Ахиллесова пята райпо

В Копыльском райпо сейчас наступили тяжелые времена

Инициатива, предприимчивость, рыночное мышление, рачительный подход к делу — такие критерии должны стать определяющими в работе кооператоров Копыльщины

Жизнь, говорят, как тельняшка — светлая полоска чередуется с темной. Если это так, то в Копыльском райпо сейчас наступили тяжелые времена. В недавнем прошлом одна из лучших кооперативных организаций в системе потребительской кооперации республики оказалась в числе аутсайдеров. Такая метаморфоза случилась, безусловно, не вдруг и не сразу. Первые тревожные симптомы появились в 2009 году, когда не удалось выйти на заданные параметры развития в торговле. К сожалению, в минувшем году, несмотря на предпринимаемые меры, ситуация в отрасли еще более обострилась, да и нынче она пока что не внушает оптимизма.

Проблемы усугубились и в некоторых других сферах кооперативной деятельности, а в результате кооператорам Копыльщины предстоит безотлагательно решить триединую задачу: наверстать упущенное, стабилизировать финансовое положение райпо, упрочить свои позиции на местном рынке товаров и услуг. Обсуждение на отчетном собрании уполномоченных районного потребительского общества показало, что есть четкое понимание путей и средств достижения поставленных целей и, главное, уверенность в возможности реализации намеченных планов.

По информации председателя правления Копыльского райпо Светланы Полещук, в минувшем году были выполнены 8 из 11 прогнозных показателей экономического развития. Вроде бы неплохо, но тот факт, что среди «неподъемных» оказались темпы роста розничного товарооборота и товарооборота общественного питания, производства потребительских товаров, практически перечеркивает все достигнутые в отчетном периоде успехи. Объективности ради следует отметить, что не последнюю роль здесь сыграл уровень покупательной способности сельского населения. По данным статистических органов, заработная плата жителей района самая низкая в Минской области и составила в минувшем году 877,2 тысячи рублей. Одной из причин резкого падения объемов розничного товарооборота послужило также то обстоятельство, что за последние пять лет численность населения в районе уменьшилась на 5,4 тысячи человек. Однако, признавая сложность демографической ситуации и некоторые другие неблагоприятные факторы, все-таки необходимо иметь в виду, что аналогичные негативные тенденции имеют место и в остальных регионах республики. Поэтому не случайно на собрании уполномоченных райпо акцент был сделан именно на собственные промахи и ошибки. Не дело, согласитесь, что в кооперации Копыльщины не изжиты факты низкой культуры обслуживания, нарушения правил торговли, перебоев в продаже товаров, а также их наличия в розничной сети с истекшим сроком реализации. На сайте районной администрации специально обратились к населению с просьбой оценить работу райпо, и практически единодушно в поступивших отзывах содержались упреки по поводу недостаточного ассортимента товаров в торговой сети.

Этот пример привела принимавшая участие в работе собрания заместитель председателя Копыльского райисполкома по экономике Алла Романовская. По ее мнению, кооператорам не хватает инициативы, предприимчивости, умения действовать на опережение в условиях усиливающейся конкурентной борьбы. Прежние, казалось бы, выверенные годами методы уже не дают желаемого экономического эффекта, а достойной альтернативы им пока что не нашлось. И вот результат: с 2008-го по 2010 год удельный вес потребкооперации в обороте официально учтенных предприятий района снизился с 57,8 до 52,8 процента. Только в минувшем году в торговле и общественном питании недодано до прогнозного показателя 2,66 миллиарда рублей и потеряно 455,4 миллиона рублей валовых доходов. Поэтому, на мой взгляд, не совсем корректно ссылаться на «засилье» конкурентов, количество которых в районе постоянно увеличивается. Таковы нынешние реалии, которые следует воспринимать как данность и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой.

— Копыльское райпо по определению не должно находиться на том месте, которое оно сегодня занимает в рейтинге кооперативных организаций республики, — подчеркнула, обращаясь к участникам собрания, председатель Минского областного комитета профсоюза работников потребительской кооперации Елена Деревяшкина. — Ведь столичный облпотребсоюз по итогам работы в минувшем году занял второе место в системе Белкоопсоюза, и вам тоже необходимо подтягиваться до уровня лучших, приведя в действие имеющиеся резервы.

Вот только один пример. После реконструкции в минувшем году универсама «Ласточка», которая проводилась без закрытия магазина, среднемесячный товарооборот увеличился со 150 до 240 миллионов рублей, а его удельный вес в структуре «Продторга» составил 22,5 процента. Поэтому права, безусловно, Светлана Полещук, говоря о том, что в закупе товаров надо ориентироваться не только на широкий, а прежде всего востребованный ассортимент и быстрое вовлечение в товарооборот. Что, замечу, и было наглядно продемонстрировано в универсаме «Ласточка». Аналогичные примеры имеются и в других отраслях кооперативной деятельности. Важно только, чтобы передовой опыт стал достоянием всех. В Год предприимчивости, который объявлен в стране, это требование, как никогда, актуально. И хотя на собрании уполномоченных райпо звучало немало критики, впечатление от него не было тягостным. Чувствовалось неравнодушное отношение людей к обсуждаемым вопросам, их искренняя заинтересованность в повышении эффективности кооперативной работы. Прозвучало немало дельных предложений, реализация которых позволит устранить многие уязвимые места в райпо, нарастить объемы деятельности, обеспечить безусловное выполнение доведенных прогнозных параметров развития.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter