Снижение цен на нефть на мировых рынках бьет и по нашим нефтепереработчикам. Казалось бы, они должны радоваться: когда дешевеет сырье, на его покупку приходится тратить меньше денег. Но вместе с падением котировок на мировых биржах начала стремиться вниз и маржа, которую НПЗ зарабатывают на перегонке. Впрочем, как заверяют в Белнефтехиме, даже при реализации самых неблагоприятных прогнозов белорусы будут оставаться пусть и в небольшом, но плюсе. Это важный момент, ведь некоторые аналитики предполагают, что в ближайшее время цена «черного золота» может упасть до 20 долларов за баррель.

Председатель концерна Игорь Ляшенко пояснил:
— Стоимость барреля нефти, естественно, сказывается на доходности нашего экспорта. К тому же новыми реалиями для белорусской нефтепереработки стала закупка нефти с 1 января в условиях налогового маневра. При нынешней стоимости барреля нефти условия переработки стали хуже по сравнению с прошлым годом примерно на 20 долларов на каждой тонне.
Впрочем, несмотря на это, НПЗ не спешат обращаться в Правительство за компенсацией потерь. Пока зарабатываемых денег хватает не только на текущие нужды, но и на модернизацию. В отсутствие иностранных инвестиций такие вопросы, по меткому замечанию Ляшенко, решаются классическим методом — из собственных средств и через банковские кредиты. Проекты модернизации наши НПЗ должны завершить в 2016-м и в 2017 годах.
В 2015 году Беларусь, согласно утвержденному нефтяному балансу, должна поставить на российский рынок 2,1 млн. тонн нефтепродуктов. При этом баланс предусматривает, что от объемов поставок автомобильного топлива в РФ будут зависеть поставки в Беларусь российской нефти. Наша страна планирует импортировать 23 млн. тонн нефти. Предусматривается, что стороны будут сверять баланс ежеквартально. В случае если Минск не будет исполнять обязательства по поставкам нефтепродуктов, Москва может ограничить поставки нефти в Беларусь. Но в России накануне заявили, что на подобные шаги не пойдут — проблемы белорусских нефтепереработчиков они понимают.
Что же касается самого актуального для любого автолюбителя вопроса — сколько в перспективе будет стоить топливо, то вполне вероятно, что он может решиться положительно для нашего кошелька. По крайней мере, в концерне не исключают, что при соблюдении ряда условий бензин на АЗС может даже подешеветь. В конце прошлого года для удобства расчетов топливо класса АИ-92 у нас привязали к курсу доллара, но с тех пор цена литра бензина корректировалась лишь один раз.
— В нынешних условиях, формируя цены на топливо, мы смотрим на цены в сопредельных странах и мировую стоимость нефти. Если посмотреть на соседей, то по цене мы сейчас находимся на втором месте. А привязка к курсу доллара была актуальна в условиях, когда стоимость барреля нефти находилась на уровне 75 долларов. Теперь розничная цена на топливо будет меняться динамично, и в случае падения стоимости нефти, она адекватно будет снижаться.
Председатель концерна открыл еще одну тайну, которая многие годы будоражит умы автолюбителей: сколько в себестоимости литра топлива «растворено» налогов и акцизов. Оказалось, что не так уж и много — всего 25—30%. Примерно 60% — это стоимость нефти, а все остальное — зарплаты работников НПЗ и операторов АЗС, транспортные и прочие расходы.
benko@sb.by