«Альба Рутения» – «Белая Русь»

Приходилось ли вам слышать музыку эпохи барокко на старинных инструментах? Завораживающее впечатление! А между тем музыкальные гурманы Мозыря могут наслаждаться звуками утонченного средневековья хоть каждый день. В детской школе искусств № 2 создан единственный в Гомельской области ансамбль старинной музыки «Альба Рутения». В переводе со старобелорусского — «Белая Русь». Название подсмотрели в старинных картах. Его коллектив состоит из учителей школы, а руководит им настройщик-ремонтник музыкальных инструментов Андрей ШКЛЕДА. Изюминка ансамбля в том, что средневековая музыка исполняется на старинных инструментах, изготовленных руками Андрея Николаевича.

Ансамбль средневековой музыки — один на всю Гомельскую область

Приходилось ли вам слышать музыку эпохи барокко на старинных инструментах? Завораживающее впечатление! А между тем музыкальные гурманы Мозыря могут наслаждаться звуками утонченного средневековья хоть каждый день. В детской школе искусств № 2 создан единственный в Гомельской области ансамбль старинной музыки «Альба Рутения». В переводе со старобелорусского — «Белая Русь». Название подсмотрели в старинных картах. Его коллектив состоит из учителей школы, а руководит им настройщик-ремонтник музыкальных инструментов Андрей ШКЛЕДА. Изюминка ансамбля в том, что средневековая музыка исполняется на старинных инструментах, изготовленных руками Андрея Николаевича.

…Виола де гамба, клавесин, барочная гитара батента, кельтская арфа, спинет, контрданс — вот далеко не полная коллекция инструментов мастера. Именно руками Андрея Шкледы изготовлены первые в Беларуси предшественницы скрипок — виолы. Его клавесин стоит в Мирском замке. А некоторых из его экспонатов нет даже в Московском музее старинных музыкальных инструментов. Но чтобы этот старинный звук родился, мастеру мало обладать навыками плотника, столяра и резчика по дереву. Он должен быть еще конструктором, художником и исследователем в одной ипостаси.

Где же «прячутся» старинные чертежи инструментов, интересуюсь у реставратора.

— В обычных книгах их не найдешь. Кое-что отыскал в архивах Белорусской государственной консерватории. «Прячутся» они и на платных интернет-сайтах. Однажды мне повезло: один человек на фестивале «Ренессанс гитары» показал мне книгу об изготовлении старинных скрипок и виол издания 1893 года. Здесь же я узнал редкие рецепты изготовления лаков, струн. Скажем, для виол металлические не годятся. Мне повезло и с моим первым учителем. Родом я из Пинска, где закончил строительный лицей по специальности мастер отделочных работ, и моим преподавателем был знаменитый мастер своего дела Юрий Андреевич Дубновицкий. Первый настоящий инструмент я изготовил в 1997 году. А 2002-й ознаменовался для меня тем, что впервые появилась идея создания чего-нибудь старинного. С тех пор это мои и работа, и хобби, и страсть.

Музыкального образования у меня нет. Я — самоучка. Тяга к творчеству, думаю, передалась по наследству. Мама пишет картины, красиво поет. Дед славился мастером на все руки. А я влюбился в музыку, мне интересны произведения XVI—XVII веков. Эта эпоха вызывает у меня неподдельное любопытство. И дома слушаю в основном старинную музыку. Собрал уже целую коллекцию: произведения неизвестных композиторов, белорусских и российских групп. Особенно люблю Жана Батиста Люли из Англии, у которого потрясающе красивые вещи. Уверен, невозможно остаться равнодушным, слушая живое звучание виолы, лютни.

Как известно, Беларусь славилась изящной и красивой дворцовой музыкой. Во времена Великого Княжества Литовского она была на уровне европейских шедевров. К сожалению, история не позволила нам полностью сохранить музыкальное богатство наших земель. Войны, политические распри… Да и наши соседи присваивали себе исконно белорусские жемчужины. Андрей Николаевич с горечью рассказывает, как недавно из польского архива ему привезли ноты. Вместо новых музыкальных «комбинаций» он увидел знакомые закорючки из «Полоцкого сшытка». Подписав другие названия, поляки присвоили себе авторство. Наверняка в том числе и поэтому белорусская шкатулка старинной музыки несколько опустела.

Тем не менее репертуар «Альбы Рутении» разнообразен и, главное, исторически ценен. Несмотря на скудность старинных нотных произведений, «доживших» до наших дней, он постоянно обновляется. Звучат произведения Полоцкого и Виленского «сшыткаў», церковные тексты для органа Симеона Полоцкого (XVI век), авторские версии гродненского композитора Валентина Бакфарка, белорусского — Иосифа Длугарая, полонезы Огинского.

Повезло мозырянам, что у них появился такой мастер. А сам он говорит:

— Моя жена — мозырянка. Здесь и сын родился. Мозырь для меня — это город, где родилась моя семья, который подарил мне счастье и наполнил мою жизнь смыслом.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter