Актеры попали под раздачу

Вчера в Большом торжественно подвели итоги II Национальной театральной премии...

Вчера в Большом торжественно подвели итоги II Национальной театральной премии. Как и в прошлом году, статусную церемонию посетили весь бомонд и публика, считающая себя таковым. Призы и премии, как часто бывает в таких случаях, разделились на две категории: неожиданные и предсказуемые. Вторых было больше, что неудивительно: жюри в составе 97 человек за неделю посмотрело 16 работ, и только 2 из них не вызвали у экспертов сомнений в художественной ценности.


Хозяин финальной вечеринки — Большой театр — представлял на премию оперу «Аида» в постановке Михаила Панджавидзе. К сожалению, египетские страсти оказались режиссеру неблизки: вдохнуть новую жизнь в известный сюжет мастеру не удалось. Но блистательная Оксана Волкова в роли Амнерис, масштабные декорации и безупречная работа дирижера Вячеслава Волича делают свое дело: в зале на «Аиде» яблоку негде упасть. С чем другим, а с заполняемостью у театра проблем нет.

Белорусский государственный театр кукол предложил на суд экспертов «Венчание» режиссера Александра Янушкевича. У этой постановки зритель интеллектуальный. На авангардную работу молодого постановщика пришли посмотреть многие знаковые персонажи, среди них Елена Турова, Валентин Елизарьев, Сергей Кортес, Владимир Кондрусевич. Спектакль настолько нетрадиционен для наших широт, что некоторые члены жюри почтенного возраста выскакивали из зрительного зала как ошпаренные, категорически не приемля абсурдистскую эстетику. Все, что происходит на сцене, походит на дурной сон, где нарушены геометрические формы и чувство реальности. Но если в случае с «Ивоной» в Купаловском материал с самого начала находился в крепких режиссерских руках, то от «Венчания» осталось стойкое ощущение, что пьеса подавила замысел. Наверняка и у этой драмы будут свои поклонники. Нельзя не заметить, как последовательно в последние годы театр кукол формирует свой эксклюзивный репертуар «для взрослых». Сами понимаете, Турова и компания ерунду смотреть не станут. Кстати, работа Гродненского областного театра кукол «Пиковая дама» режиссера Олега Жюгжды стала одним из тех двух зрелищ, которые жюри восприняло с восторгом. После просмотра из зала вышел одухотворенный Борис Луценко и воскликнул: «Где Жюгжда? Дайте мне его! Я его сейчас же расцелую!» Очевидно, что куклы в этом году актеров переиграли.


Были среди номинантов на премию и случайные представления. К таким отношу комедию гомельского драмтеатра «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке худрука Виктора Чепелева. Он же исполнил одну из главных ролей — графа Альмавивы. Эстетика того, что происходит на сцене, словно бы перекочевала к нам из глухих 70–х: слишком много статичности, которая никак не вяжется с легкой искрометной комедией Бомарше. Вспоминая знаменитую постановку в театре сатиры с Андреем Мироновым или эту же пьесу в Ленкоме Марка Захарова, понимаю: в Гомель специально, чтобы посмотреть произведение Чепелева во второй раз, не поеду. К слову, публика воспринимала историю сластолюбивого графа с первородным восторгом: хохотала до слез и аплодировала стоя. Если современный театр ставит перед собой задачу развлекать зрителя, то гомельская труппа владеет этим умением в совершенстве.

Итоги II Национальной театральной премии оставались секретом для всех участников процесса до самой последней минуты. В воскресенье председатель жюри Алексей Дударев пригласил коллег обсудить результаты форума за «круглым столом», только строго–настрого запретил членам жюри называть своих фаворитов: за них следовало голосовать тайно. Профессор Белорусской академии искусств Ричард Смольский предположил, что самая горячая борьба развернется вокруг номинации «Лучшая мужская роль», и тут же назвал своего любимца:


— На спектакле «Средство Макропулоса» в Театре–студии киноактера выходит на сцену заслуженный артист Владимир Мищанчук и преподает мастер–класс и коллегам, и зрителям, которые находятся в зале.


Раздачи театральных «слонов» не пришлось долго ждать: вчера вечером интрига счастливо разрешилась.



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter