Откровенный разговор с Михаилом Мамаевым, сыгравшим молодого князя Оленева в фильме «Виват, гардемарины!»

Актерские дилеммы

В этом году свое 25-летие отмечает один из самых романтичных фильмов начала 90-х «Виват, гардемарины!» В преддверии юбилея  решили побеседовать с тем, для кого этот фильм стал мощнейшим стартом в карьере актера – с Михаилом Мамаевым, сыгравшим молодого князя Оленева, чье миловидное личико не оставило равнодушными российских телезрительниц. Нашему корреспонденту 50-летний актер рассказал о том, чем он живет сегодня и будет ли сниматься в «Гардемаринах-4».

Михаил Мамаев вырос в семье военного, готовился к поступлению в военное училище, хотел стать разведчиком, но в 8 лет начал писать. Тогда папа будущего актера, сам военный журналист, отвел сына в «Алый парус» «Комсомолки». С тех пор Миша стал печататься в периодике: в «Комсомолке», «Вечерке», «Правде»... А по окончании школы поступил в МГИМО на факультет международной журналистики.

А еще он с детства писал стихи, в 19 лет подборку его стихов напечатал популярнейший в Советском Союзе литературно-художественный журнал «Юность», а в 22 – в крупном государственном издательстве вышел сборник его стихов «Возраст взрыва». Поэтому, когда предложили написать стихи для московского театрального проекта «Калигула», Михаил не слишком удивился – как говорится, сам бог велел! И не только написал, но и сам читал их со сцены, исполняя одну из главных ролей.

А потом в его судьбе случились «Гардемарины»…

В первом фильме трилогии о гардемаринах роль князя Никиты Оленева сыграл Владимир Шевельков. Но случился конфликт – как говорят, режиссер и актер не сошлись характерами. И Светлана Сергеевна Дружинина не пригласила его на съемки второй части фильма. И тут «под руку попался» никому не известный выпускник МГИМО красавец Мамаев. Как пишут некоторые СМИ, однажды в ресторане Дома кино Дружинина увидела его за соседним столиком. Поговаривают, что, войдя в кураж, Мамаев даже на столе танцевал.

– Я даже не помню, откуда родилась эта байка, – признается актер. – Мы действительно познакомились в ресторане Дома кино, но никаких плясок на столе не было. Не помню, откуда это взялось. Скорее всего, это была шутка, которую журналисты, недопоняв, вставили в интервью. Мы познакомились, обменялись контактами, и обо мне вспомнили только через пару месяцев – пригласили на пробы. И, кстати, на этих пробах, помимо текста сцен, который, конечно, пришлось выучить и играть с молодыми соискательницами на роль Фике, я читал свои стихи. Возможно, не все знают – во время первого появления на экране князь Оленев-младший выходит из зимнего леса и читает стихи юного Мамаева. Но в тот вечер знакомства с Дружининой в Доме кино я и не думал, что это закончится чем-то столь грандиозным.


Светлана Дружинина в окружении своих гардемаринов

Многие после выхода картины на телеэкраны приписывали Мамаеву роман с 19-летней Кристиной Орбакайте, сыгравшей в «Гардемаринах» маленькую Фике – будущую российскую императрицу Екатерину II. По сюжету фильма они влюбились друг в друга с первого взгляда.

– С Кристиной у нас романа не было. Если бы у всех актеров и актрис, играющих любовь, обязательно случались романы, я бы точно не стал актером, потому что по натуре я однолюб… – смеется Михаил. – К тому же мое сердце на тот момент было занято, да и Кристина была влюблена во Владимира Преснякова. Естественно, Кристина мне очень нравилась, она была такая изящная, и при этом такой глубокий, чуть печальный немигающий взгляд, что был у нее еще в «Чучеле»... конечно, какое-то платоническое увлечение было. В силу того, что я был непрофессиональным актером, а приходилось играть любовь, Светлана Сергеевна меня постоянно накручивала: «Давай! Увлекись ею! Не робей, ну что ты?..» Сейчас-то понимаю, почему. К таким сценам зритель особенно чуток, его невозможно обмануть. Нужно быть предельно искренним. Нам с Кристиной было непросто играть любовные сцены – в этом мы оба были дебютантами. Любовь – штука интимная, а тут камера, съемочная группа. Да и Пресняков иногда приходил… Хотя, признаться, мне вообще играть было непросто, ведь что ни сцена, то известные и всеми любимые артисты: Харатьян и Жигунов, Боярский, Гурченко, Гундарева, Евстигнеев…


В шоу "Танцы со звездами" партнершей Михаила Мамаева была Мисс Россия-2010 Ирина Антоненко


Как признается актер, после выхода фильма на экраны его мир сильно поменялся: появилась узнаваемость, посыпались приглашения в другие проекты.

– Но я продолжал заниматься журналистикой, не спешил становиться актером, – вспоминает Мамаев. – И лишь годы спустя пришел к выводу: хочу заниматься именно этим – играть в кино и театре.

Около года назад Светлана Дружинина объявила, что намерена снимать четвертую часть полюбившегося многим фильма о гардемаринах.

– Когда Светлана Сергеевна позвонила, я с радостью поддержал ее. Идея эта носилась в воздухе давно, продолжение «Гардемаринов» можно было снимать сразу же после выхода на экраны третьей части – этот фильм был мегапопулярным, кассовые сборы гарантированы. Новый сценарий очень интересный и актуальный, но об этом пусть уж сама Светлана Сергеевна расскажет. У меня тут как-то спросили: «Зачем переснимать?» Но позвольте, при чем здесь «переснимать»? Дружинина не переснимать собирается, а продолжить историю. Одно дело – взять всенародно любимую «Кавказскую пленницу» и переснять ее уже с другими артистами на новый лад. И совсем другое – снять продолжение любимого фильма с теми же героями, показать их повзрослевшими, возможно, чуть постаревшими и, конечно, ввести новых героев, молодых, ярких… Уверен, это должно получиться интересно.




Однако в каком именно составе появятся на телеэкранах «Гардемарины», пока держится в секрете. Кстати, сами актеры сегодня редко пересекаются.

– Юным зрителям обычно хочется верить, что артисты, которые играют героев на экране, такие же благородные, великодушные, открытые, сердечные, как и в жизни. Что они так же дружат или любят друг друга, как и в фильме. Но в жизни не всегда так получается, на то она и жизнь.

Стоит отметить, что в фильме «Виват, гардемарины!» Мамаев запомнился телезрителям не только как романтичная натура, но и как весьма привлекательный молодой человек. Хотя сам актер признается:

– Я очень смущался, когда меня начинали обсуждать прилюдно и, допустим, делали комплименты. В детстве у меня была куча комплексов – маленький рост, оттопыренные уши, прыщики на лбу… Потом я вырос, лопоухость исчезла, прыщи прошли, а память об этом осталась… Дружинина даже как-то в шутку назвала меня выросшим гадким утенком. К тому же мальчик из семьи военного, ну, вы понимаете, долгое время мечтал стать офицером, заниматься одной из истинно мужских профессий. А актерская стезя – не самая мужская, мягко говоря. Мужчина не должен зацикливаться на своем внешнем виде, а актеру приходится. Когда мне красили ресницы перед съемками, все во мне сопротивлялось... И после грима выходил куда-нибудь в тихое безлюдное место (надеюсь, Дружинина, прочитав эти строки, простит меня) и аккуратненько стирал тушь.

Олеся СУПРЯГА.

Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter