Александр Анисимов: Минск – дом родной, Самара – последняя страсть

Главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Беларусь рассказал «СВ» о работе в Самарском театре оперы и балета, о премьере «Леди Макбет Мценского уезда» и о том, как оценивает строительство Союзного государства
Главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Беларусь рассказал «СВ» о работе в Самарском театре оперы и балета, о премьере «Леди Макбет Мценского уезда» и о том, как оценивает строительство Союзного государства.


«Леди Макбет» – недетская премьера: зрителей младше шестнадцати лет на спектакль не пускают

Поднятая целина


– Александр Михайлович, как успеваете совмещать две должности – в Минске и Самаре?

– Для меня это привычно. Работать как минимум в двух направлениях – в филармоническом оркестре и в театре оперы и балета – начал лет сорок назад. Руководил Пермским и Ростовским оперными театрами. Работал как приглашенный дирижер в Мариинке. Довелось ставить спектакли в Америке, Европе и даже в Австралии.

С Симфоническим оркестром Беларуси сотрудничаю с 2002 года. Для меня это дом родной. А Самара – последняя страсть, последний «ребенок», горячо любимый. В этом году исполнится пять лет как стал главным дирижером театра оперы и балета.

– Что отличало коллективы, в которых довелось работать?

– Как и каждый регион России, каждый театр имеет свое лицо. У Пермского почти полуторавековая история – очень сильные и оперная, и балетная труппы. Хотя работать было непросто – в Перми нет вуза по подготовке музыкантов и солистов. Это создавало определенные трудности. Но, мне кажется, удалось их преодолеть.

Ростовский чем-то напоминает самарский. Может быть, тем, что оба в момент моего появления начинали жизнь с чистого листа.

В Ростове Театр музкомедии переехал в новое здание и превратился в Театр оперы и балета. Это был период яркого подъема, расцвета, страстного желания работать.

Самарский коллектив пригласил меня, когда после реконструкции открылось заново отстроенное здание театра – с красивыми люстрами, стенами, оснащенное изумительной техникой... Главное, в нем сохранилась замечательная акустика, которая была до ремонта. Не обошлось и без потерь. Коллектив долгие годы работал в клубах да домах культуры. И растерял свой репертуар. Хорошо, хоть библиотеку спасли, и то не всю.

Начинали почти с нуля. Нужно было, чтобы публика вспомнила дорогу в наши стены. Чувствовал себя этаким целинником! Работал увлеченно, с удовольствием. И это настроение по сей день меня не покинуло.

– Что вам, дирижеру филармонического оркестра, дал опыт работы в театрах оперы и балета?

– Умение решать трудные вопросы, в том числе психологического характера, находить баланс. Когда приходишь на новое место, с одной стороны, нужно угадать, в чем его особенность, понять и принять его индивидуальность. С другой — необходимо привнести что-то свежее. Это дело непростое.

Дружим оркестрами


– Ваши студенты в Белорусской академии музыки участвуют в одном из самых крупных культурных проектов Союзного государства – Молодежном белорусско-российском симфоническом оркестре.

– Это действительно очень интересный и перспективный проект. Активно работаем со студентами, ежегодно обновляем репертуар и провожаем на гастроли по городам России и Беларуси.

Мы много лет дружим оркестрами – Самарской оперы и Белорусской филармонии. Наши музыканты приезжают в Минск, готовят совместные программы, играют на концертах. Белорусы не раз бывали у нас в Самаре, участвовали в спектаклях. Музыка границ не имеет!

– В этом году на концерте ко Дню единения вы обменивались палочками с главным дирижером Большого симфонического оркестра России Владимиром Федосеевым.

– Очень символичный момент! Только это был не совсем обмен. В. Федосеев, продирижировав свою часть концерта, как бы передал мне эстафетную палочку.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях Союзного государства. Поеду и на Третий форум регионов в Минск. Белорусский оркестр выступит вместе с российскими солистами.

– Как оцениваете результаты строительства Союзного государства?

– За политикой и экономикой пристально не слежу. Но как человек, работающий в обеих странах, своим примером показываю: объединяться нужно не только в искусстве, но и во всех остальных сферах нашей жизни.­

Премьера

«Леди Макбет» все-таки лучше «Катерины Измайловой»

В конце мая в Самаре состоялось большое событие – публике показали опальную оперу Дмитрия Шостаковича.

– У «Леди Макбет Мценского уезда» очень интересная история, почти детективная, – рассказал Александр Анисимов. – Первая симфония 19-летнего Шостаковича имела огромный успех в мире. В Америке ее дирижировали Тосканини и Стоковский, играл английский оркестр. Вся Европа захлебывалась от восторга. На пике этого успеха композитор и написал «Леди Макбет».

Сначала опера шла в двух театрах России – в Москве и Петербурге, причем выдержала двести представлений. Это сверхнеобычная ситуация для мирового музыкального театра. Даже оперы Верди и Россини не дотягивали до такой цифры.

Но потом наступил тяжелый период не только для Шостаковича, но и для всей советской музыки. «Леди Макбет» запретили. К композитору «приняли меры». Я имею в виду печально знаменитую статью «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», в которой оперу назвали «антинародной».

Все это не просто осложнило жизнь композитора, а превратило ее в трагедию. Он долго не мог оправиться от удара и в итоге решил отредактировать произведение – сгладил острые моменты, не понравившиеся компартии. Так появилась опера «Катерина Измайлова» – совершенно другое произведение. Но не менее успешное, чем «Леди Макбет».

Я предпочитаю первую редакцию оперы. Ставил ее в театрах Минска, Ростова, Барселоны, Дублина. И вот теперь в Самаре. В конце мая с аншлагом прошли два премьерных спектакля. Надеемся, что постановка будет жить долго и обретет счастливую судьбу.


Досье «СВ»

Александр Анисимов родился в Москве. Окончил Ленинградское хоровое училище имени Глинки, Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Был главным дирижером Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Пермского театра оперы и балета, Ростовского музыкального театра, Национального симфонического оркестра Ирландии.

Обладатель национальной театральной премии «Золотая Маска». Заслуженный деятель искусств России, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, кавалер ордена Франциска Скорины и Французского ордена Командора высшей степени.

Великолепная семерка

Театральные опен-эйры, новый фильм Вуди Аллена и юбилейный «Славянский базар». «СВ» представляет самые яркие события этого лета и осени.


«Молодечно»

Молодечно, 10–11 июня

В Минской области устраивают фестиваль белорусской песни и поэзии. Особенность – выступают все только на белорусском языке. Здесь же устраивают конкурс молодых исполнителей эстрадной песни.

Лейтмотивом грядущего фестиваля станет 75-летие со дня рождения Владимира Мулявина – основателя и руководителя ансамбля «Песняры». Пройдет выставка, подготовленная вдовой музыканта, и концерт воспитанников Национального центра музыкального искусства имени 

В. Мулявина. Драматический театр имени М. Горького покажет свой хит – спектакль «Песняр».


Московский международный кинофестиваль

Москва, 23–30 июня

Каждое лето российская столица на десять дней становится меккой кинематографистов. Фестивалю больше восьмидесяти лет. Впервые его провели в феврале 1935 года в кинотеатре «Ударник». 

Новейшая история фестиваля связана с именем «оскароносного» режиссера Никиты Михалкова. С 1999 года – он его президент и идеолог. Показы проходят в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате. В жюри – режиссеры и артисты мирового уровня: Люк Бессон, Ричард Гир, Алан Паркер. В этом году фестиваль откроется фильмом Сергея Соловьева «Кеды», а закроется «Светской жизнью» Вуди Аллена. 


Фестиваль уличных театров

Архангельск, 20–26 июня

Под занавес сезона театральные коллективы со всего мира съезжаются на север России, где под открытым небом играют свои лучшие спектакли.

Фестиваль уличных театров основан в 1990 году, его то организовывали, то «забывали». В последние несколько лет желающих на него попасть стало так много, что власти Архангельска решили проводить этот праздник каждый год.

Зрелище яркое: театральный опен-эйр начинается с карнавального шествия вдоль набережной Северной Двины и продолжается всю неделю на площадках по всему городу.



«Славянский базар»

Витебск, 14–18 июля

Самое ожидаемое музыкальное событие – международный фестиваль искусств «Славянский базар». Уже 25 лет он проводится на родине знаменитого художника Марка Шагала.

Ядро фестиваля – конкурс исполнителей эстрадной песни. Первое место стало путевкой в жизнь для многих известных артистов: среди них Таисия Повалий и певица Руслана. В этом году жюри возглавит певец Валерий Леонтьев.

Большим успехом у зрителей пользуется внеконкурсная программа: сольные концерты звезд эстрады, кинопоказы, спектакли российских и белорусских театров. На многие мероприятия билетов уже не достать.


«Молодежь – за Союзное государство»

Ростов-на-Дону, 14–20 сентября

Крупнейший фестиваль Союзного государства проходит с 2006 года. С одной стороны, это музыкальный конкурс исполнителей молодежной песни. По его итогам выбирают лауреата и двух лучших исполнителей от России и Беларуси.

В то же время это и важная площадка, где происходит диалог между молодежью и властью. В дни форума проходит заседание Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. Устраиваются встречи участников с депутатами и представителями общественных молодежных объединений.


Фестиваль «творчество юных»

Анапа, 20–27 августа

В конце августа на Черноморское побережье из городов России и Беларуси съезжаются самые одаренные дети в возрасте от 7 до 18 лет. Фестиваль «Творчество юных» – проект Союзного государства. Всю неделю на Театральной площади Анапы – красочное действо. Юные вокалисты, танцоры и циркачи показывают все, на что способны.

«Две страны – одна судьба»

Поселок Зубреневка (Минская область),7–11 июня

Этот российско-бело-русский фестиваль будет проводиться впервые. Его организатор – детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок». В программе – выступления вокальных и хореографических коллективов, выставки, ярмарки и творческие мастерские. Центральным мероприятием фестиваля станет «День Союзного государства», который пройдет 9 июня.

Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter