Аист прилетает все реже...

Да нет, не перевелись белокрылые птицы! Просто детей в белорусских семьях все меньше и меньше.
Да нет, не перевелись белокрылые птицы! Просто детей в белорусских семьях все меньше и меньше.

И так достала эта печальная статистика, что страшно становится: кому мы нужны будем на старости лет? Население стареет, демографическая угроза из аккуратных статистических столбцов вырывается на свободу и приобретает зловещий смысл. И возникают извечные вопросы: кто виноват?

Что делать? Виновных нашли быстро - это женщины, делающие аборты (более 90 тысяч ежегодно). А вот что же делать, сказать трудно. Конечно, оптимальный вариант - отказаться от абортов. Но и тогда каждой белоруске нужно родить

не менее 2 - 3 ребятишек, чтобы было естественное воспроизводство населения. Как решают демографическую задачку в других государствах?

В большинстве стран мира до второй половины ХХ века аборты были нелегальными, и этот вопрос даже не нашел отражения в законодательстве. Принимать соответствующие законы начали в 50-е годы в СССР - в ответ на возросшую угрозу нелегальных абортов для здоровья и жизни строительниц коммунизма. К середине 80-х аборты были легализованы во всех странах Европейского сообщества. Испания, Греция, Германия, Бельгия пересмотрели свое к ним отношение лет 10 назад. Единственной страной, где аборты по сей день запрещены, остается Ирландия. Чтобы избавиться от нежеланного ребенка, ирландки уезжают в Англию. Законодательства Кипра, Израиля, Польши, Португалии, Испании, Швейцарии допускают аборт только в случаях изнасилования, нарушения развития плода или защиты физического и психического здоровья женщины. Причем риск для психического здоровья в этих странах понимается очень широко - потрясение, причиненное насилием, в том числе сексуальным, стресс, связанный с трудным социально-экономическим положением. К слову, в Беларуси самый значительный всплеск рождаемости пришелся на 80-е годы, когда правительство приняло ряд постановлений об улучшении социальных условий семьям, льготах при рождении детей.

По разным оценкам в мире ежегодно делают от 36 до 53 миллионов абортов, т.е. приблизительно каждая четвертая беременность заканчивается искусственным прерыванием. В России и Беларуси в последнее время количество абортов снизилось примерно на треть. О реальной ситуации в Болгарии, Грузии и Украине судить достаточно сложно: в этих странах аборты платные, деньги же нередко идут в "карман" врача. Это один из источников дохода для гинекологов. В Западной Европе все большее внимание уделяется качеству этой медицинской услуги. Скажем, в Бельгии озаботились финансовым обеспечением бесплатных абортов в специализированных клиниках, а во Франции, где 25 лет в законодательство не вносились изменения, - улучшением положения женщин, решившихся на аборт.

Все религиозные конфессии категорически отвергают аборт, считая, что душа вселяется в человека уже на стадии слияния яйцеклетки и сперматозоида. Во многих государствах в этот же период человек становится гражданином со всеми вытекающими юридическими последствиями. В Турции на эту операцию требуется разрешение супруга. Практически везде, в том числе и в Беларуси, для проведения аборта несовершеннолетним необходимо согласие родителей. Тем не менее у нас многочисленные платные центры проводят мини-аборты подросткам, не заботясь не только о согласии родителей, но и о последующей реабилитации юных пациенток, профилактике возможных осложнений. Посмотрите объявления в газетах: аборты в таких центрах проводятся в любое время дня и ночи. В праздничные дни - скидка. Молодой девушке и задумываться не нужно о том, что ребенка можно родить. Реклама предоставляет минимальное количество объявлений об услугах в родах и максимальное - чтобы до родов дело не дошло...

Есть страны, где аборты делают не только по медицинским, но и по социально-экономическим противопоказаниям, а фактически по желанию женщины. Например, если жительница Финляндии укажет, что роды и воспитание ребенка представят для нее значительные трудности, ей будет разрешено сделать аборт. А теперь давайте вспомним, сколько у нас в стране отказных и просто нежеланных детей? Матери многих из них ведут асоциальный образ жизни. Какой наследственностью "одаривают" они малышей? Насколько может быть здоров ребенок, рождения которого мама не желала с самого начала беременности, не наблюдалась у врачей, не прошла необходимых обследований и лечения? Это с одной стороны. С другой же - от детей отказываются и вполне здоровые молодые женщины, иногда замужние, вполне способные обеспечить себя и ребенка.

Следует отметить, что операция по прерыванию беременности не проходит бесследно ни для здоровья, ни для души. В мировой психологии известен послеабортный синдром, когда женщина в зрелом возрасте начинает вспоминать о своих неродившихся детях, впадает в депрессию, преодолеть которую без помощи психиатра порой не удается.

В некоторых странах закон предусматривает отказ врача от проведения аборта по религиозным или моральным соображениям. Наши медики относятся к этому по-разному: в конце концов они ведь дали клятву и должны в любой ситуации исполнять свой долг. Дебаты об отношении к абортам продолжаются, и позиции сторон напоминают два корабля, плывущих в ночи. На протяжении многих лет женщина была центральным звеном в своем решении, делать аборт или нет. В современном мире многое изменилось. Новые медицинские технологии сделали плод более "реальным". Больше внимания уделяется проблемам бесплодия. В то же время остается вопрос: чем для здоровья женщины - психического и физического - чреват нелегальный аборт? Ответ однозначен: у женщины должно быть право на легальный аборт и осознание, что от ее решения зависит, придет ли в этот мир новый человек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter