Акционный смотритель

Можно долго вникать в научные выкладки о том, что мир развивается по спирали, соглашаться с ними или отрицать. Но в сфере торговли мы то и дело возвращаемся почти на круги своя. Со “спиральной” разницей. Не буду забираться в летописные дебри времен натурального обмена или зарождения капитализма с алчным звериным оскалом. “Отмотаю” назад хотя бы несколько десятилетий...


В  относительно сытые 1970-е заполнить продуктами веревочную авоську можно было, совершив пробежку минимум по трем магазинам: хлеб продавался в булочной, овощи и фрукты — в овощном, мясо, колбаса, сыр и всякая бакалея — в гастрономе. В этом “бермудском треугольнике” продукты периодически пропадали, но кое-чего зацепить ногтем строителя коммунизма во время таких пробежек в любом случае получалось. С продолжительными “передышками” в нескончаемых очередях.

В лихие девяностые тоже приходилось порядком побегать, чтобы хоть что-то “урвать”, но зачастую магазины встречали до неприличия нагими полками. Параллельно стремительно ударялись в стриптиз средства массовой информации, но ведь голой правдой сыт не будешь...

Возьмем нынешнюю — “постнулевую” — ситуацию. Советских людей уже нет по определению (разве что по генетической сути, стилю жизни и убеждениям), но их воплощенная мечта — ломящиеся от всевозможных товаров прилавки — материализовалась. Гипермаркет на супермаркете сидит и магазином шаговой доступности погоняет. Удобно — заходи, броди между рядов, наполняй тележку (тут одной авоськой уже не обошелся бы). Разве что есть существенный сдерживающий фактор — финансовые возможности. На пенсию и скромную зарплату в торговом зале особо не разгонишься. Поэтому многие и выискивают “сигнальные флажки” — меченные яркими ценниками акционные товары. Но мой вам совет — не спешите на них набрасываться, как голодные акулы в фильме ужасов. Лучше снова побегайте по разным магазинам и приценитесь. Если, конечно, есть лишнее время, ведь оно-то, если помните, — тоже деньги. Зато экономия может получиться не копеечная, а рублевая. Сам могу засвидетельствовать.

Сравнительно недалеко друг от друга в моем микрорайоне красуются три крупных магазина разных торговых сетей. Ассортимент в них, в принципе, одинаковый. И вот в одном 250-граммовая пачка кофе на акции стоила почти на 4 рубля дороже, чем в другом такая же без всяких скидок. А в третьем супермаркете на него вообще заоблачная цена. Подобных примеров, уверен, вы и сами приведете немало.

Но каково же было мое удивление увидеть такую странную свистопляску в одном и том же магазине, причем в буквальном смысле слова не сходя с места. Понадобились мне простенькие плечики, чтобы летние рубашки в шкафу развесить. Подхожу к полкам с разной гардеробной утварью: выбор большой, вешалок — россыпи. И тут же “семафорит” яркий ценник: акция!!! Три плечика предлагались за 4 рубля 15 копеек вместо перечеркнутых 5,36 рубля. Экономия больше рубля. Что ж, как говорится, хоть шерсти клок! Положил в корзину три набора (выгода уже больше 3 рублей, да и брали этот “стреноженный” товар охотно). Но тут глаза “разулись” и уперлись в висевшие рядом разрозненные плечики — точно такие же, вот только не акционные (та же фирма, то же название товара). И что бы вы думали: цена за 1 штуку — 1 рубль 33 копейки. Умножаем и получаем: стоимость трех плечиков — 3 рубля 99 копеек. Дешевле трех акционных! Ничего личного — чистый маркетинг? Разные поставки?.. Простите, но любая отговорка в данном случае — чушь собачья. Банальное надувательство. Кстати, спустя несколько дней в другом магазине плечики-близнецы продавались связками по 10 штук, и стоил этот мелкий опт 4,9 рубля. Опаньки! Не сложно подсчитать, что за такое же количество по “акции” в предыдущем супермаркете пришлось бы заплатить аж 13,8 рубля! Вот уж действительно — красная цена, как красная тряпка для быка. Хотя быки, вроде, и цвета-то не различают.

В другом магазине удивили 50%-ной скидкой на “эксклюзивные” товары. Однако, чтобы их купить, надо было насобирать от пяти до восьми фишек, делая здесь покупки на определенную сумму с пороговым значением в 15 рублей. В последний день “халявы” счастливые обладатели нужного количества фишек активно сметали товары для “избранных”. Не прошло и недели, как большинство этих товаров можно было приобрести без фишек и все с той же “50%-ной скидкой”. Ну как тут не вспомнишь Пушкина: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной...”

Поэтому, чтобы торговые “акционеры” не втирали очки, приходится снова бегать по магазинам. Хорошо еще, наверное, что все-таки по спирали, а не по кругу, как всю жизнь скачут цирковые лошади. Видимо, спиральное движение — действительно основа основ мироустройства. Торгового уж точно. Да простят меня жители небольших населенных пунктов и глухих деревень, где не так много возможностей для подобных пробежек. Разве что до автолавки. Но в большие города они тоже иногда выбираются, поэтому и им не помешает быть начеку, чтобы не угодить в акционные ловушки-заманушки.

kuklov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter