Американская киноакадемия пригласила четырех россиян в свой состав

Академический чёс

Приятная новость для нечужой нам российской кинематографической общественности пришла на этой неделе из Американской киноакадемии: сразу четыре кинематографиста и один композитор получили приглашение стать ее членами.

Три из четырех приглашенных работают с режиссером Андреем Звягинцевым. Это его постоянный сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман, монтажер Анна Масс. Четвертой стала всемирно известная композитор София Губайдулина, чей вклад в развитие симфонической и киномузыки трудно переоценить. Невозможно представить драму “Чучело” Ролана Быкова без ее ярких диссонансных всполохов. Особенно в начале второй серии, когда героиню Кристины Орбакайте одноклассники гонят по городу, как затравленную собаку. А разве популярный советский мультфильм “Маугли” можно представить без музыкальной дорожки Губайдулиной?

Нонконформист и авангардист, София Асгатовна всегда шла своим путем в музыке и творчестве. За что и получала “тумаки”, в частности от председателя правления Союза композиторов СССР Тихона Хренникова. В 1979 году на VI съезде композиторов в его докладе подверглась жесткой критике музыка Губайдулиной. Она попала в так называемую хренниковскую семерку — черный список из семи советских композиторов, которым в течение многих лет были запрещены выступления на радио и телевидении. Вместе с Софией Асгатовной среди “отмеченных” были Эдисон Денисов, чья музыка позже украсила картину Михаила Козакова “Безымянная звезда”, и Александр Кнайфель, выступивший композитором в этапной ленте о войне “Торпедоносцы” и культовом сериале по сценарию советского короля детектива Юлиана Семенова “Противостояние”. Однако важнее административно-номенклатурного гнева Хренникова для Губайдулиной были слова ее коллеги Дмитрия Шостаковича: “Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем”.

София Губайдулина не так давно приезжала в Минск на фестиваль Юрия Башмета, чтобы представить премьеру своего произведения WARUM? (“Почему?”) для флейты, кларнета и струнных (2014). Оно впервые исполнялось на территории СНГ. Также прозвучало сочинение “Всадник на белом коне” для симфонического оркестра и органа (2002). В Беларуси его услышали впервые. Кроме того, София Асгатовна встречалась со студентами Белорусской государственной академии искусств, рассказывала им, как справлялась с неверием в себя и собственные силы. Когда музыка композитора нигде не звучит, это значит, что композитор лишен своего хлеба...

Вряд ли коллегам Андрея Звягинцева когда-нибудь доводилось слышать в свой адрес упреки в формализме. Все-таки они люди другого времени. Хотя фильмы Звягинцева и называют фестивальными, специфичными, иногда холодно-формальными... Не все в них мне близко на уровне драматургических решений. Мне непонятна главная героиня “Елены”, так буднично и спокойно решающаяся на убийство своего второго мужа ради благополучия детей. Я не понимаю героя “Левиафана” в исполнении Алексея Серебрякова, потопившего свое горе в вине вместо того, чтобы предпринять какие-то активные действия. Не хотел бы я жить и в неуютном мире “Нелюбви”. Но все это — разговоры в пользу бедных. Визуальная составляющая этих картин — операторская работа, монтаж — европейского уровня.

Не знаю, почему, но новость о новых приглашенных академиках (что-то мне подсказывает, что это именно то предложение, от которого невозможно отказаться) меня обнадежила. Какая-никакая ротация элит. И отделяет нас от этой элиты “одно рукопожатие”. Или пять. Кому какая теория ближе. Все фильмы Звягинцева либо приезжали на “Лiстапад”, либо были показаны в нашем прокате. На одном из фестивалей Андрей Петрович даже был председателем жюри основного конкурса. София Губайдулина приезжала в Минск... Стало быть, и мы испытали на себе силу их личности и таланта. А значит, вдохновившись их творчеством, попав в орбиту обаяния, тоже должны верить в свои силы и свой потенциал. И тогда дождемся того дня, когда, открыв свой почтовый ящик, в скромном розовом конверте найдут приглашения от Академии кинематографических искусств и наук США наши Александра Бутор, Влада Сенькова, Виктор Аслюк, Олег Ходоско... Why not? (“Почему нет?”) — как говорят голливудские воротилы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter