Акварельные этюды бытия

Книжный навигатор

Уладзiмiр Сцяпан. Адна капейка. Кнiга прозы. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Когда говорят о прозе Владимира Степана, часто употребляют эпитет «акварельная», что автор сам и провоцирует: своим художественным образованием — во–первых. И тем еще, что называет новеллы акварельными рисунками... Да, в них хватает живописных пейзажей и деталей, психологических нюансов — и в то же время получающиеся «картинки» четки и выпуклы и даже графически жестки. Прочитанное врезается в память, как одному из героев — огненное облако. Мальчик увидел его на рисунке художника, и это предопределяет его жизненный выбор — самому стать художником. Впрочем, отделить героя и автора сложно. Владимир Степан пишет о себе, рисует портреты тех, с кем встречался, простых, «обыкновенных» людей — так же, как это делали Ван Гог, Шукшин... Художник из быта сотворяет бытие, чудо — и сумасшедший нищий у магазина, которому испуганный мальчик отдает найденные копейки, превращается в горбатого ангела... Фотографически безжалостно отображается эпоха — послевоенная деревня, городские дворы, столичная богема. Но из этой фотографичности возникают эмоциональный накал и поэтические образы. Вот мальчишка, который захотел горячим языком лизнуть небо, взбирается на красную трубу котельной — и узнает вкус неба... Пускай это и вкус крови из рассеченной губы. Вот белый мотылек и серый ястреб летают над закопанной, отравленной Чернобылем деревней, белорусской Атлантидой, где когда–то на лугу мальчишки играли в карты. А у калеки Мити мыши съели все отложенные деньги, а в дверях мрачного деда была дырка от пули — один его сын выстрелил в другого, когда война развела по разные стороны... Если вы ищете яркой современной прозы — не пройдите мимо этой книги.


Альбер Камю. Посторонний. Издательство АСТ, Астрель, Полиграфиздат, Москва, 2012.


Этот сборник хорош тем, что включает в себя все основные произведения одного из самых загадочных писателей–экзистенциалистов прошлого века. «Посторонний», «Чума», «Падение», «Миф о Сизифе», пьесы «Калигула», «Недоразумение» плюс записные книжки... Настоящий пир для литературных гурманов. Альбера Камю, утверждавшего, что «самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам», называли «совестью Запада», в 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия. Тяжелобольной писатель с детства жил с ощущением близкой смерти, что отразилось на его творчестве, но погиб по трагической случайности, в автокатастрофе. Нет нужды пересказывать ставшие классическими произведения вроде «Чумы», с метафорическим изображением фашизма как смертельной болезни и обывательства — в лицах городской администрации, пытающейся замолчать эпидемию. Но даже те, кто читал романы Камю ранее, просмотрев их в подбор с другими произведениями, откроют писателя заново, особенно завершив знакомством с его записями — нервными, афористичными, предельно откровенными. «Прежде чем написать роман, мне нужно на несколько лет исчезнуть. Ежедневная концентрация, интеллектуальная аскеза и предельное самосознание». Согласитесь, такое признание автора по–особому подсвечивает его тексты.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter