Большой театр Беларуси открывает 84-й сезон премьерой оперы "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта

Ах, эта свадьба!

Большой театр открывает новый, 84–й по счету, сезон ироничной историей окольцовки. В воскресенье на сцене главной оперной сокровищницы страны сыграют «Свадьбу Фигаро» — хрестоматийный по духу и смыслу спектакль, запетый настолько, что едва ли найдется в мире приличный театр, который бы его не поставил. Белорусский Большой присоединился к мейнстриму еще в 1980 году: первая версия «Свадьбы...» стала настоящим хитом и шла на нашей сцене 33 года. В архив спектакль списали только в 2013–м — за давностью лет костюмы успели пообветшать и обтрепаться. В отличие от своего костюмного предшественника новинка этого сезона, интригует режиссер Михаил Кисляров, будет минимально декоративной. При этом останется все такой же легкой, динамичной и очаровательной, соответствуя самым разным зрительским вкусам. За репетициями всепобеждающего безумного оперного веселья накануне премьеры наблюдали корреспонденты «СБ».

Сергей Лазаревич, Ирина Кучинская и Владимир Громов
в декоративную реальность премьерной постановки вписались очень органично

Cоздавая «Свадьбу Фигаро», Моцарт и его либреттист Да Понте, кажется, вывели формулу идеальной комической оперы. Режиссеров она соблазняет мгновенно. Сюжет — как запутанный лабиринт, ходы которого просчитывать непросто, но очень увлекательно. Тут и лихо закрученная интрига, и невероятно обаятельные персонажи, и постоянные переодевания... и глубокий драматизм. Режиссер Михаил Кисляров, специально приглашенный в Минск из московского Камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского, не стал вторгаться в сферу хрестоматийных представлений о музыке и сюжете великого Моцарта. Его спектакль — сама умеренность и аккуратность. Кисляров четко следует ситуациям, прописанным в либретто, и максимально дотошно выстраивает мизансцены, заставляя артистов жить, а не играть. При этом не забывает, что главным их занятием остается все–таки пение:

— Постановка будет классической, без модных и неожиданных находок. Каждое произведение требует своего решения, и «Свадьба Фигаро» не нуждается в неадекватных режиссерских вариантах, в ней достаточно того, что ассоциируется с нашей жизнью. В спектакле, который я ставлю, получается, что главным героем является Граф. Если бы не было его двойных стандартов, не было бы и всей этой истории. Именно вокруг двуликости на фоне любви, чувств, весны, открытых сердец, желания любить и быть влюбленным строится вся постановка.

Баритон Владимир Громов, уже много лет знакомый с Фигаро и его матримониальными заботами, признается: за три года, прошедших с момента исчезновения «Свадьбы...» с концертных афиш, он успел соскучиться по спектаклю. В образе Графа выходил на сцену более ста раз — своеобразный рекорд. Роль Фигаро Громову, впрочем, тоже не менее близка. Обаятельного интригана артист параллельно играет в россиниевском «Севильском цирюльнике»:

Режиссер Михаил Кисляров обещает: его «Свадьба...» будет петь и плясать!

— В шедевре Россини Граф Альмавива — тенор. У Моцарта — наоборот. Вот и приходится вживаться то в роль слуги, то его хозяина–аристократа. Интересно и то, что «Севильского цирюльника» исполняем на итальянском. А вот в «Свадьбе...» все арии прозвучат по–русски.

Спектакль (и режиссер Кисляров) откроют нам новые имена. Ирина Кучинская и Екатерина Михновец в моцартовской истории с переодеванием участвуют впервые. Волнуются, но вида не подают. Впрочем, опереться на проверенные временем кадры в театре тоже не отказались. Так, в предыдущей версии постановки Сергей Лазаревич пел за Фигаро 7 лет. «Не надоело?» — интересуемся.

— Нет, конечно. Фигаро — великолепная игровая роль. В новой версии мой персонаж получился более агрессивным и ревнивым. Отчего, кстати, постоянно страдает.

В  отличие от коллеги Екатерина Михновец в декоративную реальность премьерной буффонады вписалась непросто. Играть мужчину — шутка ли?

— В роль Керубино вживаюсь постепенно. Постоянно приходится слышать от режиссера: «Не бегай, как девочка!», «Не смейся, как девочка!» Это моя первая мужская роль, самой ужасно интересно посмотреть, что получится на выходе. Как спрячем женские округлости? Всех почему–то очень интересует этот вопрос... Не переживайте, в костюмерном цехе все продумали — за воротником жабо и за широкой рубашкой видно ничего не будет.

В костюмерном цехе — свое движение

Режиссер Кисляров дает артистам возможность быть на сцене едва ли не самими собой: суетиться, шутить, кокетничать, красоваться. Последнее — самое сложное, уверяет нас новоиспеченная Сюзанна Ирина Кучинская:

— Мы с моей героиней абсолютные противоположности. Я по жизни интроверт, достаточно закрытый человек. Режиссер, кстати, это сразу заметил и стал требовать от меня больше наглости, открытости, кокетства — пришлось ломать себя.

Повторит ли премьера нынешнего музыкального сезона успех своего предшественника, узнаем, когда опустят занавес в Большом. Новые «омузыкаленные» Моцартом любимые герои Бомарше будут выходить на сцену два вечера подряд, 4 и 5 сентября.

Кстати

Премьера «Свадьбы Фигаро» состоялась в венском Бургтеатре 1 мая 1786 года. Друг Моцарта, артист Майкл Келли, вспоминал в мемуарах: «Никто никогда не имел более блистательного успеха, чем Моцарт со своей «Свадьбой Фигаро». Театр был битком набит, многие номера пришлось повторять, так что оперу играли почти вдвое дольше, чем она должна была бы идти, но публика не переставала аплодировать и вызывать Моцарта». Императору даже пришлось дать специальное распоряжение: исполнять на бис только отдельные арии, но никак не большие номера целиком.

Не пропустите

13 сентября открывает сезон и Камерный зал. Концерт «Под маской шута...» станет своеобразным посвящением композитору Дмитрию Шостаковичу. Лауреат международных конкурсов, обладательница медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова раскрывает задумку:

— 12 сентября по старому стилю исполняется 110 лет со дня рождения композитора, и эту дату никак нельзя обойти стороной, тем более в нашем театре, к сожалению, насладиться оперным творчеством Шостаковича нельзя. Программу готовим разнообразную: зрители услышат гениальные произведения композитора — виолончельную сонату, прелюдию и фугу, а также сатирические вокальные циклы «Крокодил» и «Сатиры».

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter