Актер без амплуа

Сергея Юшкевича часто узнают на улицах. Здороваются. Но автограф почти никогда не просят, поскольку... не узнают...
Сергея Юшкевича часто узнают на улицах. Здороваются. Но автограф почти никогда не просят, поскольку... не узнают. На днях я сама попалась на удочку его таланта к перевоплощению. Брожу, значит, по съемочной площадке, оборудованной на одном из этажей крытого рынка «Раковский кирмаш» (компания «БелПартнерТВ» снимает там сейчас свой новый сериал «Супермаркет»), высматриваю актера обликом позловещее — недавно по НТВ прошел сериал «Прииск» и я все еще под впечатлением от ужасного Ноздри, сыгранного Юшкевичем. Решаю про себя: раз Сергей опять снимается в детективном сериале, не иначе снова бандит... Между делом замечаю знакомого, беседующего с продюсером, здороваюсь (правда, никак не могу вспомнить, откуда знаю этого высокого интеллигента, — ну да мало ли с кем приходится пересекаться «по долгу службы»), иду себе дальше... И тут меня осеняет: так ведь это же он, Юшкевич, и есть! Как всегда, органичный и совершенно не похожий на всех своих прежних персонажей...

— Насколько могу судить, на этот раз вы в стане «светлых сил»...

— Ну это еще как посмотреть. Здесь я играю директора супермаркета, а супермаркет, знаете ли, вещь такая... Неоднозначная.

— Среди ваших знакомых есть директора супермаркетов? В смысле живые прототипы вашего героя?

— Все на ощупь, интуитивно.

— Я почему про знакомых спросила — слишком реальный Ноздря у вас получился, не киношный какой–то. Пугает по–настоящему.

— Во–первых, там был замечательный сценарий. Во–вторых, режиссер — Алексей Козлов, который вырос на сибирском прииске и наблюдал похожие события. Поэтому все персонажи в «Прииске» документальны. Я читал Мамина–Сибиряка — он очень детально все описывает. И, как убедился во время съемок, с конца прошлого века там практически ничего не изменилось. Конечно, появились элементы цивилизации, техника... Но человек, который годами живет в лесу, вдали от центров, закономерно дичает. Там отдельная ментальность, все решается просто и сурово. Звериные нравы, волчьи законы, хотя и с человеческими глазами...

— В большинстве своем актеры — люди суеверные, многие убеждены, что роли влияют на судьбу, — не всякий согласился бы на такое перевоплощение...

— Не сказал бы о себе, что суеверен. Хотя некоторые факты все же отмечаю. Например, здесь же, в Минске, я снимался в сериале «Закон», будучи холостым и бездетным. А по сценарию у моего героя трое детей... Не прошло и двух лет, как у меня и супруга появилась, и двое детей родились.

— И после этого вы решили покреститься?

— Крестился я за день до первого съемочного дня. Честно скажу: долго размышлял по этому поводу, но в конце концов пришел к выводу, что не имею права играть священника некрещеным. То есть в некотором роде мой поступок оказался «производственной необходимостью», но я рад, что это со мной случилось. Недавно вот был в Киеве, увидел замечательный храм — и вдруг почувствовал непреодолимую потребность туда войти. Вошел... Помню, было ощущение, что кто–то специально привел меня к иконе.

— А родители у вас кто?

— Я вырос без отца, но мама у меня замечательная. Она инженер и очень гордится моим актерством. Ей есть с кем разделить эту гордость — я же родом из Черновцов, маленького городка в Западной Украине. Там живут мои друзья, одноклассники, все мои детские влюбленности, и каждая моя новая роль для них — событие. Я постоянно помню об этом и стараюсь играть так, чтобы им не было стыдно за меня.

— Какой должна быть женщина, которая может ужиться с актером — эмоциональным, капризным, местами скандальным человеком? Или вы — нетипичный актер?

— Все это есть и во мне, но проявляется только когда цейтнот на работе. Вот как сейчас: съемки — здесь, премьера — в «Современнике», причем такая воинствующая постановка (Нина Чусова, выпустившая новый спектакль «Америка, часть вторая», вообще экстремист в театральном бизнесе), мне еще сложно понять отношение зрителя к этой премьере... Вот в такие периоды я и могу дома взорваться. Но у моей жены Лены фантастический характер: если она видит, что я раскален, буквально растворяется в пространстве. От детей, конечно, никуда не деться, они крохотные, скучают по папе, с этим приходится считаться, но иногда так хочется снять номер в гостинице и сутки–двое не вылезать из–под одеяла, чтобы была идеальная тишина...

— А любовь вообще — реальное чувство?

— Абсолютно. У меня это получилось.

— Что еще для вас реально в вашей личной системе ценностей?

— Адреналин — пожалуй, нет, слава — нет... Здоровье близких. Я достиг того возраста, когда начинают уходить близкие люди. Мой педагог профессор Щукинского училища Альберт Григорьевич Буров, которого я очень любил, Валентин Юрьевич Никулин, феерический артист, с которым меня связывали очень хорошие человеческие отношения... На этих людей я всегда смотрел снизу вверх, и очень обидно, что они уходят, — потому что там, за спиной, я таких людей не вижу... Видимо, у каждого поколения свои ориентиры.

— Тем временем вы все увереннее становитесь медийным актером.

— Не сказал бы, что стал ощущать себя как–то иначе.

— Так ведь сниматься вас приглашают практически нон-стоп. И роли все какие непохожие — диссидент в «Тоталитарном романе», глава секты в сериале «Таксист», эсэсовец в «Человеке войны», отец Дмитрий в «Законе», бандит Ноздря... Наверняка уже утвержден проект, в котором вы будете участвовать после «Супермаркета»?

— Вот–вот начнутся съемки «Прииска–2» в Карелии.

— Но ведь Ноздря погиб!

— Скоро выяснится, что я остался жив, и все начнется заново...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter