Гигин — об уроках столетия Компартии Китая для Беларуси

Алеет Восток

Первая неделя июля стала, без преувеличения, временем глобального празднования векового юбилея самой крупной политической организации мира — Коммунистической партии Китая. Возникшая летом 1921 года в Шанхае как небольшая группа единомышленников, сейчас она насчитывает в своих рядах более 95 миллионов человек и уверенно руководит огромной страной. Сами торжества многим запомнились появлением Си Цзиньпина во френче на манер первых руководителей КНР, а также сразу ставшей крылатой его цитатой о том, что те, кто попытается вмешаться во внутренние дела Китая, разобьют голову о стальную стену. Дух захватывало и от грандиозного форума, проходившего 6 июля. В условиях продолжающейся пандемии он собрал через онлайн-общение лидеров сразу 500 партий по всему миру. Но за этими безусловно важными формами необходимо видеть и очень глубокую суть, которая позволяет КПК оставаться у руля столько лет.

Китайское значит отличное

Китайский опыт изучается по всему миру. Но в основном эксперты сосредотачиваются на экономических успехах Поднебесной, внимательно исследуют реформы, которые позволили Китаю стать ведущей экономикой мира. Не остается без внимания и роль великой страны на международной арене. А вот с анализом внутриполитической ситуации далеко не все так хорошо. И дело не в пресловутой закрытости КНР. Да и нет никакой закрытости. Виной всему — следование многих политологов и журналистов заданной много лет назад модели понимания и характеристики политических режимов. Она основывается на европоцентричности, принятии за аксиому идеальности западной демократии. Вот и навешивают на Китай один ярлык за другим: «однопартийная система», «авторитарное правление», а некоторые и вовсе упрекают в тоталитаризме. Если же избавиться от методологических шор, то можно сделать совершенно иные выводы, которые будут полезны и Беларуси, особенно в условиях проводимой сейчас политической модернизации. Ведь без грамотного и эффективного политического управления китайцам не удалось бы добиться такого прогресса в экономике. 
Нынешняя политическая система в Китае представляет собой не что иное, как усовершенствованную форму народной демократии.
Именно так именовались режимы, которые возникли после Второй мировой войны в странах, где руководящую роль играли коммунистические и рабочие партии. Это только слабо знающие историю люди полагают, что все они были калькой советского государственно-политического устройства. Ничуть! В частности, во многих из них сохранялись различные партии. Так и в современном Китае, кроме правящей, действуют еще восемь политических партий. Все они объединены в Патриотический единый фронт китайского народа, а координацию их деятельности осуществляет Народный политический консультативный совет. Его глава считается одним из влиятельнейших людей в КНР. Таким образом, в Китае выстроена многоуровневая и достаточно сложная система многопартийного сотрудничества и политических консультаций.
Консенсус достигается не за счет административного давления, а путем поиска баланса интересов. Правда, делается это обычно непублично, без громких скандалов и перепалок, как к тому привыкли на Западе. Что поделать, другая культура, иной менталитет, в том числе и политический.

Подобная бамбуку: умелая идеологическая работа

Это одна из важнейших отличительных черт коммунистического Китая. КПК никогда не отказывалась от своих корней, прочно стояла на ­фундаменте некогда избранной идейно-теоретической доктрины. Еще в далеком 1937 году Мао Цзэдун, критикуя либерализм, отметил: «Мы стоим за активную идеологическую борьбу, так как она представляет собой оружие, при помощи которого достигается внутреннее сплочение партии и других революционных организаций, обеспечивающих их боеспособность». Даже в период самого острого конфликта с ­СССР и ­КПСС в Китае продолжали отмечать 7 ноября и изучать ленинское наследие.

При этом идеология КПК подобна гибкому и прочному бамбуку, который гнется, но не ломается. Китайские коммунисты не раз пересматривали те или иные положения своей программы, прислушивались к насущным требованиями времени и общества, каждый раз подчеркивая преемственность курса.

Как и у нас, в Китае многие сетуют на меркантилизм молодежи, увлеченность подрастающего поколения западной культурой. А ведь в КНР до сих очень популярными остаются многие классические произведения жанра социалистического реализма, тот же роман «Как закалялась сталь». Павку Корчагина, без преувеличения, знает каждый китайский школьник. Сериалы, снятые по мотивам советской прозы или же на основании биографий первых китайских коммунистов, бьют рекорды по просмотрам.

Приведу пример из собственной практики. Как-то в сопровождении китайских коллег мне довелось подняться на гору Тайшань, что в провинции Шаньдун. Она считается одной из пяти священных гор даосизма. На ее вершине находится Храм нефритового императора. Там тысячи верующих по давней традиции зажигали свечи, оставляли жертвенные деньги. Этому примеру последовали и несколько наших китайских товарищей, о которых я знал, что они члены КПК. Вопрос о том, зачем так поступают атеисты, их несколько обескуражил. Они посовещались и ответили: «Мы атеисты, но партия разрешила зажигать свечи. Ведь это наше культурное наследие». Такой достойный ответ, как мне кажется, ярко характеризует идеологический портрет современного китайского коммуниста.

В этой связи приведем еще одну весьма поучительную цитату Мао Цзэдуна: «Всякий, кто рассматривает марксизм-ленинизм как религиозную догму, является невежественным человеком. Такому нужно прямо сказать — твоя догма ни на что не годится».


Самобытность прошлого и будущего

Безусловным достоинством китайской модели политического лидерства является умение признавать собственные ошибки. В КПК не утверждают, что все и всегда делали правильно. Они взвешенно подходят к собственному опыту и истории своей партии. Показательно отношение к наследию Мао Цзэдуна. В партии и стране знают и не скрывают те просчеты, которые были допущены в прошлом, но они не заслоняют и очевидные достижения. Известной стала формула: семьдесят процентов положительного и тридцать — отрицательного. Когда-то сам великий кормчий так оценил итоги сталинского правления. Сейчас КПК подобным же образом относится и к его историческому опыту. Поэтому неудивительно, что у молодежи популярны значки с изображением Мао. Да и френч Си Цзиньпина 1 июля — это тоже дань уважения основателю КНР.

Достойно пристального внимания и административно-территориальное устройство Китая. Это унитарная страна, в которой, только по официальным данным, проживает 56 народов. Провинции и автономные районы обладают определенной долей самостоятельности в принятии решений. Эту систему можно назвать взвешенным централизмом и разумным делегированием полномочий на места. Интересы регионов представлены и на центральном уровне. Из 25 членов нынешнего состава Политбюро ЦК КПК сразу шесть (включая руководителя Пекинского горкома) представляют местные партийные организации, пользуются большим влиянием во всей партии, а значит, и в государстве.

Выступая на торжественном собрании, посвященном столетию КПК, Си Цзиньпин поставил перед однопартийцами задачу: «Ни на минуту не забывать о коренных интересах государства, постоянно повышать у партии уровень государственного управления на научной, демократической и правовой основе, в полной мере выявлять роль партии как руководящего ядра, владеющего обстановкой в целом и координирующего деятельность всех сторон!»

СВОЙ ПУТЬ

Юбилей компартии Китая показал, что в этой стране создана самобытная политическая система, обладающая целым рядом преимуществ. Там не стали насаждать у себя какую-то готовую форму построения политического управления, а основывались на собственном опыте, истории, традициях, при этом внимательно изучая политический путь других стран. В итоге именно КПК удалось привести Китай к тому процветанию, которому сейчас завидует весь мир. И это лидерство компартия намерена сохранять и в будущем.

Вадим ­ГИГИН, заместитель председателя Белорусского союза журналистов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter