В минском ТЮЗе закрыли сезон премьерой "Белорусские водевили"

Ах, водевиль, водевиль...

Нет–нет да и запросит душа водевиля. Отложишь эдак умную книженцию без картинок в сторону да и захочешь узреть какой–нибудь понятный и доступный разумению сюжет. С путаницей, любовною горячкой, переодеваниями, прятками в шкафу или под кроватью. Вашим «Улиссом» или «Волшебной горой» только печку на даче топить можно, и больше никакого толку. Только скулы сводит от всех этих литературных кружев. Вникни в биографию каждого второго интеллектуала от литературы — босяк, пройдоха и пройдисвет. А на бумаге умели жить: морщили брови домиком и поучали.



Водевиль же добродушен. Он не требует от вас особой усидчивости и интеллектуальных усилий. Дружелюбен и живуч. Эльдар Александрович Рязанов уж на что был голова, но тоже обратился к водевилю, сняв, может быть, и не лучший, но вполне отвязный, как говорит сегодня молодежь, фильм «Ключ от спальни». Не самые свои худшие роли в нем сыграли Безруков, Фоменко, Маковецкий, роковая красавица Евгения Крюкова... Сергей Ковальчик ставил в Русском театре спектакль «Русские водевили». Поставлена комедия «Подлинная история поручика Ржевского» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Теперь и в ТЮЗе появился свой комический спектакль.

Здесь прошла премьера, удивительно жизнерадостная и веселая, — «Белорусские водевили» в постановке художественного руководителя театра Владимира Савицкого. Для тех, кто чересчур впечатлился и потерял дар связной речи от предыдущей работы Савицкого, психологического триллера по Владимиру Короткевичу «Дикая охота короля Стаха», нынешний спектакль — именины сердца.

Он состоит из двух почти симметричных действий: в первом в основе водевиль «Мiхалка», во втором — столь популярный у коллективов народных театров «Мiкiтаў лапаць». Сюжеты анекдотичны, характеры выпуклы, реплики афористичны. Все преувеличено, игриво и с вдохновением.

«Белорусские водевили» — настоящий парад–алле молодых актеров ТЮЗа, которых здесь наконец–то можно пристально рассмотреть. Они не боятся выглядеть смешными, пережать, переиграть. Хороши, как пишут в театроведческой литературе, и «опытные мастера».

Зануды от критики уже успели написать, что Владимир Савицкий вновь взял проверенный материал. В прошлом веке в театре им. Я.Купалы шел популярный спектакль «Ажанiцца — не журыцца» режиссеров Бориса Второва и Андрея Андросика. Наверное, один из последних показов удалось посмотреть и мне. Там блистал новый кумир интеллектуальной молодежи города Олег Гарбуз. Он заворачивал муху в блин и грозно спрашивал: «Ну что, страшно?» А от самого спектакля ощущение и спустя двадцать лет осталось праздничное.

Ждет ли «Белорусские водевили» такая же долгая судьба, как и постановку Второва и Андросика? Судить не берусь. Но мне что–то подсказывает, что поставлен он режиссером на вырост. Молодежи есть куда расти, есть где импровизировать, привносить свое. Разминать пластилин роли по своему хотению. Первое действие меня совершенно очаровало и поселило на лице глупую улыбку. Даже многие селебрити, присутствовавшие в зале, превратились в простодушных детей. Что уж говорить про нас, простых зрителей. Не смог скрыть улыбки опытный продюсер и актер Владимир Ушаков, поймал свой кайф режиссер Александр Карпов, явно балдел от происходящего на сцене звезда бронебойных стриптизных историй от агентства «Альфа–концерт» Виталий Козлов. Композитор Владимир Кондрусевич кивал в такт своей музыке, написанной для спектакля, и даже увлеченно проговаривал слова песен. Был, в общем, в явно приподнятом настроении духа, четко определив для себя, что давно наступает на пятки старику Эндрю Ллойду Уэбберу.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 141 (25023). Вторник, 26 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter