День воссоединения белорусских земель — в оценках современных историков

Акт исторической справедливости

(Продолжение. Начало в № 180,181)

17 сентября — знаменательная дата в истории нашей страны. В этот день в 1939 году произошло воссоединение западных и восточных белорусских земель. Это событие, его оценки и современные трактовки стали темой круглого стола в редакции  «СБ. Беларусь сегодня» (см. № 180, 181). Участие в нем приняли директор Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук, доцент Вячеслав ДАНИЛОВИЧ; заведующий отделом новейшей истории Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Сергей ТРЕТЬЯК; доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, кандидат исторических наук Александр ГОРНЫЙ; доцент кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, кандидат исторических наук Александр САВИЧ и доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Барановичского государственного университета, кандидат исторических наук Виталий КРИВУТЬ. Модератором круглого стола выступил декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук, доцент Вадим ГИГИН.


Вячеслав Данилович.
Сергей Третьяк.  Александр Горный.
Александр Савич. Виталий Кривуть. Вадим Гигин.

Западнобелорусское население и польская власть

В. Гигин: В 1939 году в Западной Белоруссии прогремели Гродненское и Скидельское восстания. Были также локальные нападения на полицейские пункты. Созданная российско-польская комиссия по сложным историческим вопросам издала книгу, в которой есть воспоминания польского офицера, рассказавшего, что у них под ногами горела земля и не было уверенности в местном населении. Он писал, что, отступая, они идут по враждебной им территории.

В. Данилович: С приходом Красной армии быстро формировались отряды так называемой рабочей гвардии в городах, которые были готовы участвовать в установлении и поддержке советской власти. По подсчетам польских историков, между польскими военными формированиями и Красной армией на территории Западной Белоруссии произошло только около 40 вооруженных стычек. И это говорит о том, что большинство западнобелорусского населения не воспринимало Красную армию как врага. Ни о какой масштабной поддержке польской армии населением и речи не шло.

А. Савич: Дарэчы, i самi польскiя кiруючыя колы былi ўпэўнены ў тым, што гэта не польскi край: у iх не было падтрымкi з боку мясцовага насельнiцтва. Бо, улiчваючы велiзарную тэрыторыю i 4,5 мiльёна чалавек, можна было даць адпор — але адпору не было нiякага. I ў гэтым сэнсе, нягледзячы нi на якiя пернiкi, аб чым мы гаварылi i якiя былi з боку Польскай дзяржавы ў дачыненнi да мясцовага насельнiцтва, нават заможныя сяляне чакалi Чырвоную армiю: вось нашы прыйдуць. Таму што першапачаткова Рыжскi мiр — гэта перш за ўсё культурная мяжа. I як бы палякi нi намагалiся рабiць iнтэграцыю, а яна сапраўды адбывалася, нават заводы ўзнiкалi i ровары там рабiлi, тым не менш Заходняя Беларусь не стала польскiм краем.

  Встреча Красной армии на Гродненщине. 1939 год.
Фото  БЕЛТА

Концептуальное резюме

В. Гигин: В отношении Западной Белоруссии сегодня имеются два подхода. Первый утверждает, что так зажиточно жили при поляках, что колбасой двери подвязывали, проезжающий пан всегда давал на водку, а Восточная Белоруссия в бытовом плане жила беднее. Другой концепт подчеркивает, что в БССР шла настоящая белорусизация, 80 процентов школ были на белорусском языке, открылись Академия наук, университет, институты, шло развитие белорусской культуры. Ничего подобного в Польше не было, скорее наоборот: тот же Виленский университет имени Стефана Батория стал центром полонизации с польской профессурой.

В. Кривуть: Я считаю, что рассказы о том, как было хорошо «за польскiм часам», очень сильная идеализация. Ведь после была Вторая мировая война, и на этом фоне любая мирная жизнь кажется процветанием. Идеализировать не стоит. Да, в Польше не было чрезмерных политических репрессий, но бытовой уровень сельского населения оставался крайне низким. Согласно данным польских военных властей, в ходе призывной кампании полесская деревня, в которой лишь каждый пятый призывник был годен к строевой службе в мирное время, считалась образцовой. 10 процентов призывников болели трахомой, еще 9 процентов освобождались от службы из-за плохого состояния зубов. И все это во многом потому, что обеспеченность медицинским персоналом в Западной Белоруссии была гораздо ниже, чем в Восточной.

В единственном высшем учебном заведении на территории Западной Белоруссии — в Виленском университете — на конец 1930-х годов обучалось около 3000 студентов, из которых белорусы составляли менее 100. Впрочем, даже окончание вуза не давало гарантии трудоустройства: так, медицинский факультет ежегодно оканчивали около 100 выпускников, из них рабочее место могли получить лишь 30.

А. Савич: Акрамя таго, фактычна ўсе палешукi — каля 600 тысяч — зрабiлiся «праваслаўнымi палякамi», i гэта адзiн са шляхоў вiдавочнай асiмiляцыi.

I таму зразумела, што калi б Польшча працягвала ўзмацняцца, беларусаў проста не было б.

I, адназначна, не было б нацыянальнай нашай сённяшняй дзяржавы.
Мы — белорусы, живем в белорусском независимом государстве. И должны оценивать исторические события с точки зрения нашего народа и нашего государства.
А. Горный: На мой погляд, параўноўваць гаспадарчае становiшча Польшчы i Савецкага Саюза немагчыма. Гэта апрыёры дзве розныя сiстэмы. Куды лепш параўноўваць Польшчу з такiмi ж капiталiстычнымi дзяржавамi — з Чэхаславакiяй той жа, з Лiтвой. I зразумела, што лiтоўскi селянiн жыў на парадак лепш, чым селянiн заходнебеларускi. У той жа час заходнебеларускiя сяляне ў эканамiчным i гаспадарчым плане жылi лепш за савецкiх сялян, асаблiва пасля савецкай калектывiзацыi. I ў iх было шмат розных варыянтаў палепшыць сваё жыццё, у тым лiку магчымасць эмiграцыi. Але, i гэта трэба падкрэслiць, амаль усе лiдары беларускага нацыянальнага руху станоўча адносiлiся да ўз’яднання Заходняй Беларусi. Антон Луцкевiч, Адам Станкевiч, Аляксандр Уласаў — усе гэтыя людзi станоўча глядзелi на тое, што народ злучыцца ў адзiны дзяржаўны арганiзм.

Я б хацеў прапанаваць мема-рыялiзаваць прадстаўнiкоў беларускага нацыянальнага руху ў Заходняй Беларусi — у выглядзе шыльдаў, назваў вулiц. Фактычна ў нас многiя з гэтых дзеячаў забытыя, iх iмёны толькi пачынаюць вяртацца. Напрыклад, у Гродне ёсць вядомая турма, у якой сядзеў Бранiслаў Тарашкевiч — «беларускi Гандзi», як яго называлi ў тыя часы. Шмат такiх дзеячаў ёсць i ў Беларускiм каталiцкiм касцёле.

В. Данилович: Нельзя руководствоваться только принципами меркантилизма — вот там было экономически лучше, там денег и возможностей было больше и так далее. Развитие современного западного общества показывает: такой меркантилизм — путь в никуда, он ведет в конечном итоге к деградации общества. Богатейшие национально-культурные традиции белорусам, грубо выражаясь, предлагали в Польском государстве обменять на колбасу, сало, на улучшение бытового уровня. Такой путь — это фактически духовное преступление перед своими предками, это аморальный и безнравственный выбор, подрывающий в дальнейшем судьбу человека.

У народа обязательно должны быть духовные ценности, имеющие тысячелетние корни. И у белорусов эти ценности есть. Осенью 1939 года свершился акт исторической справедливости: мы получили возможность жить в едином государстве.

Да, оно не было идеальным — но, при всех издержках, оно привело к поступательному и успешному развитию белорусского народа.
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter