Аксакал баскетбола

Гомельский — наш человек!
Гомельский — наш человек!

В мире не так много людей, ставших легендами при жизни. Евгений Гомельский к их числу, без сомнения, относится. Человек–эпоха (наряду со своим старшим братом Александром, к сожалению, не так давно ушедшим из жизни), аксакал советской школы баскетбола, в 1992 году вместе с женской сборной СНГ завоевавший «золото» Олимпийских игр в Барселоне, великий тренер, воспитавший целый сонм чемпионов и просто известных в мире спорта людей. Упускать возможность пообщаться с таким человеком в один из его редких визитов в Минск было просто нельзя. Мы встретились с Евгением Яковлевичем в перерыве матча сборных НБА и Беларуси, по ходу которого Гомельский пользовался у минской публики ничуть не меньшей популярностью, чем заокеанские звезды...

— Евгений Яковлевич, с какими чувствами приехали в Беларусь? Тем более фамилия у вас такая — наша, родная, можно сказать...

— Чувств много. 15 лет не был, а в этом году уже второй раз посетил вашу столицу! И такая ностальгия нахлынула... Ведь в прежние времена не было года, чтобы мы не встречались на турах в Минске! Я прекрасно знаю Галину Савицкую, у нас прекрасные отношения с Иваном Едешко... Для меня Беларусь была, есть и будет страной, в которой выросли и были воспитаны 2 олимпийские чемпионки, без которых я вряд ли стал бы тренером, приведшим сборную СНГ к «золоту» Олимпийских игр. И Ирина Сумникова, и Елена Швайбович играли огромную роль в той команде, и за них я благодарен всему белорусскому баскетболу! В нем всегда работали открытые, честные и надежные люди.

— Сейчас, занимая ответственный пост генерального директора клуба «Динамо» (Москва), удается следить за теми событиями, которые происходят в нашем баскетболе?

— К сожалению, далеко не всегда. Почему–то так получилось, что наши встречи стали не только редкими, но порой, как я ощущаю, и не совсем открытыми. Тем не менее я здесь, и я приехал в Минск в том числе и как человек, возглавляющий фонд имени моего покойного брата Александра, а одной из главных задач этого фонда является сплотить страны СНГ, с тем чтобы воспитать прекрасное молодое поколение игроков и подготовить специалистов, способных работать с ним. Надеюсь, что Беларусь поддержит наши идеи.

— Нынешний белорусский баскетбол живет в основном воспоминаниями о временах Едешко, Шеревери, Швайбович, Белошапко, а слово «кризис» все чаще всплывает в разговорах...

— Кризис? Я не был бы столь категоричен. Тем более что все кризисы имеют свойство рано или поздно заканчиваться. В Беларуси во все времена были прекрасные баскетболисты и баскетболистки. Есть они и сейчас.

— Имеете в виду Владимира Веремеенко и Егора Мещерякова, которые действительно провели хороший сезон в России?

— И не один сезон! При этом очень важно, что и Веремеенко, и Мещеряков показывают прекрасный пример молодежи, сами при этом оставаясь еще, по большому счету, достаточно молодыми игроками. Мне кажется, что раз в Беларуси появляются такие ребята, проблемы в вашем баскетболе временные.

— Сейчас Владимир Веремеенко пытается закрепиться в Национальной баскетбольной ассоциации. Как вы считаете, у него есть шансы повторить путь Андрея Кириленко, которого вы, к слову, как–то назвали самым талантливым игроком Европы?

— Назвал. Правда, травма, которую он получил еще в прошлом сезоне, несколько выбила его из колеи. Их сложно сравнивать, Веремеенко и Кириленко, но мне кажется, что у Володи есть неплохие шансы закрепиться в НБА. Дело в том, что Веремеенко принадлежит к тому поколению высокорослых игроков, все таланты которых отнюдь не ограничиваются одним только ростом и которые многое умеют на площадке. Получить игрока с такими данными, способностями и здоровьем, как у Веремеенко, для любого тренера — большая удача. Володя — разноплановый баскетболист. Он умеет играть, у него прекрасный трехочковый бросок, техника, но, главное, он очень интеллигентный парень! Что бы ни происходило на площадке, как бы ни кипели страсти, не выступает, не ругается с судьей или соперниками, не пытается свалить вину за свои ошибки на кого–то другого. Только хорошее, кстати, могу сказать и о его сестре Анастасии, которая провела свой первый сезон в российской лиге. Володя пока, правда, проявил себя лучше, но он ведь и старше. Настя — очень перспективная спортсменка и, попомните мое слово, еще заявит о себе — у них ведь, кстати, вся семья баскетбольная, а подобное воспитание много значит!

— Вы вот еще Егора Мещерякова упомянули...

— У Егора сейчас, как мне кажется, сложный период в карьере. Впрочем, он провел неплохой сезон в Казани и каждой своей игрой показывает, что свое последнее слово он еще отнюдь не сказал! Баскетболу нужны такие люди.

— Кстати, о баскетболе: он сильно изменился за последнее время?

— Сильно. Не буду сравнивать нынешние времена с теми, когда я начинал, но даже за последние десятилетия баскетбол стал другим. Более прагматичным, что ли: результат теперь значит гораздо больше, чем раньше. Если в прежние времена команды могли «выплывать» на чистой технике, то сегодня огромную роль играет атлетизм — времена хилых и дохлых прошли. Причем это касается как мужского, так и женского баскетбола. Возросла и роль тренера, и того, как он относится к своему делу и своей команде. И, конечно же, по–прежнему результат во многом зависит от присутствия на площадке настоящего лидера: если в команде есть игрок вроде Майкла Джордана или Арвидаса Сабониса, то для тренера главное — не «забыть» записать его в стартовый состав. Остальное он решит сам.

— Не находите, что сейчас баскетбол немного американизировался? Равнение на НБА, попытки сделать шоу из любого матча...

— Да, это так. И я считаю, что это правильно. Ведь зрители приходят на трибуны, чтобы получить удовольствие, и мы просто обязаны им его предоставить: и в перерывах, и, что еще важнее, во время игры. Вот вы упомянули США: там ведь, давайте признаем, до стадии плей–офф идет просто шоу. Настоящий баскетбол начинается лишь в нокаут–раунде.

— Наши обычно играют по принципу «результат любой ценой»?

— Меня впечатлила организация на матче ветеранов НБА и сборной Беларуси. Эти девушки из танцевального шоу, ребята в майках «СССР»... Молодежи это нравится, а значит, популярность баскетбола растет! Конечно, в НБА есть немало своих минусов и не стоит слепо американизировать нашу, советскую баскетбольную школу. Мне, например, не нравится, когда игроки обувают какие–то несуразные кроссовки, ходят в незаправленных майках, в трусах ниже колен... А еще больше не нравится, когда к нам, в Россию, приезжают легионеры, ходят вот в таком неряшливом виде, с наушниками и не обращают внимания ни на что, часто даже на наставления тренера. Многие из них, кстати, приезжают с таким отношением, что они — без пяти минут звезды, а потому все остальные им должны кланяться. А сами–то в баскетболе ничего собой не представляют. Однако умение сделать из обычной игры красочное шоу, на которое люди будут приходить вновь и вновь, этому у них определенно стоит поучиться и вам, и нам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter