Актеры советского кино

Владислав Дворжецкий
Владислав Дворжецкий

Сегодня на канале НТВ в 12.55 будет демонстрироваться фильм «Земля Санникова» — одна из первых советских приключенческих кинокартин.

Владислав Дворжецкий дебютировал в кино почти в 30 лет, причем одновременно со своим отцом Вацлавом Дворжецким — известным артистом, который сыграл шефа германской разведки Лансдорфа в картине «Щит и меч».

Дебютная роль белогвардейского генерала Хлудова в фильме «Бег» по роману М.Булгакова — знаковый подарок в актерской судьбе Владислава Дворжецкого. Но в реальной жизни все случайности выглядят либо подарком, либо знаком. Вряд ли назовешь актеров Дворжецких счастливчиками и баловнями судьбы...

Родители Владислава познакомились в Омске в 1937 году, где Вацлав Янович после 8 лет отсидки за «контрреволюционную деятельность» отбывал ссылку. Мать Таисия Владимировна была балериной, а отец еще до ссылки закончил театральную студию при Киевском польском театре. Владислав родился 26 апреля 1939 года в Омске.

В начале 50–х годов 11–летний Владислав переехал в Саратов и жил с отцом и его новой (третьей) супругой актрисой Ривой Левите, с которой мальчик дружил. Он называл ее «моя любимая мачеха». Надо сказать, что в доме отца об актерской карьере Владислав и не мечтал, в 1959 году успешно закончил Омское военно–медицинское училище, получил специальность акушера. Женился (в этом браке у него родился сын Александр), заведовал аптекой, служил на Курильских островах и тяготился этой работой до тех пор, пока его мать однажды не посоветовала пойти в студию при Омском детском театре.

Служба и карьера в театре тоже складывались не слишком благополучно: главных ролей не давали и в другие театры режиссеры не приглашали. И как знать, на что снова решился бы отчаянный Дворжецкий, если бы не случай.

В 1968 году фото Владислава с легкой руки известного режиссера Самсона Самсонова попадают в студийный архив «Мосфильма». В те времена продюсеров не было, актеров утверждали, выбирали из студийного каталога и делали пробы. «Пучеглазый и смешной» провинциальный актер на любительских снимках тотчас же привлек внимание А.Алова и В.Наумова, которые приступили к съемкам двухсерийной картины «Бег» и искали актера на роль генерала Хлудова. Именно «пучеглазость» Владислава Дворжецкого определила выбор режиссеров. Из воспоминаний актера: «Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать о его зверствах... Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной». Режиссеры не ошиблись в своем выборе, кинокритики после выхода картины писали: «Дворжецкий одними глазами сыграл безумие генерала». У фильма был неописуемый успех! Первая же роль актера стала одной из самых ярких и значительных в истории советского кинематографа. Впрочем, и в актерской судьбе Владислава Дворжецкого значимее и удачнее роли больше, увы, не случилось! К слову, когда вышел фильм «Капитан Немо», те же критики писали: «...оленьим глазам капитана удивляешься с первого кадра». (Вот и верь после этого честному критическому слову!)

Как это часто бывает после удачного дебюта, дальше последовали приглашения режиссеров исключительно на подобных отрицательных персонажей. А съемочная группа известного советского детектива «Возвращение «Святого Луки», в котором Дворжецкий сыграл вора–рецидивиста по кличке Граф, даже прозвала актера Черепом. (Буду думать, что из–за ранней лысины.) И в этом фильме, как и в «Беге», Дворжецкого не гримировали, он «был убедителен в образе и без спецэффектов». Возможно, поэтому Андрей Тарковский предложил ему эпизодическую роль в картине «Солярис». Пилот Бертон в исполнении Дворжецкого выглядел виртуальным человеком из будущего.

Весной 1972 года актер получил приглашение сыграть положительную роль — политического ссыльного Ильина, организатора похода к недосягаемой, легендарной земле Санникова в фильме Мкртчяна и Попова «Земля Санникова». О, для нас, «семидесятиков», этот фильм был настоящим боевиком только со знакомыми лицами! Картина, и правда, получилась заметной во всех отношениях. Во–первых, фантастико–приключенческая лента по произведению Обручева — абсолютно своя тема. Она стала своеобразным нашим ответом на бесконечные разборки белых людей и югославского «индейца» Гойко Митича в псевдопрериях. Во–вторых, не последнюю роль сыграла песня — музыка Зацепина и слова Дербенева, — которая после выхода фильма стала жить самостоятельной концертной жизнью. За одну только строчку «Есть только миг, за него и держись!» ее полюбили и пели академики и рабочие. И, наконец, звездный подбор актеров: Олег Даль, Георгий Вицин, Владимир Назаров, Борис Химичев.

У этого фильма есть своя легенда. По утверждениям некоторых участников съемочного процесса, на площадке разыгрался скандал. Дворжецкий, к тому моменту известный актер, настолько разошелся во взглядах на свою роль с режиссерами, что в какой–то момент собирался покинуть съемочный коллектив. Кстати, в скандале Олег Даль участия не принимал, но был на стороне Дворжецкого, поэтому он тоже решил уйти из картины... Словом, подобный скандал мог свернуть всю работу. Неведомыми усилиями режиссерам (на то они и режиссеры!) все же удалось удержать актеров на площадке и завершить работу над фильмом. Несмотря на то что процесс работы сопровождался непрерывным скандалом и атмосферу порой трудно было назвать творческой, фильм получился классным и кассовым. Его смотрит уже второе поколение, во всяком случае, поколение тех, кто знает русский язык. А впрочем, пять лет тому назад в одном из пансионатов литовского города Паланга вечером в кинотеатре «давали» «Землю Санникова». Все билеты были проданы, а приезжим (в большинстве — русскоязычным, которые лежали весь день на пляже) билетов не хватило...

По рассказам и мемуарам людей, близко знавших Владислава Дворжецкого, его личная жизнь была далека от идеальной. Покинув Омск, развелся со второй женой, мыкался по Москве без прописки. Ночевал либо у друзей, либо на лавочках на Белорусском или Киевском вокзале. Денег вечно не было, даже после триумфального «Бега» он остался должен студии приличную сумму, которая ушла на алименты двум его детям от предыдущих браков. Дворжецкий хватался за любую работу, соглашался сниматься даже в заведомо слабых фильмах. А снялся он более чем в 20 лентах.

Только в 1977 году, женившись в очередной раз, он наконец сумел купить себе трехкомнатную кооперативную квартиру в одном из «спальных» районов Москвы. Вызвал из Омска свою мать, старшего сына Александра. Хотел пожить полноценной семейной жизнью. Казалось бы... но дальше случилось то, что бывает в страшном кино.

В этот период актер активно ездил по СССР с концертами от бюро кинопропаганды — зарабатывал деньги. В феврале 1978 года перенес инфаркт и в мае, едва оправившись, уже прибыл с концертом в Гомель. Там же случилась трагедия, которая приблизила смерть Дворжецкого.

Это случилось в 30 км от города. Известный актер с приятелем мчались на большой скорости на авто по ночному шоссе и не заметили стоявший на обочине неосвещенный трейлер. Удар был настолько сильным, что, как записано в деле, «крышу автомобиля срезало как бритвой». Но! Находившийся в салоне Владислав и его пассажир ничуть не пострадали.

И все же пережитый ужас дал о себе знать два дня спустя: 28 мая 1978 года Владислав Дворжецкий скончался в номере гомельской гостиницы от второго инфаркта... Приехавшие врачи не успели помочь.

Мать актера, Таисия Владимировна, пережила сына на три года. Отец, актер Вацлав Янович, скончался в апреле 1993 года. Известный артист и шоумен Евгений Дворжецкий — сводный брат Владислава — трагически погиб в автодорожной аварии 1 декабря 1999 года.

Ни один из трех детей Владислава Дворжецкого не связал свою жизнь с искусством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter