Акцент на достоверность

Сценарист и режиссер Александр Миндадзе рассказал «СВ» о своем фильме «В субботу», посвященном тому самому дню, когда произошла авария.
Уснули в апреле, проснулись... глубокой осенью


Про аварию на ЧАЭС исполнитель главной роли Антон Шагин знает не понаслышке: детство артиста прошло недалеко от тех мест, которые попали в Зону отчуждения.

– Александр Анатольевич, вы делали акцент на достоверности или фильм «В субботу» – ваш личный взгляд на события?

– Конечно, я изучал подробно все, что произошло в Чернобыле. Особенно интересовался тем, как вели себя люди, которые работали на станции. Но в самой ленте не пытался с документальной точностью проследить все моменты: как все случилось, кто виноват. Жесткой хронологии нет. Это авторское высказывание о состоянии человека, который случайно узнал, что ночью произошла авария на АЭС, и пытается бежать из города.

– В основу фильма легли истории конкретных людей?

– Мне попались воспоминания женщины о том, как ее муж ходил загорать на крышу и очень радовался, что загар прилипал к нему, как в Сочи. В тот момент никто не догадывался, что это была радиация. Эта история меня очень взволновала.

Стал собирать воспоминания очевидцев, организовал экспедицию из журналистов: объехали всю округу, опрашивали людей из Припяти, потерявших кров. Очень важными оказались истории тех, кто позже умер от радиации.

Вот один из случаев. Молодые люди решили переночевать в лесу. И тут случилось невероятное! Уснули они в апреле, когда деревья цветут, зеленая листва набирает силу. А проснулись глубокой осенью – желтые листья засыпали их палатки. Они подумали, что сошли с ума. В тот день в Припяти играли шестнадцать комсомольских свадеб, из Москвы было указание не сеять панику, поэтому торжества не отменили. Об аварии знало только руководство города. Но слухи ползли…

Чем больше я изучал историю, тем четче вырисовывалась мысль – нужно показать муки человека, который знает о катастрофе, может спастись, но не делает этого. По стечению обстоятельств его жизнь вдруг становится невероятно яркой – и в любовных отношениях, и в дружеских, и в творчестве. Держит, как магнит.

Проект оказался сложным. Долго выбирали натуру. Объездили много атомных станций в Украине. В итоге Припять – и станцию, и реактор –  снимали в городах Светлодарске под Донецком и Энергодаре Запорожской области. Использовали и компьютерную графику.

В эпицентре большой беды – маленький человек

– Вскоре после того как фильм 

«В субботу» вышел в прокат, случилась авария на Фукусиме. Это подчеркнуло трагическую актуальность вашей картины.

– Мир живет очень напряженно. И всегда в эпицентре большой беды – маленький человек…

– Ваши фильмы, так или иначе, часто касаются катастроф.

– Поверьте, специально это не делаю. Показываю человека, ставшего участником исторических событий, подчас объемных и катастрофичных, и всегда стараюсь передать то, что разлито в воздухе.

По моим сценариям сняты «Армавир» – о гибели «Адмирала Нахимова», «Остановился поезд» – об аварии на железной дороге, «Магнитные бури» – о стачке на заводе. И новая картина «Милый Ханс…» подсознательно связана с предыдущими – речь идет о людях на фоне катаклизмов мирового уровня, которые еще не наступили, но герои их предчувствуют.

Шагин вытравил из себя стилягу

– Дрожащая камера удивительно точно передала ужас людей…

– Оператором картины стал Олег Муту, отец «новой румынской волны». Снимать такой подвижной камерой предложил ему я, но авторство при этом его. Потому что одно дело, когда ты рассказываешь, как следует бежать, и совсем другое – когда ты бежишь с этой камерой.

Олега отличает от других операторов то, что он не амбициозен, хотя очень требователен и восприимчив к режиссерским идеям. У него никогда не было обид, если я не соглашался с его предложениями. Ведь для операторов это очень болезненный момент. Нам легко работалось, поэтому через несколько лет после премьеры «В субботу» я предложил Олегу по-участвовать в другом проекте.

– В главной роли у вас Антон Шагин – звезда фильма «Стиляги». Легко ли он распрощался с прежним образом?

– Шагин – очень интересный молодой человек. Читает серьезные книги, не соглашается сниматься в фильмах, которые ему не по душе. Поначалу опасался, что он потянет за собой шлейф «Стиляг» – картины совсем про другое. Но он сам изжил из себя персонажа, сыгранного у Тодоровского.

– Еще снялся Вячеслав Петкун – певец из группы «Танцы минус», известный как Квазимодо из мюзикла Notre Dame de Paris.

– Он сыграл музыканта. Мне показалось, что его фактура – из тех самых лет.


О чем фильм

Художественный фильм «В субботу» был снят к 25-летию со дня Чернобыльской катастрофы. Действие происходит в 1986 году, в небольшом советском городке на протяжении суток. Ночью комсомольский работник Валерий Кабыш становится свидетелем аварии на ЧАЭС и оказывается перед моральным выбором – пре-дупредить близких об опасности или не сеять панику, как того требует начальство. Герой безуспешно пытается убежать из Зоны катастрофы, однако обстоятельства оказываются выше него, и он попадает в самое пекло.


5 самых известных фильмов о Чернобыле

«Распад»



Режиссер Михаил Беликов, СССР, США, 1990 год

25 апреля 1986 года. Журналист Александр Журавлев (Сергей Шакуров) приезжает в родной Киев. Впереди – тяжелый разговор с изменившей ему женой и встреча с друзьями детства. Однако планам героя не суждено сбыться…

«Я помню»



Режиссер Сергей Сычев, Беларусь, 2005 год

В основе сюжета – судьба художника из Минска (Анатолий Кот), близкие которого погибли во время катастрофы. Спустя два десятилетия герой так и не смог пережить потерю и, чтобы залечить душевные раны, решает вернуться в Зону отчуждения.

«Аврора»



Режиссер Оксана Байрак, Украина, 2006 год

Драма о детдомовской девочке из Припяти (Анастасия Зюркалова), которая в роковой день получила огромную дозу облучения. Ребенка отправляют на лечение в Америку. Там, в больнице, девочка случайно встречает своего кумира – звезду советского балета Николая Астахова (Дмитрий Харатьян).

«Чернобыль: последнее предупреждение»



Режиссер Энтони Пейдж, США, СССР, 1991 год

Снят по документальному роману Роберта Питера Хейла и Томаса Хаузера. В центре внимания – работа врачей из разных стран, помогавших ликвидировать последствия чернобыльской аварии.

«Мотыльки»



Режиссер Виталий Воробьев, Украина, 2013 год

История любви двух подростков – десятиклассницы Али (Мария Поезжаева) и солдата срочной службы Паши (Юрий Борисов) – разворачивается на фоне чернобыльской катастрофы. Как мотыльки на пламя, они устремляются друг к другу, не замечая вокруг себя опасности.

Нина Катаева
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter