Акулы мутной воды

Пожар, в котором уже «сгорела» газета News of the World, забирает все новые жертвы и вплотную подобрался к Даунинг–стрит, 10...

Пожар, в котором уже «сгорела» газета News of the World, забирает все новые жертвы и вплотную подобрался к Даунинг–стрит, 10. В воскресенье ушел в отставку шеф Скотланд–Ярда, подчиненные которого, как выясняется, продавали газетчикам результаты своих расследований.


...Австралиец Руперт Мердок, создавший огромную медиаимперию, в которую входят телеканалы и газеты по всему миру, закрывая News of the World, наверняка рассчитывал перевернуть эту грязную страницу и начать все с чистого листа. Однако не получилось.


Сегодня открываются все новые и новые подробности о методах работы британской прессы, которая во все времена считалась наиболее профессиональной, а сама себя полагала святее Папы Римского. Одно дело — преследовать принцессу Диану и снимать ее предсмертные конвульсии. И другое, чем охотно занимались сотрудники Мердока, — прослушивать телефоны, взламывать электронную почту, нанимать частных детективов. Тут уже речь не о морали, а о преступлении и наказании.


Положим, знаменитостям никогда не нравились журналисты. Задолго до эпохи розовых кофточек Оскар Уайльд говорил, что журналистика — это организованное злословие. Однако «жертвами» News of the World становились не только светские львы и львицы, а также звезды политики и спорта, которые сами избрали себе такую жизнь, но и обычные люди. Родители трагически погибшей девочки долго считали, что их дочь жива, потому что газетчики проникли в ее телефон, читали приходившие сообщения. И таких поступков за гранью добра и зла на счету таблоида, как выяснилось, предостаточно.


Сегодня все шишки сыплются на Мердока. Он, как и его предтеча, заокеанский «король прессы» Уильям Херст, считал, что единственный критерий качества газеты — это ее тираж. В результате, когда он покупал очередное издание, про него говорили: «Да ни одна уважающая себя рыба не позволит, чтобы ее завернули в эту газету». И тем не менее у киосков выстраивались очереди.


Известный российский журналист Дмитрий Воскобойников, не понаслышке знакомый с работой британской прессы, пишет о некоторых сомнительных методах журналистики от Мердока: «Пиар–кампания зятя Мердока — Freud Communications — напрямую работала с отделом новостей газеты, сбрасывая туда свои материалы. Если журналисты взбрыкивали, то получали выволочку и недвусмысленное указание от главного редактора тексты ставить».


Однако где гарантия, что News of the World была единственной в своем роде? Медиаактивы у Мердока разбросаны по всему миру, в Америке ФБР вплотную занялось его изданиями, начались увольнения (пока не аресты) уже и там.


Речь вообще не о газете, которая уже благополучно почила в бозе. Речь о той роли, которую взвалили на себя сегодня британские, да и все СМИ в целом. И о том, какие некрасивые поступки порой скрываются за прекрасными словами о свободе слова, прессы, мнений. Как тут не вспомнить утку некоторых белорусских интернет–изданий о раненой в теракте девушке, которая якобы пролежала несколько часов под завалами на «Октябрьской». Ладно, если бы это была журналистская ошибка, но это пишется намеренно.


На туманном Альбионе пресса — это действительно четвертая власть. В этом ее сила и одновременно слабость (потому что есть соблазн воспользоваться). Премьер–министр Дэвид Кэмерон не случайно вернулся в Лондон, так и не проделав до конца свое турне по Африке. Положение в британских СМИ несравнимо важнее положения в Южном Судане. Газеты могут разоблачить коррупцию среди английских лордов и пэров, но могут и натравить НАТО на Ливию, перемешивая честные репортажи о гибели мирного населения с фальсифицированными материалами.


Но у Кэмерона есть и другой повод вернуться в Лондон. Ныне находящийся под следствием бывший главный редактор News of the World после увольнения из газеты «всплыл» в аппарате британского премьер–министра, отвечал там за связи с общественностью. Его порекомендовала другая высокопоставленная арестантка — Ребека Брукс, правая рука Мердока и исполнительный директор компании News International, издававшей оскандалившуюся газету. В свое время Кэмерон лихо отплясывал на ее свадьбе.


Переплетения судеб британских политиков и руководителей медиа напоминает клубок шотландского кашемира. Тот же глава Скотланд–Ярда, который благородно ответил отставкой за провинности своих подчиненных, оказывается, также дружил с руководством News of the World и с их помощью организовал себе отдых в фешенебельном отеле. И таких историй, уверен, всплывет еще множество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter