Геннадий Пальчик – о молодых управленцах, нестандартных методах преподавания и главных качествах руководителя

Академия успеха

«Академия управления должна стать ведущим, главным вузом страны, который подготовит руководителей новой формации», — сказал Президент во время недавнего визита в это учебное заведение. Сегодняшний управленец — это не просто харизматичный человек, способный вести за собой. Помимо своих лидерских качеств, он должен быть разносторонне развит, знать иностранные языки, понимать экономические процессы и особенности IT‑сферы. О руководителях нового поколения, нестандартных методах преподавания и потребности в постоянном развитии мы поговорили с ректором академии доктором педагогических наук, профессором Геннадием Пальчиком.

Площадка для дискуссий

 — Прогрессивный руководитель, который всегда достигает поставленных целей, — так в день назначения вас представила Глава Администрации Президента Наталья Кочанова. Будем откровенны, вы пришли в Академию управления в непростое для нее время: особое внимание Президента, его критика наверняка наложили определенный отпечаток. Помните, с какими мыслями и идеями вы полтора года назад вступили в новую должность? 

 — Признаюсь, у меня были смешанные чувства: высочайшая ответственность за выполнение поставленных задач в сочетании с волнением, ведь я практически не знал коллектив и структуру Академии управления. Все внимание было направлено на реализацию триады дидактики: чему учить, кого учить (как отбирать студентов, слушателей) и как учить (кто преподает и какие технологии используются). По сути, необходимо было представить развитие системы непрерывной профессиональной подготовки кадров в сфере управления.

 — Вы с большой теплотой и ностальгией вспоминаете свои студенческие годы. То время взрастило крепких управленцев, но жизнь не стоит на месте — многое меняется, и сейчас есть запрос на молодых руководителей новой генерации. Как вам кажется, у нынешних студентов хватает мотивации и ответственности, чтобы в будущем занять высокие должности? 

 — Я бы сказал, мотивация у них даже более яркая и сильная, чем в свое время была у нас. Причем она подкреплена здоровым прагматизмом. Это классически, когда старшее поколение немного критикует молодое. Сегодня в адрес молодежи звучит часто, мол, они хотят все, сразу и сейчас. Но как иначе? Время требует именно такого подхода, динамика развития очень высока. Мы должны помочь направить эту энергию во благо. Сегодня студенту в лице преподавателя не нужен информатор, ему требуется партнер для диалога, некая площадка для обсуждения и дискуссий. У молодых ребят информации может быть даже больше, чем у их визави. Правда, она не всегда систематизирована, критически не осмыслена. Поэтому преподаватель обязан понимать: он не пришел в аудиторию как истина в последней инстанции, он должен рассчитывать на диалог. Сегодня лекция в чистом виде абсолютно неуместна, а если говорить о категории слушателей с высшим образованием, которые приходят на переподготовку, так и вовсе губительна. 

 — А кого сложнее учить: слушателя или студента? 

 — Сложнее всего научить себя. У каждой аудитории есть своя специфика, но, пожалуй, главный нюанс — жизненный опыт обучающихся. Студенты моложе и амбициознее, они готовы высказываться, критиковать и не боятся перечить другой точке зрения. Мы часто говорим о важности практико-ориентированного обучения. Слушатель — это человек, имеющий опыт работы, по ряду вопросов позиция которого сформирована не только на основе теоретических подходов, но и в результате правоприменительной практики, реального опыта работы с учетом ошибок, которые зачастую носили и объективный, и субъективный характер.

 — Существует три главных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Какой из них, по вашему мнению, наиболее подходит для хорошего руководителя, который хочет привести свою организацию к успеху? 

— Помню, читал когда‑то лекции для директоров школ. В то время как раз приняли решение о создании совета школы — в него входили в равных частях учителя, ученики и родители. Что интересно, директор не мог возглавлять этот совет. И вот я прихожу на лекцию, а у меня слушатели спрашивают: «Как вы относитесь к этому нормативному документу?» Отвечаю: «Если я сейчас нарисую структуру школы и во главе поставлю этот совет, а только потом директора, замов и так далее, вы скажете, что у меня демократический стиль управления. А если первым поставлю директора, потом завучей и совет — назовете авторитарным. Поэтому я директора поставлю в центре схемы, потому что он всегда крайний. Эта позиция, как говорится, от земли. Нет у управленца какого‑то единого стиля, он всегда смешанный. С моей точки зрения, обсуждение обязательно должно носить коллегиальный, экспертный характер, но решение всегда остается в зоне ответственности руководителя с обязательным мониторингом эффективности его реализации. 

Молодые всегда в тренде

 — Отрадно видеть, что сегодня у руля все чаще стоят молодые люди. Кроме того, Глава государства поставил задачу: привести новую генерацию людей во власть. Взят ли у вас свое­образный курс на омоложение будущих управленцев? Каков сегодня средний возраст слушателей Института государственной службы? 

 — Безусловно! Привлечение и мотивация молодых к системе управления — актуальная государственная задача. Более того, этот вопрос на слуху во всем мире: международные эксперты акцентируют внимание именно на возрасте управленцев, когда речь идет о формировании руководящих кадров и государственной службы. Это также подтверждается темами, которые обсуждались на нашей международной научно‑практической конференции «Государственная служба: современное состояние и перспективы развития», в которой приняли участие более 40 зарубежных экспертов из 20 стран мира. Спикеры и слушатели рассматривали различные подходы к мотивации работы в государственных органах, виды «карьерных лифтов». Приятно, что профессиональные эксперты дали высокую оценку нашей системе подготовки управленческих кадров. 

У нас в стране в каждом государственном органе (организации) создан резерв руководящих кадров. Это наиболее подготовленные и перспективные сотрудники. Кроме того, сформирован и ведется единый перспективный кадровый резерв (ЕПКР). В нем как раз состоят люди до 31 года, примерно 15 процентов из которых — студенты (то есть 18 — 22 года). А остальные 85 процентов — молодые люди, которые уже работают специалистами в областях экономики. И когда мы приглашаем слушателей на курсы переподготовки и повышения квалификации, обязательно добавляем, что в первую очередь хотим в вузе видеть людей, которые в этих резервах.

 — Чтобы все это заставить работать, нужны современные методы обучения и преподаватели, которым есть что сказать. Насколько опытные педагоги работают в Академии управления?

 — Формирование профессорско‑преподавательского состава — это длительный, трудоемкий и непростой процесс. По отзывам студентов и слушателей, в Академии управления работают грамотные и опытные педагоги. Но нынешний тренд для всех, а не только для обучающихся, звучит так: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому если преподаватель не развивается, не в теме актуальных проблем, то аудитория его просто не воспримет. У нас каждый лектор осознает, что нужно быть в тренде: от этого зависит оценка эффективности его деятельности. 

Задел на будущее

 — Перефразирую известную истину: лучше один раз бок о бок поработать с действующим министром, чем сто раз услышать о его обязанностях в лекционном зале. Подписав Указ «О деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь», Александр ­­Лукашенко обязал работников госорганов содействовать в организации и проведении практик и стажировок для ваших обучающихся. Как думаете, все ли руководители готовы передавать свои знания, не будут ли стажеры вызывать у них раздражение? Теперь уже, что называется, не отвертишься — придется потратить время, объяснить, а если что непонятно, то повторить не раз. 

 — Беседуя с руководителями различных уровней, я не слышал, чтобы возможность организации стажировки вызывала у них возражения. Конечно, многое зависит от напряженности рабочего графика. Мы планируем закреплять слушателя за руководителями различных уровней профильных министерств или ведомств. С одной стороны, работа со стажером будет интересна и самому руководителю: ведь это возможность поделиться опытом, показать специфику деятельности. С другой — управленец может рассматривать его в качестве резервиста на должность в своей организации. Для слушателя стажировка важна тем, что он сможет в режиме online ознакомиться с опытом работы руководителя, причем в ведущей организации отрасли. 

 — Академия управления — главный вуз, который готовит руководителей всех уровней. Звучит престижно, но, безусловно, налагает и большую ответственность. Что вы планируете делать, чтобы за парты не попадали случайные люди? 

 — Набор в Академию управления как на бюджет, так и на платное осуществляется только на конкурсной основе. Если мы говорим о наборе после школы, то проходные баллы на наши три специальности («Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика», «Управление информационными ресурсами») входят в топ‑10 самых высоких баллов по стране. Это значит, что ребята могли бы поступить в любой вуз на бюджет, но выбрали Академию управления. То есть они мотивированы и это их целенаправленный выбор. 

Что касается слушателей переподготовки, это тоже неслучайные люди. Для поступления в рамках государственного заказа необходимо не только желание и получение рекомендации соответствующего министерства либо исполкома, но и прохождение вступительного испытания (компьютерного тестирования и собеседования). В прошлом году, например, конкурс на специальности переподготовки составлял 1,8 человека на место. 

 — Академия должна научить управленца постоянно развивать и трансформировать свои знания и навыки. Почему сегодня так важно заниматься самообразованием?

 — Веление времени таково, что в любой сфере ты не будешь успешным, если не развиваешься. Есть такое выражение «лечь на должность». Но мне кажется, сегодня другая динамика жизни. Актуальна другая фраза: если ты только «прилег», значит, что ты уже не на месте. Для руководителя это существенно обостряется. 

Профессионализм и работа с людьми

 — Кто такой, по‑вашему, современный управленец? 

 — Я придерживаюсь мнения, что руководитель должен быть профессионалом и глубоко знать сферу, которую возглавляет. Управление — это прежде всего работа с людьми. Всегда нужно помнить: не люди для тебя, а ты для людей. С моей точки зрения, управленческую плоскость определяют три точки, в данном случае профессионализм (знание сферы деятельности), отношение к людям (стиль руководства) и, безусловно, внутренняя порядочность. 

 — О БГУ говорят: главный вуз страны, о БГУИР — лучший IT‑вуз. А какое определение Академии управления вы бы хотели услышать из уст людей? 

 — Нашему вузу 28 лет. Академия управления непрерывно развивалась, и сейчас наступил новый этап. Подписание Указа № 343 «О деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь» и встреча с Президентом в определенной степени продемонстрировали симбиоз доверия, которое оказано нашему коллективу, и высокой степени ответственности за реализацию поставленных задач. 

 И мы должны приложить все усилия, двигаться дальше единой командой, сделать все, чтобы эта оценка деятельности Академии управления была максимально положительной. Необходимо обеспечить высокое качество подготовки обучающихся, чтобы даже у самых резких оппонентов не было аргументов для критики. 

glushko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter