День воссоединения белорусских земель — в оценках современных историков

Акт исторической справедливости

Знаменательную дату отметим мы 17 сентября — день воссоединения западных и восточных белорусских земель. В этот день правительство Советского Союза распространило заявление: «Польское государство и его правительство перестали существовать, а следовательно, договоры, заключенные между СССР и Польшей, прекратили свое действие. В связи с этим Советский Союз не может оставаться нейтральным и вынужден взять под защиту единокровное украинское и белорусское население, а также снять нависшую угрозу границам СССР».

Это событие, его оценки и современные трактовки стали темой круглого стола, прошедшего в нашей редакции. Участие в нем приняли директор Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук, доцент Вячеслав ДАНИЛОВИЧ; заведующий отделом новейшей истории Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Сергей ТРЕТЬЯК; доцент кафедры Беларуси, археологии и специальных дисциплин Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, кандидат исторических наук Александр ГОРНЫЙ; доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, кандидат исторических наук Александр САВИЧ и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат исторических наук Виталий КРИВУТЬ. Модератором круглого стола выступил декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук, доцент Вадим ГИГИН.

Вячеслав Данилович.
Сергей Третьяк.  Александр Горный.
Александр Савич. Виталий Кривуть. Вадим Гигин.
«Под Польшей»: модернизация или колониализм?

В. Данилович: Межвоенное почти 20-летие, когда Западная Белоруссия находилась в составе Польского государства, несомненно, оставило свой отпечаток в национальном сознании белорусского народа.

Подавляющая часть белорусских национальных деятелей — симпатизировали ли они советской власти или были критично настроены к ней — сходилась во мнении, что Рижский мир — это трагедия нашего народа. Фактически польские власти проводили политику ассимиляции белорусского населения.

Поэтому многие восприняли приход Красной армии положительно — и с воодушевлением поддержали объединение Западной Белоруссии с БССР. Это говорит о том, что все-таки польская власть не отражала интересы народа и была по факту чужой для большинства населения края. И это вполне закономерно: социально-экономические вопросы и проблемы не были решены. К тому же Западная Белоруссия весьма пострадала от мирового экономического кризиса 1929—1933 годов, росла безработица. Значительная часть подрастающего поколения не была охвачена системой образования. То есть к проблемам национального угнетения здесь добавлялась социальная неудовлетворенность. Поэтому образ Советского Союза выглядел положительно в глазах большинства жителей Западной Белоруссии.
Польская власть не отражала интересы народа и была по факту чужой для большинства населения края. И это вполне закономерно: социально-экономические вопросы и проблемы не были решены.
С. Третьяк: Парадоксально, но в Западной Белоруссии мы можем говорить и о модернизации, и о колонизации. Если в Советской Беларуси 1920-е и 1930-е годы прошли под знаком периферийной социалистической модернизации, то в Западной Белоруссии модернизация носила колониальный характер. В конце концов, сами польские экономисты признавали, что есть Польша «А» и Польша «Б» (Polska «A» i «B». — Прим. ред.). В Польшу «А» вкладывались большие капиталовложения, там создавались современные производства. Это Центральная и Западная Польша. А из Восточной Польши «Б» выкачивались ресурсы, и если там и создавались новые производства, то лишь затем, чтобы обслуживать нужды Польши «А».

В Западной Белоруссии экономические процессы следовали тенденциям, наметившимся еще до Первой мировой войны — в составе Российской империи.

Аграрные реформы польского правительства во многом наследовали реформаторскую программу Столыпина. И если посмотреть, как эти процессы проводились в Западной Белоруссии, их колонизаторский характер становится очевидным.

Земли этнических поляков обрезке не подлежали, латифундии местных земельных магнатов были признаны культурными хозяйствами и не делились. Был создан специальный земельный фонд для наделения землей осадников. Более того, многие крестьяне Западной Белоруссии, вернувшиеся из беженства в 1921—1923 годах, оказались безземельными — просто потому, что к моменту их возвращения эти земли были признаны выморочными земельным фондом и подлежали продаже.

В. Кривуть: Были попытки развить аграрное просвещение. И даже официальные газеты, тот же «Курьер Виленский», откровенно заявляли, что социально-экономические условия белорусской деревни не позволяют крестьянину заниматься просвещением, ибо «голодный человек о культуре думать не может». А Барановичский повет в конце 1930-х годов официально считался по меркам Новогрудского воеводства Польского государства передовым: в нем работало целых 40 коллективов сельскохозяйственной подготовки молодежи и несколько десятков кружков для взрослых крестьян. В конце статьи, сообщавшей об этом, говорилось, что успехами этого просвещения пользуются лишь три процента крестьянского населения повета. Считавшегося, повторяю, передовым!

Стоит отметить и деятельность молодежных организаций. Да, в них стремились привлечь и белорусскую молодежь, детей осадников. Тем не менее отдел общественной безопасности польской полиции рассылал поветовым старостам уведомления, в которых говорилось, что создание смешанных организаций желательно лишь при условии, что в их руководстве будет доминировать польский элемент. Даже молодежная клерикальная организация называлась «Союзом польской молодежи». Это потом уже, в 1930-е годы, появились католические объединения мужской и женской молодежи. Кстати, накануне переписи 1931 года, когда шла большая разъяснительная работа, специально оговаривалось, как следует отвечать на вопрос о родном языке: «Необходимо объяснить, что «тутэйшай мовы» нет. Язык, который употребляется на наших землях, является одним из диалектов польского языка. Таким образом, ответ на этот вопрос должен быть точным: разговариваем по-польски».

Части Красной армии вступают в Раков, 17 сентября 1939 года.

А. Савич: Гэта вельмi спрэчнае пытанне, каланiяльным было становiшча Заходняй Беларусi цi не. Мы павiнны мець на ўвазе спецыфiку нашай гiсторыi, нашага грамадства. Так званыя заходнебеларускiя зубры — Скiрмунты, Радзiвiлы, Нямцэвiчы i iншыя — мякка кажучы, не вельмi прыхiльна ставiлiся до польскай палiтыкi каланiзацыi. У той жа час Раман Скiрмунт быў дастаткова талерантны чалавек у адносiнах да мясцовага беларускага насельнiцтва. I беларушчыну яны падтрымлiвалi рознымi культурнiцкiмi i аграрнымi крокамi, развiвалi прамысловасць.  

А. Горный: Польскiя чыноўнiкi i наогул польская элiта ў Заходняй Беларусi шмат у чым глядзелi на беларусаў як на абарыгенаў.

Цiкавы факт: польскiя настаўнiкi збiралi беларускiх дзяцей, напрыклад палешукоў, апраналi iх у вышыванкi i вазiлi ў Кракаў на так званыя экскурсii — вытэчкi. I паказвалi iх там як абарыгенаў, якiя прыехалi з гэтага «цёмнага занядбанага краю».

Iх фатаграфавалi для польскiх часопiсаў — фактычна гэта была адна з праяў рэальнай палiтыкi стаўлення да беларусаў як да нейкага другасортнага насельнiцтва, якому трэба «прышчапiць» культуру. Гэтыя пагардлiвыя адносiны да беларусаў сталi прычынай траўмы, якая пазней вылiлася ў 17 верасня 1939 года.  

osipov@sb.by

(Продолжение круглого стола — в следующем номере.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter