Круглый стол в «СБ»: историки и политологи о значимости Дня народного единства

Акт исторической справедливости

Сегодня наша страна во второй раз отмечает День народного единства — новый для всех нас праздник. День 17 сентября стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции. Решение учредить праздник на государственном уровне еще раз подчеркнуло преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белорусской нации и государственности. Так в чем суть Дня народного единства и почему он необходим белорусскому обществу? Отчего именно сейчас как никогда важно беречь суверенитет страны и национальное единство? В поисках ответов на эти и другие вопросы мы пригласили к разговору компетентных собеседников: декана исторического факультета Белорусского государственного университета, члена Координационного совета при Министерстве образования по развитию исторической науки и образования Александра Кохановского, председателя республиканского общественного объединения «Белая Русь» Олега Романова, члена Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, члена Коммунистической партии Беларуси Сергея Клишевича, главного редактора брестской областной газеты «Заря» Игоря Гетмана.

СКАЗАНО

Президент Александр ­Лукашенко:

— Практически 20 лет белорусский народ был разорван «по живому». В данном случае — Рижским мирным договором… В Западной Беларуси наши предки снова оказались под кнутом польских панов: полонизация, конфессиональный и социально-экономический гнет. Удивительно, как мы выжили в этом водовороте событий, более того, начали строить свою национальную государственность. Именно в советское время были возвращены белорусские территории, а уже в современной Беларуси вернули в календарь важную дату истории — 17 сентября 1939 года — День воссоединения белорусского народа после десятилетий польской оккупации. Теперь это наш День народного единства, который мы будем отмечать. Потому что мы все помним. И чтобы сохранить себя, свою землю, мы должны помнить и свои, и чужие уроки истории. Вот для чего нужны уроки истории. Для сегодняшнего. И которые учат главному: под внешним управлением суверенитета нет. Управлять должны сами. А без суверенитета нет дома, нет семьи, нет будущего ни у кого из вас.

Во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее!», 1 сентября 2022 года.

Символ единства и независимости

«СБ. Беларусь сегодня»: Запрос об учреждении Дня народного единства на государственном уровне исходил от общественности. Можно ли назвать этот факт исторической закономерностью?

О. Романов: В последнее время интерес белорусского общества к истории возрос, и это связано в первую очередь с современными международными процессами — меняется их общая конфигурация, происходит разрушение прежнего миропорядка. А построение нового миропорядка должно быть справедливым, поэтому мы и опираемся на уроки истории. Кроме того, внутри нашей страны также активно происходят процессы строительства нации, укрепления институтов суверенного государства. Очевидно, что решение этих задач невозможно делать наобум. Оно должно вытекать из того наследия, которое мы имеем. Поэтому мы возвращаемся к незаслуженно забытым датам нашей истории, по-новому их осмысливаем. У белорусов есть запрос на различные формы активности и события, которые будут нас объединять.


Мы понимаем, что разъединение — это путь в никуда, это путь исторического краха. Поэтому дата 17 сентября, начало воссоединения Западной Белоруссии и БССР, придает нашему обществу большую солидарность, единство и силу.
Думаю, с этим и была связана необходимость не просто внимательного отношения к Дню народного единства, но и введение его в разряд главных государственных праздников. Более того, внутренняя логика развития нашей государственности, культуры требовала возвращения этого праздника. Это не связано с конкретными поводами, событиями 2020 года или с ­какими-то иными. Это то, что заложено в историческом коде Беларуси, и то, что должно быть отражено в реальной практике.

С. Клишевич: Так исторически сложилось, что белорусское общество и государство организованы вертикально, поэтому, скажем так, сформировался определенный консенсус и политического руководства, и наших граждан по поводу действий Польши в 2020 году. Тогда с территории этого государства управляли сетью экстремистских телеграм-каналов, пытались сформировать некое «переходное правительство» из своих марионеток, кроме того, ввели против нас экономические санкции в одностороннем порядке. Все это наложилось на очень агрессивную польскую идеологию, которая с 2015 года, когда к власти пришла партия «Право и справедливость», получила крен вправо. Официально был учрежден так называемый день «проклятых солдат» — то есть на государственном уровне были реабилитированы незаконные вооруженные формирования и банды, которые действовали в том числе в Западной Белоруссии, в Белостоке, уничтожая и терроризируя наше этническое население. В современной Польше их считают героями антисоветского подполья, проводят марши в их честь и оправдывают убийства мирного белорусского населения.


Очевидно, что с такой Польшей нам не по пути, в том числе поэтому на всех уровнях белорусского общества появился запрос на новый символ борьбы за свободу и независимость Беларуси, на новый национальный праздник.
И. Гетман: Лично я вижу определенную логику исторического развития. Общество не стоит на месте, продолжается процесс строительства и государства, и нации. Мы продолжаем процесс осмысления своего исторического пути, открываем забытые страницы прошлого, расставляем нравственные акценты. Все это предопределило появление нового праздника. Я вспоминаю, как примерно 15 лет назад в Институте истории НАН Беларуси обсуждали идею установления памятника в честь событий сентября 1939 года ученые и представители общественности. Поднимался также вопрос необходимости появления в праздничном календаре даты, которая бы символизировала единство белорусского народа. Но тогда дальше идеи не пошло. Сегодня же мы видим, как легко, органично входит новый праздник в жизнь белорусов разных поколений. Значит, время для него пришло.


А. Кохановский: День народного единства был учрежден как государственный праздник, и это абсолютно закономерно. Идея единства озвучивалась во время диалоговых площадок, причем людьми из разных социальных групп. Поэтому учреждение этого праздника общество восприняло позитивно, особенно старшее поколение. Ведь идея сама по себе возникла не на пустом месте. 17 сентября — это начало похода Красной армии, начало воссоединения Западной Белоруссии с БССР, которое стало актом исторической справедливости.
Воссоединение нашего народа, нашей нации — это уникальный исторический случай.

Причем этот вопрос поднимался и ранее представителями научного сообщества и общественностью. В 1999 году проходила конференция на истфаке БГУ, которая объединила историков из разных университетов, НАН, а также иностранных участников, в том числе из стран-соседок. Это был последний научный форум, в котором участвовали живые свидетели того массового национально-освободительного движения, развернувшегося в Западной Белоруссии. Итогом конференции стала рекомендация ввести День народного единства именно 17 сентября. По сути, это стало плодом научного осмысления участниками конференции событий, которые происходили на нашей территории во время польской оккупации. Так, общественный запрос на учреждение такого государственного праздника формировался не одно десятилетие.

Прошлое должно не разобщать, а объединять

«СБ. Беларусь сегодня»: Изучение исторического прошлого тесно переплетается и с настоящим. Как вы смотрите на события, которые происходили тогда, и на то, как они перекликаются с событиями сегодняшних дней?

И. Гетман: Касательно даты 17 сентября скажу одно: нам надо перестать оправдываться и научиться огрызаться. Тем, кто в очередной раз вспомнит про «парад в Бресте», «аморальность пакта Молотова — Риббентропа» и т.д., нам всегда будет что ответить. Рижский мир был по отношению к нам тем, чем стал для Польши август — сентябрь той памятной осени.
Тридцать девятый год — ответ за двадцать первый. Ответ, который не то что с удовлетворением — во многом с восторгом был воспринят широкими слоями западнобелорусского общества.
А. Кохановский: История — это наука-учительница, которая помогает нам понимать события прошлого и сопоставлять их с тем, что происходит сегодня. Она требует к себе бережного отношения. Обращение к истории, актуализация внимания на историческом прошлом, безусловно, влияют на воспитание подрастающего поколения. Без этого невозможно сформировать национальную идентичность, которая, в свою очередь, базируется на исторической памяти. Конечно, говорить о глобальных изменениях пока преждевременно, поскольку прошло не так много времени с момента учреждения этого праздника. Но из собственного опыта общения со студенческой молодежью скажу, что внимание к событиям 17 сентября значительно усилилось. Такие памятные даты являются для молодых людей ориентирами, которые позволяют еще раз обратить внимание на наше прошлое. А оно должно не разобщать, а объединять.

О. Романов: Для любого мыслящего человека история является источником знания об обществе и системой тех уроков, которые мы должны выучить, чтобы не допустить повторения ошибок прошлого. Конечно, события в истории по два раза не повторяются. И говорить о полной аналогии современной ситуации с началом прошлого века нельзя. Но нельзя и отрицать тот факт, что на наших западных границах есть определенное напряжение, а у некоторых стран — членов НАТО явно выражено желание остановить устойчивое развитие Беларуси, в том числе и военным способом.
Поэтому укрепление нашей обороноспособности, внутренней сплоченности общества необходимо для того, чтобы не допустить событий 1921 года, когда «тело» Беларуси было разорвано по живому.
С. Клишевич: История всегда являлась частью политики, глупо это отрицать. Польская трактовка ключевых событий нашей общей истории, причем не только советского периода, но и казацких войн, периода разделов Речи Посполитой, польских восстаний, всегда отличалась от нашей. Другой вопрос, что в публичной риторике эти моменты не акцентировались, потому что Польша не имела эффективных возможностей, чтобы насаждать нам польскую идеологию. Сегодня такие инструменты у них появились, и это не только телеграм-каналы, но и беглые псевдоаналитики, проплаченные эксперты, которые выехали в Польшу и сейчас работают уже по линии антироссийской пропаганды. Такая линия имеет важную составляющую — это обоснование исторических различий Беларуси и России и доказывание большей близости Беларуси к Польше. Эту задачу сегодня отрабатывают все иностранные научно-экспертные коллективы от мала до велика.

«СБ. Беларусь сегодня»: В прошлом году на форуме патриотических сил Глава государства назвал День народного единства символом белорусской государственности и заветом для будущих поколений — беречь суверенитет страны, национальное единство и мир на родной земле. Насколько этот праздник повлияет на воспитание настоящих патриотов своей страны и в целом на укрепление национального самосознания?

А. Кохановский: Масштаб мероприятий, которые проводятся в этом году ко Дню народного единства, по сравнению с прошлым годом стал еще больше. Они приобретают разные формы, меняется их характер — это и диалоговые площадки, конференции, круглые столы, спортивно-массовые мероприятия. Что называется, на любой вкус и цвет. И каждое такое мероприятие доходит до души человека. Конечно, актуализация нашей исторической памяти не измеряется одним годом.
Сформированный недавно совет по исторической политике при Администрации ­­Президента нацеливает нас на то, что работа по сохранению нашей истории, нашего единства будет продолжена. Это самая главная ценность, которую мы должны передать в наследство нашим детям.
В условиях сегодняшних вызовов нам важно сохранить наше государство, сплотиться ради нашего общего будущего.

И. Гетман: Как повлияет День народного единства на воспитание патриотизма и укрепление самосознания — пока сложно сказать, праздник слишком молодой. Единственное, что можно сказать точно, — это то, что он должен влиять и на воспитание, и на укрепление самосознания. Этот день должен способствовать закреплению в сознании тех ценностей, без которых немыслимо существование нашей страны, — осознание трагичности нашего исторического прошлого, в котором были и раздел этнической территории, и геноцид, и многовековое отсутствие самостоятельности. Должно быть понимание, что все вместе мы — молодое государство древнего народа.

С. Клишевич: Как правило, вопрос никогда не стоит, беречь или не беречь. Свою историю мы всегда берегли, и точка зрения на эти ключевые для нас процессы может резко измениться только в силу политического фактора, например прихода к власти националистов. Поэтому беречь историю означает не только знать историю государства, но и сохранять, беречь нынешний государственный строй Республики Беларусь. Надо понимать, что рядовой белорус в целом далек от тонких исторических материй, его волнуют более конкретные вещи, быт, достаток, семья. И если не обеспечены эти базовые потребности, малоэффективно ставить общество на идеологические рельсы, нас просто не поймут. Поэтому, как говорит ­­Президент, каждый должен заниматься своим делом, а тонкие вопросы исторической политики надо оставить профессионалам, конечно, с сохранением пристального внимания государства к этим вопросам.

Сохранить наследие для потомков

«СБ. Беларусь сегодня»: В чем суть Дня народного единства? Почему он необходим белорусскому обществу и каким содержанием должен быть наполнен?

И. Гетман: Он будет наполнен тем, чем мы его наполним. На этой неделе, находясь с визитом в Брестской области, Глава Администрации ­­Президента Игорь Сергеенко определил этот день как третий по значимости государственный праздник после Дня Независимости и Дня Победы. Единственное, что скажу: не хотелось бы, чтобы наши главные праздники были похожи друг на друга. День Победы — это День Победы, а День Независимости — это все-таки символ иной исторической эпохи. То же самое и с Днем народного единства. Не буду говорить за всю страну, но для западных областей это повод вспомнить тех людей, которые не приняли, не согласились с колониальным статусом своей Родины, шли на борьбу за освобождение и воссоединение. Далеко не обо всех из них мы сегодня помним, к сожалению, а если и помним — только в рамках современных государственных границ, забывая, что та же КПЗБ действовала от Вильно до восточных окраин Белостока. Нам предстоит еще колоссальная просветительская работа. И роль массмедиа в ней значительна.



О. Романов: Уже спустя год мы можем говорить о результатах, они есть. Люди начали более глубоко понимать нашу историю. А вслед за этим глубоким пониманием истории приходит и понимание современности. Потому что целый ряд тенденций, которые есть сейчас, происходил и в первой половине ХХ века. Например, попытки силового переустройства мира, отрицания государственности целого ряда стран. И не просто государственности, а права на физическое и культурное существование. Раньше мы стеснялись отмечать этот праздник. И возможно, на каком-то этапе это было оправданно. Но в этом крылась и определенная опасность. Произвольно убирая из истории какие-то факты и страницы, мы получали искаженную картину прошлого. Это влияло на национальное самосознание в настоящем. И правильно, что мы сегодня возвращаемся к обсуждению неудобных тем. Потому что каждый народ должен иметь свою многомерную историю с ее утратами и обретениями, поражениями и победами.
Полуправда и умалчивание в будущем становятся миной замедленного действия. Сегодня нам, конечно, нужно выстраивать добрососедские отношения с той же Польшей, но при этом мы должны не бояться говорить ту правду, которую должны знать наши люди.
С. Клишевич: Праздник имеет два аспекта. Первый — это его исторический контекст, то есть сложная обстановка в Европе накануне Второй мировой войны, попытка Советского Союза избежать столкновения с Германией, а также совместные усилия Франции и Англии, чтобы направить Гитлера на Восток. Польша и, возможно, Финляндия стали ключевыми факторами, которые тогда определили действия Германии и предопределили новый «крестовый поход на Восток». То есть мы как современники должны попытаться видеть всю ту политическую картину, результатом которой стало не только воссоединение Западной Белоруссии с БССР, но и впоследствии большая война всего через два года. К сожалению, мы сегодня на пороге не менее сложных событий, а потому очень важно эти вещи знать и понимать.

Второй аспект празднования Дня народного единства — современный. Мы стараемся наполнить белорусское государство новой идеологией, уже не связанной какими-либо обязательствами перед Западом.
Общая картина международных отношений сильно изменилась за последние два года, и необходимо создать единое понимание ключевых для нас дат и событий.
В этом плане 1939 год — это как бы предтеча 1994 и 2020 годов, когда страну удалось отвести от пропасти политического, а возможно, и территориального развала, то есть разделения и уничтожения.

А. Кохановский: Сейчас в соцсетях активно обсуждается вопрос о том, что Польше следует выставить счет за годы оккупации. Однако нужно понимать, что для того чтобы выставить счет, нужно сначала подсчитать, какой ущерб был нанесен. Необходимо всесторонне изучить этот вопрос, так же как сейчас Генеральная прокуратура расследует дело о геноциде белорусского народа. С чего они начинали? Поднимали исторические документы, изучали факты, формировали доказательную базу. И это действительно заслуживает уважения. Но как мы можем сформировать ту самую законодательную базу, если полноценного исследования периода польской оккупации пока нет. Историки должны это сделать, и работы там много. Это правда. Только потом можно делать заключение и давать экспертную оценку.

celyuk@sb.by

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter