Ахмадинежад действует на опережение

21 мая в нашу страну с двухдневным государственным визитом прибыла правительственная делегация Исламской Республики Иран во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом

21 мая в нашу страну с двухдневным государственным визитом прибыла правительственная делегация Исламской Республики Иран во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом. Сегодня в мировой политике не очень-то приветствуются яркие самостоятельные личности. Тем не менее и в этих непростых условиях иранский президент, проявляя несгибаемую волю, твердо и последовательно отстаивает интересы своей страны, демонстрируя при этом лучшие качества крупного государственного деятеля: глубину понимания мировых событий, стратегическое мышление, позволяющее ему ясно видеть перспективу и уверенно вести страну к намеченной цели.

В июне 2005 года, во время президентских выборов в Иране, я находился в этой стране. Тогда мало кто среди специалистов, политиков и журналистов верил в победу 48-летнего Махмуда Ахмадинежада. Бесспорным фаворитом считался известный религиозный деятель, один из богатейших людей страны, либерал Хашеми Рафсанджани. Но иначе думал иранский народ. Ахмадинежад вышел во второй тур. За его избрание главой государства проголосовало около 62 процентов избирателей. 

Махмуд Ахмадинежад прошел суровую жизненную школу. Будучи студентом Тегеранского университета науки и промышленности по такой более чем мирной специальности, как городское благоустройство, он активно участвовал в свержении шахского режима. В годы ожесточенной ирано-иракской войны добровольцем ушел на фронт, где своей самоотверженностью и мужеством быстро завоевал доверие товарищей. После войны доктор технических наук Ахмадинежад успел поработать губернатором иранских городов Маку и Хои, а также генерал-губернатором провинции Ардебиль. 

В конце 2003 года Исламский совет избирает Ахмадинежада мэром Тегерана, в котором, только по официальным данным, проживает 12 миллионов человек. Активное участие мэра в решении многих острых проблем этого зажатого среди гор мегаполиса принесло Ахмадинежаду признание и уважение не только жителей Тегерана, но и высшего руководства страны. 

Еще в своей предвыборной  программе, основанной на сочетании прагматических подходов в экономике, развивающейся в условиях жесткой блокады со стороны западных стран, и консервативных установок в общественно-политической жизни, Ахмадинежад объявил о создании в рамках существующего исламского строя «общества социальной справедливости». Реализуя эту программу, президент не отвергает либерализацию, но только в той степени, которая позволяет обеспечивать нормальное функционирование экономической системы в условиях глобализации. Он выступает за частичную приватизацию госсектора («финансовые источники должны принадлежать народу»), которая предусматривает «разумное сочетание» государственной, частной и кооперативной форм собственности. По мнению Ахмадинежада, основную причину всех проблем и сложностей, с которыми сталкиваются сегодня многие страны, в том числе и Иран, следует искать в недостаточно эффективном управлении. И потому такое серьезное внимание президент уделяет решению кадровых вопросов, справедливо считая, что даже на самом маленьком посту «должен быть профессионал». 

Но особенно пристальное внимание в мире привлекает внешнеполитическая деятельность иранского президента. Он и здесь руководствуется принципом справедливости. Речь идет об «установлении справедливых взаимоотношений между всеми государствами – большими и маленькими,  могучими и слабыми». Иранский президент последовательно укрепляет отношения с теми странами, которые «не проповедуют агрессии и силовых методов» в мировой политике. И здесь надо особо остановиться на его отношениях с Западом, и прежде всего США. Несмотря на провозглашенную еще предыдущим президентом Ирана Мохамедом Хатами (который был с официальным визитом в нашей республике в 2004 году) концепцию «диалога цивилизаций», невмешательства в афганский и иракский кризисы, Запад фактически не изменил своего агрессивного отношения к Ирану. 

Так, США активно противились принятию Ирана в ВТО, не сняты введенные еще в 1995 году санкции, ограничивающие участие иностранных компаний в нефтегазовых и энергетических проектах в этой стране. Но наибольшее возмущение у иранцев и, конечно же, их президента вызывает жесткое давление Запада в связи с осуществляемым в Иране развитием атомной энергетики. И хотя Ахмадинежад заверил, что его страна, не в пример ряду других государств, не только подписала, но и неукоснительно выполняет Договор о нераспространении ядерного оружия, то есть взяла на себя обязательство не производить такое оружие, не обладать и не иметь его на своей территории, полностью исключив из своей ядерной программы ее военный компонент, давление, граничащее с вмешательством во внутренние дела страны, причислением ее к так называемой оси зла и угрозы нанести по ней военный удар в последнее время только нарастали. 

В конце марта в ряде мировых СМИ появилась «достоверная» информация, что военная операция против Ирана начнется в ночь на 6 апреля. Согласно этой «информутечке» ВВС США в течение 12 часов якобы должны бомбить около 500 объектов на территории суверенного Ирана. 

Теперь по прошествии времени стало ясно, что эта «операция» была одним из самых мощных  пропагандистских мероприятий США, осуществленных в духе «холодной войны». Опасаясь ввязаться в еще одну затяжную войну, которая вряд ли принесла бы американцам победу, этой грозной пропагандистской атакой они надеялись спровоцировать иранское руководство на «немедленное реагирование» в политическом плане, т.е. принять все те неприемлемые для страны условия, которые навязывает Ирану Запад. А для дестабилизации внутренней обстановки в Иране опять же «достоверно» сообщалось, что на территории этой страны уже вовсю действуют разведгруппы США и их союзников, которые осуществляют подрывные акты и, как ранее в саддамовском Ираке, вовсю «вербуют иранских специалистов и военоначальников». 

Получив такого рода сенсационные «сведения», иранские власти начали действовать на опережение. 23 марта они без единого выстрела захватывают 15 британских морпехов, которые на 120 метров проникли в иранские территориальные воды. Стало ясно, что столь ювелирно проведенная операция была бы невозможна без системы космического слежения. В конце концов все это вынудило руководство США и их ближайшего союзника Великобританию пересмотреть свои взгляды на масштабы возможных потерь в случае начала войны. А вскоре, освободив англичан, Иран развил свой тактический успех теперь уже в пропагандистском плане. Как констатировали западные СМИ, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад одержал красивую и, возможно, самую ценную победу над антииранской коалицией – победу психологическую. 

Ахмадинежад понимает, что Запад вряд ли быстро изменит свое отношение к Ирану. Слишком велика значимость этой страны, обладающей колоссальными запасами нефти и газа и, что не менее важно, имеющей, пожалуй, самое выгодное на Востоке географическое положение для вывода энергоресурсов на мировые рынки. Но понимая, что руководство Ирана и прежде всего его президент ни при каких условиях не пойдут на ущемление суверенитета страны, свободы и независимости своего народа, они теперь будут вынуждены считаться с этим и менять свою тактику. 

P.S. И вот первая сенсация. В ближайшее время США и Иран проведут прямые переговоры по ситуации в Ираке. Инициатива исходит из Вашингтона. Там рассчитывают, что иранское руководство, имеющее мощные рычаги воздействия на ситуацию в Ираке, поможет заметно снизить волну сопротивления американским войскам... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter