Александр Анисимов возвращается в Большой театр и будет дирижировать «Тоской»

Информацию об этом sb.by подтвердил сам маэстро: 
— Да, я буду дирижировать «Тоской»! Это мое первое появление за пультом дирижера оперы в нашем Большом театре за много-много лет. Были концерты, были балетные спектакли, но операми в Минске я не дирижировал давным-давно.


А ведь в 1980—1984 и в 1989—2003 годах Александр Михайлович был главным дирижером Национального (тогда Государственного) академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.  

Ему было 33, когда он возглавил театр.

— По-моему, я тогда был самым молодым главным дирижером Советского Союза, — поведал он мне в прошлогоднем юбилейном интервью, — и я начал работать с такими корифеями как Вощак, Коломийцева, Мошенский. Каким-то чудом я сумел им доказать, что я не случайный главный дирижер. И все это признавали.

Но для этого ему пришлось серьезно поработать. Самые трудные и зачастую «неблагодарные» спектакли доставались ему.

В 1984 году он совместно с режиссером Эмилем Пасынковым поставил «Ивана Сусанина».

В 1988 году первым в СССР, буквально «с чистого листа», осуществил постановку «Маддалены» Прокофьева. 

В 1994 году впервые в Беларуси воплотил «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

И это лишь небольшая часть тех спектаклей, которые он поставил на белорусской оперной сцене. 

Самой же резонансной его работой стала «Дикая охота короля Стаха», работу над которой начинал Вощак, а Анисимов после его смерти довершил и добился оглушительного успеха. За постановку этой оперы Солтана он в 1996 году удостоился Государственной премии Республики Беларусь, а год спустя стал кавалером ордена Франциска Скорины.

Последние 15 лет в силу разных обстоятельств Александр Михайлович был разлучен с театром. В 2002 году он возглавил Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь и поднял его на такую высоту, что любой его концерт сопровождается аншлагом. В 2011 году Александру Анисимову было присвоено почетное звание народного артиста Беларуси.

Одновременно он работал главным дирижером Самарского академического театра оперы и балета, сотрудничал со многими оркестрами и музыкальными театрами мира. В 2005 году за «Леди Макбет Мценского уезда» в Музыкальном театре Ростова-на-Дону был награжден российской театральной премией «Золотая маска».

Все эти годы верные поклонники ждали его возвращения в родные стены Большого театра Беларуси. И наконец их мечта сбылась. 

15 августа Александр Анисимов, оставаясь главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, официально вступил в должность дирижера-консультанта Большого театра Беларуси по вопросам творческого планирования. 

12 сентября он будет дирижировать «Тоской».

— И это особенно приятно, — признается Александр Михайлович, — потому что «Тоска» — одна из самых любимых моих пьес. Это самая симфоничная из опер Пуччини. Настоящий пир и для дирижера, и для публики.

Я особенно рад, что в этом спектакле партию Каварадосси будет исполнять Ахмед Агади. Мы с ним много работали вместе и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, где я первым поставил «Аиду», а он замечательно исполнил партию Радамеса. С этим певцом мы совпадаем, и когда есть возможность, я прошу руководство театров, чтобы он выступал вместе со мной. Это один из лучших драматических теноров нашего времени, уникальный артист и очень интересный человек — доброжелательный, понимающий, схватывающий на лету все, что отвечает его эстетическим и профессиональным взглядам. В ролях Тоски и Скарпиа заняты Нина Шарубина и Владимир Громов — лучшие певцы нашего театра.

— Вы уже видели новый спектакль Панджавидзе, которым вам предстоит дирижировать?

— Нет, но его предыдущая «Тоска» мне очень понравилась. Я восхищаюсь тем, как директор театра Владимир Гридюшко и главный режиссер Михаил Панджавидзе находят в себе силы и смелость пересмотреть свой взгляд на спектакли текущего репертуара. Я знаю только один пример, когда выдающийся дирижер Эмиль Пасынков в Новосибирской опере поставил «Пиковую даму», премьера прошла успешно, но он закрыл спектакль и сказал, что будет ставить его наново, и через два месяца действительно поставил. Спектакль получился феноменальный, это вызывает глубокое уважение.

На фото Михаил Панджавидзе и Александр Анисимов 

— Мне очень нравится, как Панджавидзе поет все оперы с начала до конца. 

— Причем он поет на любом языке — русском, итальянском… Мы с ним ставили оперы в Казани и в Астане, так он даже на национальных языках поет! Мы с ним плодотворно трудились в Самаре. Надеюсь, что и здесь у нас будет хороший тандем, и мы вместе еще что-нибудь придумаем.

— Рады ли вы встрече с оркестром Большого театра?

— Конечно! Боюсь только, что с репетициями будет сложно, ведь буквально накануне пройдет премьера «Саломеи». Но ничего, мы друг друга поймем, большая часть оркестра еще помнит мою руку!

— Как вам кажется, вы и дальше будете дирижировать «Тоской»?

— Сложно сказать. Стиль задает директор Владимир Павлович Гридюшко. Он старается, чтобы у дирижеров была равная загруженность. Это добавляет нагрузки оркестру, но интересно для публики и певцов. В любом случае в репертуарном театре нельзя, чтобы спектаклем дирижировал только один дирижер, особенно если это дирижер востребованный. Он может куда-то уехать или заболеть. Вот если восемь спектаклей подряд, как это бывает в зарубежных театрах, тогда еще можно, хотя и не всегда. Я сейчас в Швейцарии дирижировал восемью спектаклями «Иоланты», и еще два спектакля провел мой ассистент.

— Владимир Павлович Гридюшко — наш лучший театральный менеджер. Он очень красиво выстраивает работу театра. Ведь именно он организовал «Рождественский оперный фестиваль»!

— И шикарный оперный конкурс! В этом году запланировано мое участие как дирижера в третьем туре и гала-концерте. Уверен, что будет очень интересно!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter