Актеры советского кино

Юрий Белов
Юрий Белов

Сегодня на канале «Россия» в 10.20 смотрите фильм «Весна на Заречной улице»

В советской киноиндустрии были свои бесспорные любимчики, народные герои и даже что-то вроде «пасынков»... К народным героям можно, наверное, отнести Николая Крючкова, Бориса Андреева, Петра Алейникова, Марину Ладынину. Но были и актеры, которые появлялись в кадре всего на несколько минут, а роли их запоминались, сказанные в кадре фразы разносились по стране. Эти артисты так называемого второго эшелона были ничуть не хуже признанных. Просто им меньше повезло в профессии. Как правило, предлагаемые роли были плохо выписаны сценаристом — нечетко, размыто, но, даже несмотря на это, им все же удавалось насытить экранный образ. И в итоге возникал живой человек.

Актер Юрий Белов — актер из этого ряда. Родился он 31 июля 1930 года в городе Ржеве. В 1955 году закончил ВГИК, и уже через год участие в «Карнавальной ночи» сделало его знаменитым на всю страну. Трудно поверить, но званий актер никогда не получал.

Судьба мало ему предлагала ролей. Он делал их сам. В картине Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» персонаж Белова — сталевар Ищенко — появляется эпизодически. Но его выход, как всегда, был запоминающимся. Вспомните урок русского языка, когда шутка ученика вечерней школы Ищенко — цитата из стихотворения Пушкина — превратилась в банальный разбор предложения, в котором он не выделил обращения «Увы, Татьяна, не дитя!»...

А в ленте Евгения Ташкова «Приходите завтра» со знаменитой Екатериной Савиновой в роли Фроси Бурлаковой Белов своим появлением в кадре убедил всех профессионалов от кино в том, что он — комедийный актер. В ней есть крохотный эпизод: дуэт хохмачей Ширвиндта и Белова, которые, представившись Станиславским и Немировичем–Данченко, принимают экзамен у провинциалки из глухомани... Казалось бы, всего 3 минуты длится сцена, а через 50 лет у продвинутых кавээнщиков фразы Белова станут козырной картой в конкурсах. Возможно, я повторюсь, но режиссеры любили Белова, потому что он «из ничего» мог сделать «что–то».

Дебютная роль артиста была большой удачей и сулила интересное творческое развитие. Но в жизни, увы, так не сложилось. «Карнавальная ночь», где он великолепно сыграл смущающегося электромонтера Гришу, так и осталась единственной картиной с главной ролью. Кстати, после выхода этого фильма почти все участники и его создатели, как говорится, проснулись знаменитыми: Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Юрий Белов, Сергей Филиппов...

О типичных житейских ситуациях, в которые попадал наш герой, мало известно. Интервью Белов не давал, вел замкнутый образ жизни, телевизионных программ, посвященных звездам экрана, в 60–х гг. не существовало. Близкие и родные Белова мемуаров не писали. Правда, несколько лет тому назад Леонид Филатов посвятил страницу актеру в своей программе «Чтобы помнили».

Надежда Румянцева — однокурсница Юрия – вспоминала, что режиссер Юрий Чулюкин специально пригласил в свои картины «Королева бензоколонки» и «Неподдающиеся» их «дуэт». «У нас одинаково быстрое схватывание анекдотических ситуаций. Мы всегда рядом хорошо смотрелись», — вспоминала она. Наверное, за искренность и узнаваемый типаж послевоенного времени режиссеры эксплуатировали образ актера, и в 50–х гг. — пик карьеры — он много снимался. Почти обо всех созданных Беловым образах можно сказать: «Свой парень из соседнего подъезда!»

До 1980 года с участием Юрия Белова вышло на экран более 20 фильмов. А потом как отрезало... Его почти никуда не приглашали...

31 декабря 1991 года по ТВ, как обычно, должны были показывать «Карнавальную ночь». Почти каждую демонстрацию картины актер смотрел, вспоминая свою молодость. Но в тот день Юрий Белов фильма не дождался — его сердце остановилось.

Свою программу Филатов закончил следующими словами: «Странный человек. Чем же он странен, Юрий Белов? Тем, что был добр, был искренен, тем, что никому не желал зла, что ни про кого не сказал ни одного дурного слова. Не матерился, не сплетничал, не ставил друзьям подножку, никого не подсиживал в плане ролей. Никому не переходил дорогу, равнодушен был к званиям и поэтому их не имел».

Согласитесь, странно звучит, в особенности по сегодняшним понятиям.

Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ».


Запрещенное кино из Затитовой Слободы

Мне кажется, что я когда–то смотрел этот фильм. Хотя его «положили на полку» гораздо раньше моего появления на свет. Еще лет 25 назад в спрятавшейся на правом берегу Свислочи Затитовой Слободе можно было едва ли не в каждом доме узнать подробности съемок давно забытой и только киноведам известной «социально–психологической драмы» «Строгая женщина». Сюжет достаточно нехитрый. Председатель сельсовета Христина Жилюк (актриса Хорькова) штрафует за самогоноварение тетку своего предшественника Шульги (актер Жеваго) Степаниду. Шульга находит компромат на Христину, докладывает районному начальству, что председательша получала пенсию за живого мужа (а тот после госпиталя остался на Севере и вот через много лет объявился). Вторая линия «драмы» — сын самогонщицы Степаниды Семен (Юрий Белов) любит дочь Христины Юльку. Но девушка не готова отдать парню свое сердце — Степан помогает матери торговать самогонкой. Но все завершается благополучно и счастливо. Районное начальство во всем разбирается по справедливости. Шульга публично признает свои ошибки. Степан, отслужив в армии, подобно Перепелице, становится на путь исправления. Христина сама регистрирует в сельсовете брак Степы и Юльки.

Странно, что почти вскоре после выхода на экраны фильм был спрятан «на полку». Писательница Елена Григорьевна Кобец–Филимонова, которая снималась в «Строгой женщине» в массовках, характеристику «киноправде» крестьянской жизни выдает лаконичную: «Фильм получился сереньким...» Не спасли «ходульную» кинокартину даже звездные советские актеры Станюта, Глебов, Кмит, Белов.

А у жителей древни Затитова Слобода Пуховичского района переживания были по другому поводу. Во–первых, разочаровал постоялец Елены и Виктора Веремейчиков, тогда уже всей стране известный Юрий Белов. В отличие от своего киношного героя он перевоспитанием не занимался и употреблял слободского самогона ровно столько, сколько душа того желала...

А второе расстройство — из–за дома, возведенного на высоком открытом берегу Свислочи. Снимая очередной эпизод, киношники согласно сценарию новенький сруб подожгли. Разочарованию сельчан не было предела.

У затитовослободской синемаистории есть продолжение. Долгое время через Титовку — там, где она впадает в Свислочь, — в деревню вел старенький деревянный мост. Настолько старый, что его присмотрели беларусьфильмовцы, снимая кино по одной из военных повестей Ивана Шамякина. Снимали в конце августа. Но лето выдалось на удивление холодным. А для кадра нужен был задний план, где через Свислочь переплывает партизан или подпольщик. Рассказывают, что «каскадера» нашли среди местных. Наивные времена «Строгой женщины» давно миновали. Рассчитались с героем нового кино 25 рублями и бутылкой водки. Цена такому расчету в конце 1970–х была, пожалуй, сродни голливудским гонорарам.

Нет сегодня в Затитовой Слободе ни школы, ни почты, ни телеграфа. Только скромный магазин райпо да еще памятник погибшим в войну односельчанам. И на краю деревни — следы кургана, приютившего в ХVIII веке на вечный покой шведских солдат. Конечно, не только эта память у села с четырехвековой историей (первое известное упоминание о Затитовой Слободе относится к 1623 году).

Возможно, история деревеньки лишь только пока «пылится на полке», как и никому нынче не известная «Строгая женщина».

Фото из архива Елены КОБЕЦ–ФИЛИМОНОВОЙ.

На снимке: Юрий Белов на съемках фильма «Строгая женщина». Конец 1950-х гг.

Алесь КАРЛЮКЕВИЧ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter