Почему вкладывать деньги в предприятия пока не выгодно?

Акции до востребования

Приватизация белорусских предприятий продолжается. Однако часто покупатель — зарубежный инвестор. Это хорошо — приток капитала. Но почему же наш средний и малый бизнес, простой гражданин с рублем обходят акции родных предприятий стороной?

fyhdtydtfy.jpg

Вопросы акционирования и приватизации — уже на протяжении четверти века вызывают у нас в стране споры, дискуссии, проблемы. Советская экономика была плановой. Потом традиционный рынок развалился, план отменили, “народное добро” в начале 1990-х попытались распродать за бесценок. Но “прихватизацию” у нас не допустили. После этого был долгий “переходный” период, реанимация предприятий, отмирание устаревших производств, создание новых. Сегодня мы имеем рыночную экономику с большим государственным сектором и рычагами госуправления и контроля. Модель показала свою жизнеспособность, несмотря на все мировые кризисы. Постепенно государство продает не самые экономически эффективные предприятия, а также различные доли акций частникам. Преследуются две цели: найти средства и идеи (в лице нового собственника) для сохранения производства, а значит, рабочих мест и налогов плюс пополнение бюджета. Например, в Гомельской области через территориальный фонд госимущества сегодня предлагаются к продаже акции 19 предприятий. Предложения самые разные — пакеты акций от 98,3% до небольшой доли 9,6%. Однако “внутренний инвестор” не торопится приобретать акции в Ельске, Брагине или Калинковичах. Одна из возможных причин такой пассивности на рынке ценных бумаг — продают не “голубые фишки”, за счет которых, потратив деньги, можно получить прибыль.

Инвестиции — это не только погоня за дивидендами, объясняет директор Гомельского областного территориального фонда государственного имущества Екатерина Зенкевич:
— Если анализировать предприятия, акции которых выставлены на продажу, то у каждого свои особенности. Надо понимать, что покупатель вкладывает деньги в собственность. Например, Ельский консервный завод. По итогам прошлого года он сработал в убыток. Но на предприятии установлена современная линия по безотходной переработке рапса: от масла до пеллет. Возможно, при надлежащем менеджменте, а предлагается к продаже контрольный пакет — 73,1% акций в уставном фонде, будут другие экономические результаты. Покупатель должен оценивать все риски. Безусловно, нужны серьезные инвесторы, потому что лоты крупные: сеть “Калинковичиторг”, “Гомельхимсервис”, гостиничный комплекс “Жлобин” и т. д.

Какие бывают акции

Обыкновенные — дают владельцам право не только получить часть прибыли компании, но и участвовать в управлении акционерным обществом. При этом одна акция соответствует одному голосу на общем собрании акционеров.

Привилегированные — позволяют владельцам получать долю в прибыли (как правило, большую, чем по обыкновенным акциям), но при этом не дают права голоса на собрании акционеров.

К большим лотам есть интерес, например, со стороны молдаван. Но как расшевелить внутренний капитал? Сегодня наши предприниматели готовы начинать с нуля, но не ввязываться в акционирование действующих предприятий. Гомельский бизнесмен Иван Щербаков, владелец двух компаний, занимающихся недвижимостью и ИT-сферой, рассуждает так:

— К сожалению, у меня негативный опыт по приобретению ценных бумаг отечественных предприятий. По наследству мне достались акции швейной фабрики “8 Марта”. Дивидендов не получал ни разу, бумаги лежат мертвым грузом. Если говорить об инвестировании в имеющиеся акционерные общества, то здесь тоже все не просто. Например, вы покупаете контрольный пакет завода за миллион долларов. Вам достаются не только здания и амортизированное оборудование, но еще раздутый штат сотрудников (который защищен трудовым законодательством), различные обязательства, но самое главное — долги. Если предприятие убыточное, оно, скорее всего, закредитовано. Поэтому, вложив миллион, вы можете еще и приобрести долгов на миллион. У вас закончатся средства, юрлицо признают банкротом, а по субсидиарной ответственности долги повесят лично на хозяина. Кому это надо? Поэтому, перед тем как государство, а точнее, исполкомы, выставят свой контрольный пакет акций на продажу, нужно провести аудит, оформить все необходимые бумаги на недвижимость и списать долги.

Народное акционирование — один из способов привлечения капитала в экономику. Альтернатива кредитам. Особенно при высоком проценте. В Беларуси есть интересный пример народного IPO — Минский завод игристых вин. Это не распродажа предприятия, а прибыльный экономический проект, контрольный (даже блокирующий) пакет которого сохранен за государством. 24,99% акций выкуплены компанией “Трайпл” и работниками завода. По итогам 2016 года завод увеличил чистую прибыль на 17,7%. По решению собрания акционеров на выплату дивидендов предприятие направит 54% прибыли. Акционеры получат дивиденды в размере 6,2 рубля на акцию номиналом 33,5 рубля. Много это или мало? Решать держателям акций. Но важно то, что проект работает.

В тему

Пенсионерка из Германии Ингеборга Моц заработала миллион евро на акциях немецких компаний. В 75 лет пожилая женщина увлеклась игрой на бирже и так преуспела в этом деле, что за 10 лет заработала почти миллион евро. Сегодня ее называют “самым известным частным инвестором Германии”. Все началось с ценных бумаг — наследство от мужа-бухгалтера. Из копеечных акций вырос миллионный инвестиционный портфель. Сама пенсионерка признается, что на каждую компанию имеется досье: какая у нее репутация, прибыль. В рискованные игры не играет. Связывается только с солидными компаниями. Главное — чтобы хорошо платили дивиденды.

Самое интересное, что все инструменты и условия для акционирования народных денег в экономику у нас имеются.

В стране более 2200 акционерных обществ. Необходимы четкие правила игры: как инвестор, даже самый мелкий, сможет заработать на акциях.

О  тормозящих акционирование механизмах рассказала заведующая кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины кандидат экономических наук Ольга Башлакова:

— В развитых экономиках максимально стимулируется желание населения вкладывать деньги в акции предприятий, а не нести их в банки или хранить в иностранной валюте под подушкой. Какие для этого делаются шаги? Самый первый — низкая ставка рефинансирования. В США она 0,25%, в Японии вообще отрицательная — минус 0,1 процента. Для чего это сделано? Чтобы люди вкладывали свои деньги в экономику. В такой схеме заработать на дивидендах от акций можно больше, чем на банковских вкладах. В Беларуси ставка рефинансирования 15%, это выше средней рентабельности предприятий. В такой ситуации, безусловно, выгоднее банковский вклад. Еще одна проблема — крайне редко предприятия выплачивают дивиденды по акциям, чаще всего они мизерные. Отталкиваясь даже от этих двух пунктов, — народные деньги минуют реальный сектор.

Если миллион человек вложат по доллару — будет миллион. Если по 1000 — миллиард. На этом работает принцип народного инвестирования. Пока “внутренний ресурс” не задействован. Мы нередко выбираем даже не банки, а банку — копилку. Вкладываем свои сбережения не в национальную экономику, а в крепкую иностранную валюту. Если фондовый рынок работает — это позволяет не только пред-приятиям получать дополнительный ресурс, но и населению становиться богаче.

Мнение

Георгий Гриц, заместитель директора по науке государственного научного учреждения “Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси”:

гриц-чб (Копировать).jpg

— Сегодня на банковских депозитах находятся средства в эквиваленте порядка 11 миллиардов долларов. Это деньги населения, которые работают не в реальном секторе экономики, а в банковской системе. Многие выбирают депозит вместо акций белорусских предприятий. Депозит — чистая прибыль в среднем 10% в год плюс гарантии государства. А что по акциям? Ничего. Эффективные мировые экономики пытаются каждый доллар перетянуть в реальный сектор. Заставляют своих граждан трудиться на себя, а не превращаться в рантье. Например, в США 80% граждан имеют акции компаний, в которых работают. Это очень мотивирует. В теории — лучше сработал, получил не только зарплату, но и дивиденды.

В Израиле вкладчикам приходится платить за размещение денег в банковской системе. Высокие процентные ставки по белорусским депозитам держат высокий уровень процентов по кредитам, что в свою очередь тормозит экономическую инициативу. Пока экономика в чем-то заложница высоких процентных ставок. На государственном уровне прорабатываются варианты плавных изменений. Здесь ни в коем случае нельзя делать резких движений.

Но необходимо развивать фондовый рынок. Перемещать капитал из банков в фонды предприятий, привлекать зарубежных инвесторов. Для этого необходима прозрачная финансовая история компаний, выставляющих свои акции на бирже. Инвестор не любит неизвестности, он не вложит ни рубля в активы, “закрытые” понятиями типа “коммерческая тайна”. Нашим, наверно, первым шагом к фондовому рынку могло бы стать размещение части акций успешных белорусских предприятий, так называемых голубых фишек, на крупных мировых биржах.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter