Что из опыта Эстонии можно заимствовать для национальной службы планирования семьи?

Аисту наметят новый маршрут

В этом году перед нашей страной стоит очень важная задача — внедрить национальную модель служб планирования семьи и охраны мужского здоровья. Это предусмотрено госпрограммой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 — 2020 годы. Одна из главных целей — увеличить рождаемость, чего сейчас, при имеющихся 16% бесплодных пар, добиться не так просто. Уже очевидно, что работать с потенциальными родителями нужно задолго до того, как они столкнутся с этой проблемой, а то и вообще задумаются о семье и детях. На таком принципе построена система планирования семьи и обеспечения репродуктивного здоровья в Эстонии, практику которой ВОЗ признала одной из лучших. Познакомиться с ней белорусские медики, работающие с демографией, как говорится, на передовой, смогли во время визита в Таллин, организованного Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) при поддержке программы Европейского союза «МОСТ». Так какие же меры там сработали?


Просвещение

Фундамент для будущего демографического благополучия в Эстонии закладывается еще в школе. Со 2–го до 8–го класса пятую часть предмета «Учение о человеке» занимает сексуальное образование. Сам термин, хотя и может быть истолкован неоднозначно, уже прижился и не воспринимается в штыки в довольно консервативном обществе. Во–первых, потому что было доказано: информация по возрасту, увязанная с другими предметами, служит закладыванию ценностей и не подталкивает к более раннему началу половой жизни. А во–вторых, потому, что число абортов, подростковых беременностей и случаев заражения ВИЧ пошло вниз. Майри Каха, 10 лет возглавлявшая Эстонский союз сексуального здоровья — неправительственную организацию, входящую в Международную федерацию планирования семьи, признается: после развала СССР начинать просветительскую работу с молодежью было крайне сложно. Сначала нужно было объяснить родителям, зачем это нужно, и заручиться их согласием. И те, поняв, что смогут делегировать разговоры с детьми на сложные темы специалистам, в конце концов его дали.

Дружественные центры

Однако что знания, полученные в школе, если бы параллельно не была выстроена сеть бесплатных консультационных центров для посетителей от 14 до 25 лет? Специально, чтобы придать молодежи решимости прийти к врачу — гинекологу, андрологу или психологу — с той или иной волнующей проблемой. Сегодня в Эстонии 16 таких дружественных подросткам и молодежи консультационных точек, и в год они принимают около 26 тысяч человек. Для страны с населением 1,3 миллиона немало. Популярности центров способствуют доступность и конфиденциальность: не нужно направления, достаточно лишь позвонить и записаться, одному или парой. Не требуется и присутствие родителей, в частности, потому, что «возраст согласия» в Эстонии — 14 лет. Так что если подросток приходит на прием со взрослым, у него еще и поинтересуются, не против ли его воли пришел сопровождающий. В общем, во главе угла права ребенка, любые действия предпринимаются только с его ведома и согласия, что в ответ, конечно, вызывает доверие. Майри Каха, руководящая клиникой, где ведется такой прием, делится статистикой: около 30% занимают обращения по вопросам контрацепции, 30% — тестирования на заболевания, передающиеся половым путем, каждый десятый идет к психологу. А как выглядит кабинет для консультирования молодежи, довелось увидеть в Восточно–Таллинской центральной больнице. Максимально уютный интерьер, с яркими акцентами, удобным диваном. Поочередно работающие 5 акушерок и один врач–гинеколог (весь персонал предварительно проходит стажировку, где учится общаться с подростками и молодежью). Задерживаются тут только те, у кого лежит душа к такой работе.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

Делегирование полномочий

Само соотношение специалистов очень показательно. Доля работы, выполняемой средним медперсоналом, в Эстонии велика. Акушерки ведут беременность и принимают роды (на каждые двое родов — одна акушерка), к ним же в первую очередь попадает пациентка. Врач нужен, если действительно имеется проблема, требующая его участия, и освобожден от рутинной работы. Эту систему белорусские медики оценили по достоинству и признали, что и у нас часть функций врача можно безболезненно переадресовать среднему медперсоналу, которому под силу решать вопросы на грани нормы и патологии. Если есть опыт работы в специализированных центрах и хорошее базовое образование, то для переобучения было бы достаточно тренингов.

Доступность акушерской помощи и ее качество помогают сделать беременность и роды в Эстонии максимально комфортными. Например, родовые палаты рассчитаны на одну будущую маму и оборудованы для совместного пребывания. Как результат, партнерские роды — правило, а не исключение. В индивидуальной палате, кроме целого арсенала медоборудования, есть фитбол, тут можно провести сеанс ароматерапии, послушать любимую музыку — ее не запрещается принести с собой.

ЭКО за счет страховки

Еще один механизм, вносящий свой вклад в демографию Эстонии, — финансовая доступность технологии ЭКО. Для пациенток до 40 лет все попытки бесплатны (вернее, делаются за счет медстраховки, которую имеют более 95% граждан страны). В итоге около 3% детей рождены «из пробирки» — по этому показателю Эстония входит в первую мировую десятку. Технологией владеют 6 клиник. Для сравнения: на более чем 9 млн белорусов их всего 7. По эффективности ЭКО наши медики добились мировых показателей — 40 — 42%. Но распространение этого метода среди тех, кому другие варианты борьбы с бесплодием уже не подходят, сдерживает цена. Средняя стоимость цикла ЭКО с медикаментами — около 3 тысяч рублей и выше. Для семей, которым удача улыбнулась не сразу и нужны повторные процедуры, это значительная финансовая нагрузка, лишь отчасти облегчает ее система кредитования. Перемены намечаются: уже есть ряд предложений по внесению изменений в Закон «О репродуктивных технологиях», которые дали бы возможность проводить первые циклы ЭКО за счет бюджета. Пример Эстонии показывает: такой подход оправдывает себя. Но работать он должен как крайняя мера в целой, как мы видим, стройной системе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Давиденко, программный специалист Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси:

— Для построения своей собственной модели службы планирования семьи сравнение с соседями — важный шаг. Речь не идет о копировании. Изучая чужой опыт, можно определиться со своими приоритетами. Эстония интересна потому, что ВОЗ высоко оценила ее подходы к репродуктивному и сексуальному здоровью, планированию семьи. Суммарный коэффициент рождаемости у них примерно такой же, как и у нас — 1,7 (столько рождений приходится на одну женщину). Но то, что они делают сейчас — и центры консультирования подростков, и улучшение сексуального образования, — это инвестиция в здоровье населения, инвестиция в будущее. Ведь одна из самых частых причин бесплодия — инфекции, передающиеся половым путем, которые порой плохо диагностируются и лечатся и являются следствием плохой информированности, раннего вступления в половую связь, недостаточного использования барьерной контрацепции. Вносят свой вклад и нежелательные беременности с абортами как источник воспалительных процессов. Все это в перспективе может повлиять на фертильность мужчин и женщин и станет барьером для рождения детей.

Я вижу несколько направлений, в которых можно совершенствовать нашу систему. Модернизировать службы консультирования подростков и молодежи, которые сейчас больше направлены на психологические аспекты. Более интенсивно поддерживать вспомогательную репродукцию. И наконец, улучшить доступ к качественной информации о сексуальном и репродуктивном здоровье. Если люди будут знать, что с ними происходит, то смогут лучше оценивать свои риски. Пока этот процесс проходит тяжело. Например, последнее исследование «Поколение и гендер» показало, что около 30% респондентов, которые находятся в постоянной связи и не планируют детей, вообще не используют контрацепцию. За 5 лет цифра не изменилась. Значит, прогресса в образовательном аспекте нет, и на это надо обратить внимание.

КСТАТИ

Белорусская национальная модель службы планирования семьи будет нацелена на раннее выявление супружеских пар с высоким риском бесплодия и их маршрутизацию. Вовремя начатое лечение одним позволит и вовсе обойтись без ЭКО, а другим, если это неизбежно, — как можно раньше прибегнуть к этой процедуре, что повысит ее эффективность. Активную работу планируется вести не только в областных, но и в районных городах.

А КАК У НАС?

В Беларуси также успешно работают центры и кабинеты планирования семьи, но систему консультативной помощи молодежи с 15 лет стоило бы расширить, сделать максимально дружественной, считают эксперты. Возможно, часть работы надо вести онлайн–способом, максимально понятным для подростков. Врачи полагают, что это сняло бы многие вопросы, в том числе позднего обращения при заболеваниях или беременности.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter