторых участках отмечается улучшение.

Нужно отметить, что в последнее время Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды усилило мониторинг на водных объектах. Под наблюдением экологов  находится 118 водоемов и водотоков: из них 75 — крупные реки и их притоки, а также 43 наиболее важных в рыбохозяйственном и рекреационном отношении озера и водохранилища. В течение последнего года дополнительно были начаты наблюдения на 25 озерах и водохранилищах и 8 водотоках. На 35 трансграничных участках рек выставлены посты наблюдений. Мы хорошо знаем, какая вода к нам приходит и уходит в соседние страны. Налажен обмен этой информацией с сопредельными государствами.

— Насколько мне известно, многие мероприятия, направленные на улучшение состояния воды, финансируются из Фонда охраны природы. Это значительные средства?

— Судите сами, в 2007 году на решение вопросов, связанных с водоочисткой и водоподготовкой, из Фонда охраны природы было выделено более 120 миллиардов рублей в рамках государственных программ “Чистая вода”, “Возрождение и развитие села”, Национального плана действий по охране окружающей среды. Проведены десятки крупных мероприятий. Введены к эксплуатацию очистные сооружения мощностью свыше 100 миллионов кубометров в год сточных вод в таких городах, как Высокое, Дзержинск, Житковичи, Мядель и  Щучин. Пусковые комплексы построены в Бресте, Витебске, Малорите... К примеру, недавно в Шклове была торжественно открыта фабрика по производству газетной бумаги. Все сооружения, обеспечивающие водоподготовку и водоочистку на этом сложнейшем производстве, все системы водоснабжения и канализации были построены за средства из Фонда охраны природы. Сейчас идет работа по выводу фабрики на проектные показатели. Это несколько цехов сложнейшего оборудования, километры трасс и коммуникаций. На предприятии были установлены самые современные системы трех- и четырехступенчатой водоподготовки и очистки воды с применением новейших технологий. В дальнейшем, после испытаний в Шклове, подобные очистные сооружения мы будем строить по всей Беларуси.

— Еще одна важнейшая составляющая охраны окружающей среды — контроль за состоянием атмосферного воздуха...

— Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу в Беларуси в 2007 году составил порядка 1,6 миллиона тонн. От стационарных источников загрязнения (предприятий) — 436 тысяч тонн и от передвижных источников (автотранспорта) — 1174 тысячи тонн. Установленный государством лимит на выбросы в атмосферный воздух в 2007 году не был превышен. Наблюдался некоторый рост объема выбросов, но было бы странно, если бы он снижался при таком значительном росте валового внутреннего продукта и при таком огромном количестве транспорта в стране, особенно личного. Однако увеличение объема выбросов не было пропорциональным росту производства, а на порядок ниже.

— Каким образом Минприроды “сдерживает” рост выбросов в атмосферу?

— За год мы подготовили и приняли ряд важных нормативно-правовых актов, провели более 400 воздухоохранных мероприятий и добились изменения отношения как хозяйствующих субъектов, так и многих граждан к охране атмосферного воздуха. Ежегодно проводятся операция “Чистый воздух”, конкурсы на лучшую автотранспортную организацию по снижению загрязнения атмосферного воздуха и много иных мероприятий на различных уровнях. В результате за последние 3—4 года количество автотранспортных средств, которые эксплуатировались с нарушением норм токсичности и дымности, снизилось на предприятиях с 6,8 до 5,3 процента.

Усиливаем контроль и за качеством топлива. Стимулировались крупные мероприятия на нефтеперерабатывающих комплексах страны для выпуска новых видов топлива с улучшенными экологическими показателями. Ведется контроль за поступающими в страну озоноразрушающими веществами. Наряду с административными мерами воздействия на предприятия в арсенале у министерства есть меры экономического стимулирования. Средства, которые организации тратят на природоохранные мероприятия, например приобретение воздухоохранного оборудования, могут быть компенсированы за счет снижения экологического налога.

О промышленности

— Усиливается ли контроль за соблюдением предприятиями требований экологического законодательства?

— Мы охватили мониторингом значительную часть предприятий. В общей сложности в системе мониторинга и контроля мы проводим более 1 миллиона 200 тысяч определений в год, поэтому знаем, какая в стране экологическая ситуация. Составлен перечень объектов, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Это обязывает их к проведению локального мониторинга. А на крупных предприятиях должна действовать целая система по охране окружающей среды. Эта работа проводится и в рамках сертификации предприятий по системе ИСО 14 000. Наше министерство является органом сертификации и координирует эту работу в стране. У руководства многих предприятий есть стремление получить этот сертификат, особенно если они поставляют продукцию на экспорт. Сейчас мы доходим до более мелких и проблемных предприятий. Это не обязательная процедура, но мы создаем условия, чтобы предприятия сами были заинтересованы в получении сертификата. Если в 2003 году у нас было сертифицировано только три предприятия, то к 2008 году — 155.

— В прошлом году было несколько крупных аварий, которые нанесли ущерб окружающей среде, к примеру на нефтепроводе “Западтранснефтепродукт”. Какие меры предпринимает Минприроды, чтобы не допустить подобные инциденты?

— Проведена большая работа не только по возмещению ущерба, в том числе по “Западтранснефтепродукту”, но и по выполнению мероприятий, направленных на предотвращение такого рода аварий. Ежегодно финансируются мероприятия по укреплению дамб, плотин, водохранилищ и навозохранилищ. Наши сотрудники проводят инвентаризацию складов ядохимикатов и  минеральных  удобрений, нефте-хранилищ, чтобы в сложные периоды не произошло аварии. К примеру, в последние недели мая этого года по всей территории Беларуси прошли сильные дожди. Если бы такая работа не проводилась, избыток осадков мог бы привести к печальным последствиям. Сейчас происходят только единичные случаи аварий.

Каков бы ни был масштаб чрезвычайной ситуации, у Минприроды есть отработанные механизмы реагирования. Если есть сигнал об аварии или ее вероятности, незамедлительно на место выезжают представители лабораторной службы и инспекторы, привлекаются материальные ресурсы, чтобы предупредить либо ликвидировать аварийную ситуацию. Если есть необходимость, подключается МЧС.

О порядке на земле

— В последнее время много внимания уделяется благоустройству и наведению порядка на земле...

— Минприроды наряду с другими министерствами и местными органами власти играет в этом процессе одну из основных ролей. Мы не только координируем мониторинг состояния земельных и лесных ресурсов, но и финансируем мероприятия по наведению порядка на земле и благоустройству населенных пунктов.

Еще одна грань нашей работы — наведение порядка на животноводческих комплексах, птицефабриках и машинных дворах. Особое внимание уделяется работе с органикой. Кроме того, министерство выделяет  средства  на снос пустующих, не-пригодных сельскохозяйственных построек. До конца нынешнего года мы планируем завершить эту работу.

— В конце прошлого года у всех на слуху были громкие случаи нарушений экологического законодательства, касающегося водоохранных зон и прибрежных полос. Удалось ли приструнить нарушителей?

— Вопросам, касающимся наведения порядка в водоохранных зонах и прибрежных полосах, уделяется пристальное внимание. Были применены санкции почти к полутора тысячам застройщиков или эксплуатационщиков, уличенных в самозахвате земли или незаконном возведении жилых и хозяйственных построек иногда даже на самом берегу водоема. С учетом требований главы государства, поручений Комитета государственного контроля, прокуратуры приняты жесткие меры, отрегулировано соответствующее законодательство. Сейчас налажен очень четкий контроль за выделением и использованием земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

Об альтернативной энергетике

— Одна из важных задач — поиск альтернативы господству в энергетике нефти и газа и замена их, к примеру, древесным топливом, углем. Но не причинит ли это вреда окружающей среде?

— Работа Минприроды в последний год была направлена на максимальное вовлечение местных энергоресурсов в оборот при соблюдении всех экологических требований. Любой новый энергетический объект должен соответствовать требованиям экологического законодательства. Да, пока есть проблема с предприятиями, использующими старое оборудование. Однако был принят ряд принципиальных решений, чтобы обновить это оборудование, привлечь инвесторов и внедрить самые современные технологии. Минприроды со своей стороны предоставляет максимальную информацию, в том числе для привлечения инвесторов в разработку и добычу строительных, горючих материалов, минеральных и питьевых вод и минеральных удобрений, торфа и сапропелей. Мы проводим разведку полезных ископаемых, чтобы привлечь в страну инвестиции и создать новые производственные мощности на современной основе. Важно, что Беларусь приступила к созданию мощностей альтернативной энергетики, которые не требуют безвозвратного использования природных ресурсов.

— Минприроды финансирует создание первых в стране биогазовых установок...

— Перед агропромышленным комплексом стоит огромная задача: уже на первом этапе работы в каждом районе должны построить как минимум один крупный животноводческий комплекс по самым современным технологиям. Минприроды видит свою задачу в современной организации удаления и переработки органических отходов этих комплексов. Также нужно контролировать рациональное использование воды и эффективное использование площадей, чтобы комплексы не занимали огромные угодья. Сейчас мы изучаем технологии Евросоюза, России, Украины, Польши, стран Балтии. Однако не забываем о том, что мы должны не только обеспечить выполнение экологических требований, но и не препятствовать экономическому росту. Ведь чем он выше, тем больше налоговые поступления — а значит, больше возможностей провести экологические мероприятия. Такая взаимосвязь действительно существует: богатые страны (а Беларусь — не бедная страна) могут себе позволить решение сложных экологических проблем. В том числе создание биогазовых установок.

О скрытых ресурсах

— Все более значимой становится роль министерства в изучении и оценке природных ресурсов, которыми владеет Беларусь. Что же таится в наших недрах?

— Государство вкладывает большие средства в изучение недр. Геологическая отрасль успешно развивается. Несколько лет назад износ буровых станков — основного оборудования для изучения недр — составлял свыше 90 процентов. В настоящее время — 51 процент. Создана необходимая материально-техническая база для реализации государственных программ. Но нам нужно еще больше людей и оборудования, чтобы не только обеспечить нормальную работу строительной, промышленной, энергетической отраслей экономики природными ресурсами в тех объемах, которые нам доводит правительство, но и как минимум удвоить темпы. Важно работать на перспективу.

Очевидно, что без оценки ресурсов не может быть создано новое предприятие и расширено старое. Даже если сейчас некоторые ресурсы использовать нерентабельно, производить продукцию у себя в стране все равно выгодно: люди получают работу, мы создаем производство, а не отдаем заработанные деньги другой стране за готовый товар. Надо учитывать, что цены растут не только на энергоносители, но и на другие природные ресурсы, к примеру металлы, минеральные удобрения. Иногда закупка этих ресурсов за границей ложится на бюджет страны неподъемным бременем. Республика Беларусь вполне может прирастать и запасами фосфоритов, и железной руды, и горючими сланцами, и гидроресурсами, и терморесурсами, не говоря уже о строительных материалах.

— В наших магазинах рядом с белорусской питьевой водой очень много импортной. Неужели нам не хватает своей воды?

— Да, есть такая проблема, несмотря на постоянный значительный рост производства и потребления отечественной питьевой воды, рост экспорта. Присутствие импортной продукции в некоторых объемах — элемент конкуренции. Уверен, что в ближайшее время основная доля нашего рынка воды будет белорусской.  Только за прошлый год было разведано на 193 процента больше, чем по плановым заданиям, запасов минеральных вод. Мы готовы предоставить инвесторам для создания предприятий эти ресурсы и уже работаем по ряду проектов. К примеру, под Минском, возле деревни Цна, обнаружены минеральные источники, и инвесторы готовы прийти туда. Хотя земля вблизи белорусской столицы стоит недешево, думаю, вопрос будет решен. Мы работаем с облисполкомами по созданию соответствующих мощностей: предоставляем информацию и максимально содействуем инвесторам, которые интересуются и желают развивать производство воды в Беларуси.

Об отходах

— Насколько остро стоит проблема промышленных и опасных отходов?

— Это один из самых сложных вопросов. Еще с советских времен у нас осталось огромное “наследство”, в частности, отходы Солигорского калийного комбината, которые составляют львиную долю промышленных отходов страны. А ведь есть еще отходы гомельского химического завода. В целом в Беларуси образуется порядка 34 миллионов тонн отходов в год, из них 25 миллионов тонн — крупнотоннажные отходы калийного комбината и 570 тысяч тонн — фосфогипс Гомельского химического завода. Сейчас на площадках, в хранилищах, на предприятиях и полигонах складировано 856 миллионов тонн отходов производства, 98 процентов из них — крупнотоннажные.

Есть и проблема обращения с опасными отходами. В Беларуси было семь захоронений пестицидов, пришедших в негодность. Одно захоронение, которое размещалось под Брестом, практически вывезено на Чечерский полигон токсичных отходов. Мы проводим мониторинг возле остальных захоронений и, если будет тенденция к появлению загрязняющих веществ, особенно опасных, токсичных, безусловно, будет принято решение по их извлечению, переупаковке и транспортировке на полигон токсичных отходов. Но это не окончательное решение проблемы. Европа пестицидные отходы сжигает. При соблюдении современных технологий и соответствующем оборудовании для контроля эту проблему можно решить и в Беларуси. В таком случае на Чечерском полигоне будут создаваться мощности для утилизации пестицидов. Есть хорошая положительная динамика в работе с гальваническими, строительными, резинотехническими и коммунальными отходами.

О международной деятельности

— Беларусь подписала более двадцати международных  конвенций и протоколов. Удается ли нам выполнять все их требования?

— Мы стараемся успеть за мировыми тенденциями. Беларусь не подписывает “пустых” документов. Если такое решение утверждено указом Президента, мы свои обязательства стараемся выполнять в полном объеме. Бывают некоторые сложности, но в целом наши международные обязательства по всем подписанным Республикой Беларусь соглашениям выполняются.

В последний год мы активизировали работу по Антарктиде. Принята соответствующая государственная программа, создан Республиканский центр полярных исследований. Сейчас создаем нормативно-правовую базу, и это достаточно тяжело. В этом нам оказывает помощь Минюст, Минтруда и Минфин. В Беларуси не было такой практики, а те страны, которые десятилетиями работали в полярных широтах, решали эту проблему постепенно, год за годом. В чистом виде, к примеру, взять российское “антарктическое” законодательство и применить в Беларуси нельзя — различаются подходы, у национального законодательства есть особенности. Тем не менее существует шесть крупномасштабных белорусских исследовательских проектов по Антарктиде и начата их системная реализация. Проекты основываются на тех данных, образцах, исследовательской информации, которую нам предоставили участники экспедиции, которая вернулась недавно с Южного полюса. Экспедиция завершилась успешно, ее участники выполнили все поставленные задачи. Сейчас прорабатывается вопрос о создании белорусской полярной станции в южных широтах.

Об общей ответственности

— Все, о чем вы говорили, относится в основном к сфере профессиональной деятельности тех, кто должен реализовывать экологическую политику, но ведь и от каждого из нас в немалой степени зависит здоровье окружающей среды...

— Это действительно так. Не будем, как говорится, далеко ходить. Настал теплый сезон. У многих есть собственные машины, и как никогда много в этом году желающих отдохнуть на берегах рек, озер, в лесных угодьях. Безусловно, это дополнительная нагрузка на нашу окружающую среду. Не все, к сожалению, наводят после себя порядок, сохраняют чистоту природы. После выходных и праздничных дней на все учреждения, которые в той или иной степени обеспечивают порядок в местах отдыха, ложится огромная нагрузка. Это касается и придорожных полос. Ведь можно убирать мусор и разжигать костры, не загрязняя природу и не поджигая лес. Пожары наносят природе непоправимый ущерб. Кроме того, любой пожар - это вредные выбросы в атмосферу, иногда более опасные, чем выбросы с предприятия. Природа меняется в связи с изменениями климата, но то, что мы делаем порой с ней сами - это недопустимо. Хотя таких нарушений стало меньше, хотелось бы, чтобы эта тенденция распространялась быстрее.

Всемирный день защиты окружающей среды — хороший повод задуматься о наших экологических проблемах. Все, что мы сделаем сейчас, достанется нашим детям и внукам. Нужно, чтобы  каждый гражданин в своем дворе, на дачном участке или огороде в сельской местности мог сказать: “Да, экологическая ситуация действительно стала лучше”. Для этого нужно соблюдать элементарные правила поведения и не допускать, чтобы другие вредили природе. Причины 70—80 процентов экологических проблем — внутри нас.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter