Агрономы сказали: «Надо». Агросервис ответил: «Есть!»

САМЫМ крупным инновационным проектом последних лет в Верхнедвинском райагросервисе стало освоение выпуска универсальной энергетической сельхозмашины «Двина» на шинах-оболочках сверхнизкого давления. Новинка предназначена для применения средств защиты растений и внесения минеральных удобрений на труднодоступных почвах.

Верхнедвинские вездеходы пройдут даже там, где застревают самые мощные трактора.

САМЫМ крупным инновационным проектом последних лет в Верхнедвинском райагросервисе стало освоение выпуска универсальной энергетической сельхозмашины «Двина» на шинах-оболочках сверхнизкого давления. Новинка предназначена для применения средств защиты растений и внесения минеральных удобрений на труднодоступных почвах.

В  хозяйствах Придвинья не раз приходилось слышать сетования агрономов на то, что из-за обильного таяния снегов и весеннего половодья неделями механизаторы не могут начать полевые работы. В почве, раскисшей от влаги, застревают даже самые мощные трактора. Тем временем проходят оптимальные сроки для агротехнических операций, нарушаются требования интенсивных технологий, что в конечном итоге оборачивается недобором урожая.

На выручку земледельцам Витебщины пришли партнеры из ОАО «Верхнедвинский райагросервис», которые под маркой «Двина» освоили и начали серийное производство новой сельхозмашины с высокой проходимостью. Пневматические колеса позволяют ей передвигаться по самым переувлажненным полям, не доступным для другой техники.

Идея создать необычную новинку на предприятии появилась несколько лет назад. С укреплением собственной материально-технической базы хозяйства стали в меньшей степени пользоваться услугами райагросервиса. Последнему нужно было искать производственную нишу для дальнейшего развития, чтобы сохранить трудовой коллектив и обеспечить людей заработком. Выход подсказала сама жизнь, а точнее — те самые агрономы, которые жаловались на задержки с весенними полевыми работами. Таким образом, в июле 2009 года и появился на свет первый опытный образец «Двины». На доводку машины ушло восемь месяцев. Весной прошлого года она успешно прошла производственные испытания с полевым штанговым опрыскивателем, а осенью — с разбрасывателем минеральных удобрений. После того как новинка была сертифицирована, предприятие приступило к ее серийному производству.

На специальной площадке во дворе Верхнедвинского райагросервиса в ряд выстроились вездеходы, готовые к отправке в хозяйства. Первое, что вызвало изумление, — это необычные колеса новеньких машин и сложная система штангового опрыскивателя.

— Блок управления агрегатом находится в кабине водителя, — объясняет главный инженер предприятия Евгений Жугин. — Весь процесс регулируется компьютером. С помощью ультразвукового счетчика система сама в зависимости от скорости точно дозирует подачу рабочей жидкости на распылители.

Хочу отметить, что при сборке «Двины», за исключением выпускаемого в России двигателя, используются в основном отечественные узлы и механизмы. Облицовку делают в Полоцке, компьютеры — в Орше, емкости для жидкости — в нашем местном ОАО «ИНВЕТ». Почти тысячу наименований деталей производим мы сами.

Освоение новинки, по словам Евгения Евгеньевича, потребовало существенного укрепления материальной базы предприятия. Не все пока удалось сделать, но уже куплены и смонтированы установка плазменной резки, позволяющая вырезать из листового металла пластины любой формы, фрезерный станок с ЧПУ, новое сварочное оборудование. Начиная с прошлой осени райагросервис для осуществления инновационного проекта принял на работу почти 30 человек. Условиями труда и заработком люди довольны.

В одном из цехов, куда нас пригласил первый заместитель генерального директора ОАО «Верхнедвинский райагросервис» Сергей Гринько, можно проследить, как последовательно, начиная с подготовки рам, штанг, рычагов, колес и других деталей, рождается новая машина. Интересуемся у слесарей Сергея Измайловича и Александра Янковского, насколько сложно работать на новом производстве. Те отвечают, что к любому делу нужно подходить ответственно, а к такому, как у них, — вдвойне. Ведь это не просто ремонт трактора или комбайна, а выпуск совершенно новой машины. Тут уж не спишешь на чей-то брак, сам должен гарантировать качество. И ребята гордятся тем, что им выпала судьба быть причастными к созданию «Двины», заниматься интересной и увлекательной работой.

— Наша сельхозмашина на шинах сверхнизкого давления побывала на многих выставках и смотрах, прошла полевые испытания в производственных условиях, где заявила о себе с лучшей стороны, — отметил Сергей Гринько. — Первые десять агрегатов мы отправили мехотрядам из райагросервисов нашей области. Вторую партию из семи штук — в хозяйства Витебского района. Теперь готовим восемь машин для земледельцев Поставщины. В ближайшей перспективе планируем выпустить несколько сотен единиц такой высокопроходимой техники, а также расширить ее функциональные возможности за счет использования новых полуприцепных и навесных агрегатов. Думаем, что «Двиной» заинтересуются в хозяйствах Белорусского Полесья, где так же остро, как и на Витебщине, стоят проблемы весеннего переувлажнения земель.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter