Выставка "Гитары прошедшей эпохи" оказалась настолько популярной, что ее продлили еще на месяц

Аккорд эпохи

Первая выставка «Гитары прошедшей эпохи» из коллекции дирижера Владимира Митряева оказалась настолько популярной, что Музей истории театральной и музыкальной культуры решил продлить ее сразу на месяц. До конца апреля здесь можно совсем не образно прикоснуться к юности нашего джаза и рока, узнать о любимых гитарах прославленных музыкантов, а по субботам получить еще и мастер–класс игры на инструментах, которые сейчас стали, пожалуй, еще более культовыми, чем в те годы, когда на них велась настоящая охота.

Одна из гитар Мулявина и редкое фото с конкурса, о котором знают не все поклонники «Песняров».

Каждая из этих гитар родом из Восточной Европы 60 — 80–х годов прошлого века была вожделенной добычей в СССР, ради обладания ими иные были готовы даже на преступление. Не только потому, что на похожих играли кумиры, Джордж Харрисон, например, или Владимир Мулявин, одна из гитар которого выставлена тут в специальной витрине. Как замечает коллекционер, идеи у советских инженеров, занимавшихся разработкой музыкальных инструментов, были великолепные: «Еще в те годы половина борисовских гитар выпускалась с активной электроникой — американцы дошли до этого гораздо позже». Но ударные темпы производства и отсутствие качественных комплектующих губили голос инструмента на корню. Родных гитар профессионалы старались избегать (скажем, у Мулявина советских не было), а если брали в руки, то после основательной подгонки. И сегодня многие охотнее купят старую чехословацкую «Йолану» или гэдээровскую «Музиму», нежели что–то другое, несмотря на все современное изобилие. С любой гитарой из своей богатой коллекции Владимир Митряев готов выйти к публике и наглядно продемонстрировать преимущества:

— Вот вам, к примеру, Musima Record 15 — очень редкая и любимая многими музыкантами, особенно джазовыми. Некоторые из наших музыкантов безуспешно гоняются за ней десятилетиями. Круче разве только первый «Рекорд», выпущенный «Музимой» в самом начале 1950–х. У джазменов эта гитара считается одной из лучших в мире. Еще и потому, что к выбору дерева мастера подходили очень тщательно и за годы оно высохло настолько, что буквально звенит.

Самые частые гости на выставке – ровесники Владимира Митряева и молодые музыканты.

— Но ваша первая гитара наверняка была советской?

— Бог миловал — в 1966–м в ЦУМ завезли чешские гитары и, как ни странно, пустили в свободную продажу по 65 рублей.

— Значит, с ней вы и вышли на сцену нашумевшего бит–фестиваля в Минске, первого в СССР, который прошел за год до знаменитого «Вудстока»?

— На том фесте я играл на другой — также чешской, но распиленной пополам под модную в то время «Музиму». Хороших гитар было мало, не я один пришел с переделанной или самодельной. О том, что происходило тогда в радиотехническом институте, Минская студия хроникальных и научно–популярных фильмов сняла фильм «Маршрут 13». Он так и не был показан, позже пленку вовсе смыли, но сохранилось несколько фрагментов, где видно, что одна и та же гитара — немецкая «Марма» — передается из группы в группу. Лучшие инструменты были у «Алгоритмов», ансамбля РТИ, занявшего на фестивале первое место. Радиотехнический институт тогда специально покупал гэдээровские гитары для своей самодеятельности, но «Марма» была собственностью студента из Венгрии, учившегося в БПИ. Еще одна немецкая гитара была украдена — незабвенный Крис, как мы называли его между собой, обманом оформил на себя инструмент в филармонии, снял струны, превратил в бас–гитару и пришел на фестиваль. А позже получил тюремный срок... У «Синих гитар» из политехнического института все гитары были самодельными, но так мастерски сделаны под фирму, что по звуку можно было перепутать. Хотя порой струны у них вылетали в зал.

Банджо – редкий в наших широтах инструмент, хотя когда-то и в Минске был свой диксиленд.

— И все же фирменные инструменты для самодеятельности — факт, прямо скажем, неожиданный.

— После фестиваля я ушел в армию, а позже поступил в иняз, где продолжил заниматься музыкой. Но после третьего курса меня исключили из комсомола и института за «исполнение запрещенной рок–музыки и внешний вид, не соответствующий советскому студенту». В это же самое время, уже после второго бит–фестиваля, с точно такой же формулировкой в отщепенцы попал и ныне всем известный композитор Владимир Кондрусевич, номинированный в этом году на Госпремию. Причем решение о его исключении принималось даже не в консерватории, где он учился, а на уровне ЦК ЛКСМБ. Кондрусевича отстояли — студенты и педагоги написали в защиту Володиного таланта столько писем, что скоро его вернули в ряды студентов. Через год восстановиться предложили и мне, но к тому времени я уже твердо определился, что свяжу свою жизнь с музыкой.

Владимир Митряев  с любимой гитарой джазменов.

— А о какой гитаре вы больше всего мечтали в юности?

— О немецкой Musima Elgita — в те времена самый роскошный инструмент, какой только можно было вообразить. Мечта сбылась в 1973 году — купил ее в Минске у знакомого музыканта, который решил перейти на бас–гитару. За 200 рублей — две зарплаты советского инженера, среди музыкантов на каждую марку была твердо установленная цена. С ней и уехал в Кисловодск, там ее и оставил, поддавшись мольбам одного из местных музыкантов, который буквально со слезами убеждал меня, что другого случая получить такой инструмент у него не будет. Достать хорошую гитару в Минске действительно было проще — вернувшись домой, практически в первые дни я нашел такую же. Все гонялись уже за другими. В моду вошла Eterna de Luxe, которой тогда обзавелся и Владимир Мулявин — с ней–то я его и встретил у дверей филармонии. Как оказалось, «Песняры» собирались на конкурс патриотической песни, который проходил на Минском камвольном комбинате. Это с их всесоюзной славой! Но советские условности приходилось соблюдать — для выезда за границу «Песнярам» нужно было заработать как можно больше званий, а такой конкурс гарантировал первое место. Я схватил фотоаппарат и поехал с ними. Теперь появился еще один повод выставить эти фотографии. Таких точно ни у кого нет, кроме меня на том конкурсе никто не фотографировал, не многим вообще было известно, что «Песняры» в нем участвовали.

Каждую субботу здесь проходят мастер–классы.

— Но какое отношение к белорусской музыке может иметь банджо, которое вы выставляете рядом с гитарами?

— А диксиленд? На тракторном заводе даже создали самодеятельный ансамбль диксиленда. Правда, все музыканты, игравшие тогда в ДК тракторного, были профессионалами. Как и в ансамбле при Доме учителя, которым я руководил несколько лет. Хотя далеко не все успели получить соответствующие корочки. Позже, когда вышло постановление об обязательном музыкальном образовании для всех, кто работает на сцене профессионально, мы снова встретились с «Песнярами» в одних стенах. До сих пор помню недоверчивые улыбки педагогов нашего института культуры...

— И насколько популярна у коллекционеров гитарная тема?

— В мире — суперпопулярна. У нас я знаю человек 10, собравших серьезные коллекции. В принципе, такая выставка могла бы пройти и раньше. С Геннадием Сердюком, очень известным в наших кругах коллекционером и реставратором, мы собирались сделать ее давно. В прошлом Гена был боевым летчиком, работал смотрителем Музея авиационной техники в поселке Боровая, виртуозно восстанавливал старые самолеты — и собирал гитары. Однако полтора года назад он скоропостижно ушел из жизни, планы изменились. В моей коллекции остались две его гитары, реставрацию которых Гена не успел завершить. «Йолана Марина» — любой, кто придет на выставку, увидит ее первой. И «Кремона» рядом с фотографией Геннадия Викторовича Сердюка, моего близкого друга и настоящего мастера.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter