Акция "СБ"

На родительских собраниях в некоторых школах собирают деньги на дорогостоящие системы видеонаблюдения и турникеты.
Будьте спокойны. И внимательны...



Сообщайте о забытых вещах

Минское метро - это самый настоящий город в городе со своими улицами-тоннелями и площадями-станциями. Ежедневно его входные ворота - турникеты - минуют более 700 тысяч человек. И каждый, кто спускается в подземный град, уверен, что там с ним ничего не случится...

Безопасность под землей нам гарантируют сотрудники отдела внутренних дел по охране метрополитена при ГУВД Мингорисполкома. За все время существования минской "подземки" здесь не произошло ни одного ЧП, даже близко похожего на попытку теракта.

- Только не нужно делать из нас всемогущих воинов, - говорит исполняющий обязанности начальника ОВД по охране метрополитена Леонид Нестер. - К каждому человеку милиционера не приставишь. Но минчане и сами достаточно бдительны: сообщают и о подозрительных личностях, и о забытых вещах. Таких случаев немного. За этот год, к примеру, всего 3 бесхозные сумки обнаружили, естественно, без бомб. Конечно, наши сотрудники не сидят сложа руки, ожидая, когда им укажут "адресок". Хватает в метро и хулиганов, и пьяных. За мелкое хулиганство с начала года задержали уже более 200 человек, за нахождение в нетрезвом виде на платформе - более 300.

- Кстати, в этом году не было ложных звонков о возможном минировании "подземки", - рассказывает Леонид Нестер. - В прошлом - проверяли два таких сигнала. На этот случай у нас "в штате" есть специально обученные собаки, натасканные на обнаружение взрывных устройств. К счастью, псы сидят без дела и демонстрируют свое умение только на ежемесячных учениях. Мы постоянно проверяем поезда на наличие посторонних предметов, все подсобные помещения станций закрыты на кодовые замки. Отлажено и взаимодействие с нашими "наземными" коллегами.

С недавнего времени в Минском метро при проверке подозрительного багажа используются металлодетекторы. Дежуривший на станции метро "Площадь Ленина" старший сержант Дмитрий Ковель (за его работой я наблюдал со стороны более получаса) использовал прибор не часто, но настойчиво и предельно вежливо. И никто из пассажиров своего недовольства не высказал, понимая, что проверки проводятся ради их же безопасности.

В часы пик дежурят только опытные офицеры милиции. Все станции оборудованы системами видеонаблюдения. Впрочем, всех профессиональных секретов мне никто не раскрыл - пусть они станут для потенциальных правонарушителей сюрпризом. Ну а тем, кто не собирается ничего нарушать, сотрудники ОВД по охране метрополитена гарантируют спокойную и комфортную поездку.

Денис ШАРОВАР, "СБ".



Супинатор не детонатор - проходите

"Клюнув" на сообщение одного из информагентств о том, что после терактов на российских авиалиниях в минских аэропортах усилены меры безопасности, я уже на следующий день был в аэропорту Минск-1: "Кого и как трясем, служивые?"

- Не нужно думать, что наши службы "просыпаются", когда "жареный петух клюнет", - помощник председателя Государственного комитета по авиации по вопросам безопасности Валентин Крылов иронически усмехнулся, когда я рассказал ему о цели визита. - У нас ведется плановая работа по усилению мер безопасности. А ваш коллега, очевидно, что-то слегка перепутал. Да, меры безопасности усилены. Но сделано это было до, а не после случившихся трагедий. Мы регулярно проводим оперативно-тактические учения совместно с правоохранительными органами. По их результатам (если находим слабые места в системе безопасности) принимаем необходимые решения. Кстати, первый этап усиления любых мер безопасности - это оценка возможной угрозы, и в этом плане мы стараемся работать на опережение.

...Объявили посадку на рейс Минск - Калининград. Пассажиры потянулись на регистрацию. Мы вместе с заместителем начальника службы безопасности по режиму и контролю аэропорта Минск-1 Андреем Козловским прошли к месту досмотра багажа.

- Современная техника - интероскопы для просматривания багажа, не вскрывая его, усовершенствованные металлоискатели - сбоев не дает, - рассказывает Андрей Козловский. - Да и сотрудники наши не лыком шиты. Не припомню случая, чтобы кто из пассажиров пронес на борт хотя бы перочинный нож, не говоря уже об оружии.

Раздается предупредительный сигнал - сработал металлоискатель. Мужчину просят... снять импортные ботинки. Оказывается, чуткий прибор среагировал на супинатор, который и прозвенел в рамке, как детонатор. Больше звонков не было.

Рассказали мне в аэропорту один давний случай, когда чересчур бдительному пассажиру показалось, что в самолете бомба. Людей высадили, вызвали кинологов, лайнер обыскали... Других ЧП никто и не припомнил. Не бывает их здесь. А я вспомнил о коллеге, чья информация привела меня сюда. И подумал, что отсутствие плохих новостей - лучшая новость.

Денис ШАРОВАР, "СБ".



Моя школа - моя крепость?

В российских школах появляется должность заместителя директора по безопасности. У нас пока такой необходимости нет, а потому учебные заведения, где всерьез думают об охране, можно по пальцам пересчитать. Если точнее, в Минске из 253 школ их всего две. В обеих я побывал. В гимназии N 16 установили электронную пропускную систему: без специальной карточки с чипом в здание не войдешь. У вахтера - монитор, на котором появляется фотография ученика и вся информация о нем. Пройти незамеченным не удастся даже по школьному двору - по углам здания установлены зоркие видеокамеры. "Когда загорелся идеей безопасности, все пальцем у виска крутили, - признается директор гимназии Олег Бадалов. - Сейчас завидуют. Кстати, обошлась нам эта система в три раза дешевле, чем предполагали сначала".

После того как в гимназии N 7 задержали пенсионерку, торговавшую наркотиками прямо в ее стенах, попечительский совет решил нанять охранников. Игорь Шик - один из них: "Нам запрещено пускать в гимназию кого ни попадя. Даже родители топчутся около двери, ожидая детей с уроков. За все время (тьфу-тьфу) ни одного ЧП. А гимназистов уже знаем в лицо, потому с идентификацией никаких проблем. Правда, оружие носить нам категорически запрещается".

Вооруженными на посту могут быть сотрудники департамента охраны МВД, но, как рассказал мне его начальник Виктор Жибуртович, школяров им пока охранять не доводилось. Для школ и многих родителей это очень дорого, а в бюджете такой статьи не предусмотрено. Однако стать на защиту учебных заведений в департаменте, несомненно, готовы.

Сейчас на родительских собраниях в некоторых школах в спешке собирают деньги на дорогостоящие системы видеонаблюдения и турникеты. "Мы тоже неоднократно обсуждали эту проблему, - говорит директор СШ N 118 Николай Кныш. - И администрация школы, и родители не против, но не всем такое удовольствие по карману. Сами посудите: за горячие завтраки 20 тысяч в месяц заплати, за ремонт класса еще 40 тысяч выложи, а учебники, ручки, тетрадки! Вот и набегает кругленькая сумма". Очевидно, что решить вопрос безопасности детей по силам только государству.

- Мы не собираемся сидеть сложа руки, сейчас рассматриваем самые разные варианты охраны школ, - говорит председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Титенков. - Не важно, будет это видеонаблюдение или специальное подразделение при МВД, способное быстро и четко реагировать на чрезвычайные ситуации. Главное, чтобы наши школьники чувствовали себя в полной безопасности.



Почем охрана

"Тревожная" кнопка обойдется школе около 12 тысяч рублей в сутки.

Охранники - каждый родитель платит примерно 20 тысяч рублей в четверть.

Бэджик - около 15 тысяч рублей. Его придется покупать трижды - в 1-м, 5-м и 9-м классах.

Система видеонаблюдения - за установку и аппаратуру необходимо заплатить не менее 2 - 3 тысяч долларов.

Александр ТУМАР, "СБ".



Они встречают поезда

- Особое внимание обращать на оставленные без присмотра вещи. На женщин в восточных одеяниях, - заместитель командира роты строго оглядывал строй в серо-голубых милицейских камуфляжах. Проводил последний инструктаж. Каждый день бойцы этого батальона белорусских внутренних войск охраняют "городские ворота" - железнодорожный вокзал и аэропорт Минск-1. Их инструктируют перед заступлением в наряд каждый день. Акценты - в зависимости от оперативной обстановки. После бесланской трагедии - подозрительные личности. На разводе лейтенант приказал особенно зорко следить за поездами, прибывающими из России. Конечно, Чечня и Осетия - неблизко от Минска, но мало ли...

Вокзал несколько раз уже "минировали". Как потом оказалось - понарошку. Но людей всех эвакуировали, вызывали саперов. Поэтому на ежедневных занятиях и тренируют бойцов: чтобы в нештатной ситуации не растерялись, действовали слаженно.

На вокзале пристраиваюсь к одному из нарядов. Трое солдат-срочников вместе с сержантом прогуливаются в толпе пассажиров. Присматриваются. Но ничего подозрительного пока не происходит. Спокойствие прервала молодая женщина, вынырнувшая из толпы.

- Товарищи милиционеры, пройдемте со мной, - взволнованно затараторила она. - Там, недалеко от касс... Рядом с двумя девушками сидела... - сбивчиво объясняла она.

Оказалось, что попросили ее соседки сумки покараулить. Мол, на пару минут в буфет сбегают. И пропали. Полчаса как отсутствуют. А уже на поезд пора. Да и вообще, брошенные вещи. Подозрительно.

Спешно "выдвигаемся" в район бесхозных пожитков. Две девчушки-студентки подлетели к своим чемоданам почти одновременно с нами. Оказалось, задержались в очереди в буфете.

Кстати, оставленные вещи на вокзале - не редкость. Но граждане наши отличаются повышенной бдительностью. Как заметят - сразу бегут за нарядом. И милиционеры досматривают "странные" рюкзаки, пакеты, баулы... Потом сдают их в камеру хранения. К счастью, бесхозные чемоданы - обычно следствие беспечности хозяев.

Диктор объявляет прибытие поезда Адлер - Москва. Пора встречать состав - это одна из основных обязанностей наряда. Вокзал есть вокзал, тут разное может произойти. Недавно задерживали вора: украл мобильный телефон. А буквально утром у двух пассажиров прямо на платформе случились эпилептические припадки. Срочно вызывали "скорую". Ну и, конечно, немало хлопот доставляют пьяные. За время вечернего дежурства их оказалось всего двое. Не буйных, но проблемных: теряли сознание и разбивали головы о каменные полы. Словом, какие только задачи не приходится выполнять нарядам внутренних войск на вокзале. Но бойцы - молодцы, справляются. Впрочем, служить в этом батальоне выбирают только самых достойных призывников.

Владимир ВОЛЧКОВ, "СБ".



"Полицейский" из детсада

- Какая-то специальная охрана нам не нужна, - считает директор могилевской СШ N 1 Елена Белисова. - Мы справляемся собственными силами, проявляя повышенную бдительность. Сейчас в школу просто так не зайдешь: вахтер обязательно спросит, к кому направляется визитер. И если окажется, что человек заглянул "просто так", то погулять по школьным коридорам ему не удастся. Во время уроков мы пускаем в школу лишь родителей наших ребят - чтобы те могли пообщаться с учителями. Причем в специальном журнале делается запись: кто и к кому направляется. Если кто-то попытается пронести через вахту подозрительный громоздкий предмет, дежурные обязательно обратят на это внимание. Провели мы и беседы с детьми - попросили, чтобы они обращали внимание на незнакомцев, которых увидят возле классов. И, если почувствуют что-нибудь неладное, сообщали о своих подозрениях администрации.

С Еленой Александровной категорически не согласен директор Могилевской национальной гимназии Владимир Вульцов.

- Вахтер злоумышленнику противостоять не в силах, - считает Владимир Владимирович. - Ну что может противопоставить женщина пенсионного возраста мужчине-преступнику? Ничего. Да и запись в журнале в случае эксцесса не поможет. Думаю, что школе нужна нормальная охрана. Мы готовы выделить несколько ставок, чтобы в школьных коридорах появились люди в форме, с дубинками на поясе. Причем желательно, чтобы это были подготовленные охранники - мужчины, служившие в милиции, например. Уверен, уже само присутствие "секьюрити" в школе заставит задуматься, а стоит ли сюда лезть? Однако все как всегда упирается в финансирование...

Заведующая детским садом N 10 Майя Черникова также считает, что ее подопечным нужна охрана.

- Но здесь все зависит от того, - продолжает Майя Ивановна, - что скажет руководство отдела образования. А пока справляемся своими силами: как и в других детсадах, на входе дежурит вахтер, который не пускает зашедших в детсад без дела. А если на территории появляются посторонние, или я, или воспитатели непременно интересуемся, что люди здесь делают. Как правило, все эти беседы заканчиваются просьбой покинуть игровые площадки. Если вдруг не послушают, всегда можно обратиться за помощью в опорный пункт милиции - до него от детсада метров пятьсот.

Первый заместитель начальника УВД Могилевского облисполкома Эдуард Барабанов считает, что организация охраны школ - мероприятие, требующее значительного финансирования. И для бюджета такие расходы могут оказаться неподъемными.

- Главный упор, - говорит Эдуард Михайлович, - мы делаем на профилактическую работу. Особенно тщательно отслеживаем лиц, прибывающих в область из Кавказского региона. Следим, чтобы они не провозили с собой оружия, боеприпасов. Если возникает сомнение в личности конкретного человека, разбираемся, кто он и зачем приехал к нам. И могу заверить: ситуация под контролем. Поводов для каких-то опасений у жителей области быть не должно...

Павел МИНЧЕНКО, "СБ".



Кому нужен сторож

Летом брестские клиники стали избавляться (каждая в разной степени) от внутренней охраны своих помещений, которую осуществляли сотрудники департамента охраны Ленинского и Московского районов. На этажах областной детской больницы, например, не осталось ни одного человека, вооруженного дубинкой и газовым баллончиком, а в областном онкологическом диспансере нынче лишь двое охранников. Почему так? Экономят средства.

"Я оставил охранников только на этажах, где есть источники радиологического облучения, - обрисовал мне ситуацию главврач Брестского областного онкологического диспансера Константин Шелепень. - Хотя никто не запрещает отказаться и от этой охраны, чтобы сэкономить бюджетные деньги. Со двора за нашим объектом наблюдают два сторожа из департамента охраны. Я знаю, что у них есть современная аппаратура, поэтому спокоен не только за сохранность имущества лечебницы, но и за безопасность ее пациентов".

И все-таки насколько защищены сегодня больницы от проникновения туда подозрительных лиц? В 8.00 утра я спокойно зашел через контрольно-пропускной пункт сначала на территорию областной детской больницы, а потом и внутрь. На КПП охранник нечто срочное записывал в журнал, однако я вынудил-таки его оторвать глаза от бумаги: "А можно пройти?" "Секьюрити" бросил на меня мимолетный, совершенно равнодушный взгляд, и я двинулся дальше. Двери центрального входа вообще открылись для меня без проблем - охранника на месте не оказалось. Поднялся на второй этаж, где лечат недоношенных детей, и спросил у первой попавшейся дамы в белом халате, где находятся палаты. Она показала. "А где административный корпус?" - "Это в другую дверь первого этажа".

"Пропускной режим - после 9.00, - говорит главврач Игорь Лосицкий, - когда начинается обход. Тогда и закрываются двери. Конечно, утром вместе с медперсоналом в здание могут попасть и посторонние, желательно было бы установить на входе турникет, как на промышленных предприятиях. Он особенно нужен теперь, когда нет постов внутренней охраны больницы. Увы, пока на турникет нет средств".

Как выяснилось, внешнюю охрану и этого лечебного заведения ведут только два охранника из департамента охраны. Одного я встретил на КПП, второй дежурил с обратной стороны здания. Оба охраняют имущество, а не безопасность пациентов, поэтому-то, оказывается, и не обратил на мою скромную персону никакого внимания охранник, когда я заходил на территорию больницы. Днем его задача реагировать на сигналы, которые могут поступить от коллеги и с тревожной кнопки медсестры приемного отделения. При этом каждый час нужно докладывать обстановку в департамент охраны Московского района. Ночью работы прибавляется. Ежечасно охранники обходят территорию по периметру, ворота открывают только машинам скорой помощи, номера которых значатся в специальных списках. Любой тревожный звонок в "фирму" - и через 4 минуты появляется машина с автоматчиками.

"Каждый главврач лично решает, какими силами и средствами ему обеспечивать безопасность своей больницы, - говорит заместитель начальника управления здравоохранения Брестского облисполкома Валерий Христинин. - Конечно, внутренняя охрана необходима там, куда поступают, допустим, пьяные пациенты. А главврач детской больницы посчитал, что при сегодняшней спокойной ситуации в стране на охране можно сэкономить. Однако я всем говорю: экономить следует не только на департаменте охраны. Если каждый из нас станет более бдительно вести себя на рабочем месте, соблюдая элементарные правила безопасности, совершенно излишне будет ставить охранника на каждом этаже больницы даже тогда, когда на это появятся деньги".

Анатолий ГУРИН, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter