Источник: Знамя юности
Знамя юности

Композитор Олег Мартыненко о группе «Инспектор», несуществующих аккордах и возвращении в шоу-бизнес

Аккорд «Мартыненко минус пять»

Начало 1990-х. На переполненном немецком стадионе поклонники белорусской рок-группы «Инспектор», созданной начинающим музыкантом Виктором Смольским вместе с коллегами из студии «Песняры», ухая и размахивая руками, требуют еще песен. У вокалиста – пена на губах. Музыканты не чувствуют пальцев. Но рок-исполнители заходят на очередной круг – зрители ликуют. После того как в 1993-м группа распалась, ребята пошли каждый своей дорогой. Большинство из них стало знаменитыми музыкантами и композиторами, и только бас-гитарист и автор хита In a Heat of the Night Олег Мартыненко почти на 30 лет исчез с музыкальных радаров.

– Наша белорусская группа собирала на гастролях в Германии стадионы? Круто! Не жалеете, что бросили музыку?

– Для меня музыка – это вибрация, которая иногда превращается в песню
– Тогда я посчитал это единственно верным решением. Развалился СССР. Нам не продлили визы, и мы вынуждены были вернуться. Ушел в бизнес. Потом уехал в Канаду. Сейчас живу в деревне Азарки-Дворище в Мядельском районе. Все так же веду дела, занимаюсь домашним хозяйством. Иногда пишу песни. В последнее время стал предлагать их артистам. К примеру, в конце прошлого года состоялась премьера песни «Я с тобой» в исполнении российской певицы и саксофонистки Тани Лариной, которая выступает с Владимиром Пресняковым – старшим.

– Очень мелодичная песня! А вы точно играли в «Инспекторе»? Там же сплошной хард-рок!

– Да, и моя In a Heat of the Night была одной из самых лиричных в нашем репертуаре. Помню, как она по­явилась. Я сидел дома за пианино «Беларусь». Взял ре-минор. Аккорд простейший. Перекинул парой до, оставаясь на ре. Получился странный звук, и у меня в голове родилась мелодия. Ровная, как бетонная стена. И только выступал на поверхности припев. Я тут же, несмотря на лютый мороз, помчался к нашему гитаристу Андрею Зубричу. Не успел, вернувшись, переступить порог квартиры, звонит Зубрич: «Олежка, получилась нетленная песня. Приезжай завтра на полчаса раньше на репетицию». Я ночь не спал. Колотило. Неужели эти два цензора – Зубрич и Смольский – возьмут мою песню? Приехал раньше на час. Приставил ухо к двери и слышу, что они уже репетируют. Пришли клавишник, барабанщик, все удивляются: это Олежкина песня? Они так потом ее и называли – «Олежкина песня». Кстати, «Инспектор» была второй после «Песняров» белорусской группой, выпустившей компакт-диск.

– Участники группы, а у некоторых за плечами консерватории, позволяли вам так свободно обращаться с аккордами?

– Видимо, потому, что у меня единственного из группы не было специального образования, не считая, конечно, музыкалки. У остальных – минимум училище. А максимум – консерватория с двойным дипломом по композиции. Я, конечно, боялся, что меня выгонят. Но Витя Смольский стал на мою защиту, сказал: «Басист – просто атом». Невероятно благодарен ему за это. В группе я сильно вырос, репетировал сутками. Пока мы ехали в автобусе, надевал наушники, вставлял штекер и играл. «Инспектор» был для нас хорошей школой, слабый не уживался, три дня – и уходил.

– С аккордами и сейчас также вольничаете?

– Считается, что есть два десятка аккордов и их нужно играть так, а не иначе. Но кто это сказал? Кто установил эти правила? Я однажды показал свои песни одному известному дирижеру. Он спрашивает: что это за аккорд у вас – нету такого в природе. Хотя звучит да, классно! Я ему, ну давайте тогда назовем его «Мартыненко минус пять». Я придумал, мне он нравится. Сочетания звуков неисчислимы, можно написать миллионы комбинаций. Вообще, для меня музыка – это вибрация, которая иногда превращается в песню.

Чтобы играть в группе, бас-гитаристу приходилось репетировать сутками

– Да, действительно, вы бесстрашный человек. А бас-гитару где освоили?

– В музыкальной школе № 2 имени Н. И. Аладова в Минске я учился по направлению «духовые инструменты». Папа записал в школу, когда мне было десять, и я ходил на занятия под палкой. С черным матерчатым мешком, в котором носил тенор и баритон, прятался по подворотням, чтобы меня никто не увидел. Мне было скучно сидеть в оркестре и громыхать: бум-бум-бум. Но все-таки музыкалку я окончил, а потом поступил в политехнический институт на механико-технологический факультет. Несмотря на то что институт не творческий, там у нас подобрались очень музыкальные ребята. Поехали с ними на картошку. Сели на ведра передохнуть. Пока я где-то гулял, однокурсники создали группу и распределили роли. Возвращаюсь, а они мне: «Тебе досталась бас-гитара». На грандиозный успех, конечно же, не рассчитывали, но в вузе нас знали. Я репетировал в общежитии, в маленькой комнатке. Помню, вахтерша прибегала и постоянно стучала в дверь. Тогда же я написал и свою первую песню.

– Слышала, что в начале 1990-х в Минск приезжала делегация, в состав которой входил бас-гитарист Pink Floyd Гай Прэтт. Группа «Инспектор» пригласила его к себе на репетицию. И вы сразили Прэтта наповал своей слэповой техникой! Это правда?

– Было дело. Я взял гитару и исполнил композицию. Прэтт попросил меня повторить, а сам снимал движения моих пальцев на видео.

– Не было желания рискнуть и податься в Pink Floyd?

– В Pink Floyd нет, а вот в Scorpions – да. Однажды «Инспектор» приехал на фестиваль в Польшу. К гостинице, куда мы заселились, подъехал двух­этажный автобус. Оттуда стали выходить очень странные люди, необычно одетые – в коже, с длинными волосами. Это были музыканты Crusaders из Западной Германии. Среди них – студент, а в будущем редактор крупнейшего европейского издания, пишущего о тяжелом роке, Metal Hammer Мартин Гросс. Мы с ним познакомились и проговорили всю ночь. А когда затем приехали на гастроли в Германию, он мне позвонил и назначил встречу. Сказал, что «Скорпы» ищут басиста и он хочет, чтобы я попробовал. Я написал письмо и в ожидании ответа мучился, что предаю свою группу. Через некоторое время от терзаний меня избавил Мартин. Он позвонил и сказал, что «Скорпы» мне отказали. Почему? Видимо, не захотели рисковать из-за моего советского паспорта. Я их понимаю: брать музыканта, которому нужно постоянно продлевать визу, когда у них каждый день концерты... Группа выступает в одном городе, а самолеты и фуры уже везут аппаратуру (у них насчитывалось до пяти комплектов) в другой.

В начале 1990-х группа «Инспектор» собирала на гастролях стадионы

– А если «воскресить» группу «Инспектор» хотя бы на время и устроить мастер-класс для молодежи?

– Такая идея была. И повод хороший – 50-летие Виктора Смольского, которое он отмечал в этом году. Но оказалось, что это не так просто, как во времена «Инспектора», когда мы спали в Германии на теннисных столах в общежитиях, ездили на ржавом «Икарусе». Но как играли! Зрители стояли на коленях. Когда Смольский исполнял соло на гитаре, в зале творилось вообще что-то невероятное. Вите тогда было 18. Сейчас у каждого свои заботы. Смольский стал звездой мирового уровня, живет в Германии. Барабанщик Владимир Марусич работает в одном из составов «Песняров». Гитарист Андрей Зубрич как композитор получил Государственную премию. Клавишник Александр Нестерович – создатель группы «Сузорье»… Мы все постоянно на связи, созваниваемся. Ребята меня критикуют, советуют, подсказывают, как лучше что-то сделать.

– Как ваше увлечение музыкой помогает в бизнесе?

– Музыка здорово расслабляет. А иногда во время конференц-связи с партнерами, которых я консультирую, тихонько подключаю гитару и начинаю перебирать ноты. Были случаи, когда меня услышали. Я признавался, что играю, давал послушать свои песни. После этого сделки заключались легче.

– Как рождаются песни?

С гитарой Олег Мартыненко не расстается до сих пор
– Беру гитару в руки, наигрываю. Получается аккорд, вижу, каким должен быть второй аккорд, третий, пятый. Пробираюсь, пробираюсь, и что-то получается. Но очень важен припев – он должен быть запоминающимся. Работаю в разных стилях – есть и детские песни, и тяжелые роковые композиции. Вообще сегодня исполнители стараются привнести что-то свое в максимальном объеме, поэтому от композитора требуют, как правило, тему. Придумать мелодию, над которой потом работают гитарист, барабанщик, басист, клавишник, вокалист, бэк-вокалист. Всего в моей копилке около 80 песен, из них уже 12 исполняется. Большинство пока как демонстрационные. А вот молодой российский певец Максим Лидов, например, взял в свой репертуар песню «Ждем под дождем».

– Вам часто приходилось мокнуть под дождем?

– Да. Я вообще-то дождь очень люблю. Воду, озеро, реку. Мокрую сочную траву. Обожаю зиму, хорошую, снежную.

– Вопрос на засыпку. Почему детское «Евровидение» мы выигрываем, а на взрослом – нет. Куда исчезают талантливые дети?

– Скажу честно: не знаю.

– Попробуете написать песню для «Евровидения»?

– Несколько лет назад исполнитель из Могилева Стас Сотников участвовал в национальном отборе в Германии с моей песней Joy. А недавно ко мне обратились представители одной из наших юных исполнительниц, которая планирует в этом году подавать заявку в белорусском отборе на детский конкурс «Евровидение». Посмотрим, что получится.

– Если исполнительница победит, обещаете дать «Знаменке» интервью?

– Конечно. Это будет второе интервью в моей жизни. Потому что это – первое.

Олег МАРТЫНЕНКО

Родился: 1 марта 1962 года в Минске

Образование: Белорусский политехнический институт (ныне БНТУ), факультеты автотракторный и механико-технологический

Карьера: работал мастером на Минском автозаводе, затем в группе «Инспектор», сейчас – бизнесмен

Любимые блюда: жареная картошка, рыба; напиток – морс

Книга: рассказы Джека Лондона

Фильм: «Весна на Заречной улице»

uradova@sb.by

Фото Сергея МИЦЕВИЧА, из личного архива Олега Мартыненко, i.pinimg.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter