«Агрономы» на селе балуются опийным маком и коноплей

О характере провинциальной преступности, картине наркоторговли, а также о будущем сериале про наших «оперов»
ВО ВРЕМЯ прямой линии, на которой дежурил временно исполняющий обязанности по должности министра внутренних дел Беларуси генерал-майор милиции Валентин МИХНЕВИЧ, люди спрашивали в основном о работе оперативно-дежурной службы, а также участковых инспекторов милиции. Валентин Владимирович всем дал обстоятельные ответы, поручил руководителям конкретных подразделений разобраться в каждой ситуации и помочь людям. Свои вопросы задала и корреспондент «СГ»


— Валентин Владимирович, наверняка на селе самые распространенные преступления — кражи? 

— В сельской местности мы регистрируем до 25 процентов от всех преступлений в стране. Из них 66 процентов — именно хищения. Кроме того, в последнее время замечаем все больше в сводках так называемой бытовухи. Ее первопричина чаще всего — алкоголизм. Поэтому наши сотрудники активно используют наказания по «превентивным» статьям: к примеру, за угрозу убийством не отделаешься лишь предупреждением. Что касается спиртного, благодаря государственной антиалкогольной программе ежегодно производство этих напитков сокращается. В прошлом году — на 12 процентов, в нынешнем планируется уменьшить эту цифру на 13—15 процентов. Но еще одна проблема — контрафакт. В прошлом году сотрудники МВД конфисковали 710 тонн нелегально ввезенного в страну спирта и фальсифицированных алкогольных напитков. В этом году — уже около 350 тонн. В России на наши деньги бутылка контрафактной водки стоит 12 тысяч рублей, пять литров поддельного спирта — 140 тысяч. Границы открыты. И никто не даст гарантии, что, попробовав такой суррогат, человек останется жив и здоров. 

— В деревне очень многое зависит от участковых... 

— Да, ведь львиную долю совершенных в сельской местности преступлений «отрабатывают» и раскрывают именно они. Нередко им помогают и сельчане. Наши опросы показывают, что до 65 процентов респондентов готовы сотрудничать с милицией, помогать ей. Мы активно используем этот ресурс и поощряем таких людей. Есть случаи, когда даже хрупкие женщины-продавцы задерживают воров. 

— Сегодня у всех на слуху спайсы, которые проторили дорожку и в глубинку. На них «подсаживается» молодежь. На 10 процентов упало число преступлений, которые совершили несовершеннолетние под действием алкоголя. Зато проступков под наркотическим кайфом стало больше…

— В последние годы картина наркопотребления у нас в стране серьезно изменилась. Еще десять лет назад — представьте! — главной проблемой был мак. Килограмм сырья для производства опиатов стоил в 2002 году около доллара. Заинтересовавшись этой проблемой, МВД выяснило, что в страну только легально завозили около 800 тонн этого продукта в год, а, образно говоря, на булочки нужно было всего 200 тонн. Куда девалось все остальное, понятно. Нужно было принимать меры. Благодаря Декрету № 1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» оптовая торговля этой продукцией перешла под контроль государства. На созданных универсальных базах распределяли сырье, в том числе и  для хлебопекарной отрасли. В прошлом году туда поступило всего 80 тонн мака. В этом году мы проверили 5 из них — нигде нарушений не выявили.

Однако рынок наркопотребления так быстро не поменяется, ведь есть еще и нелегальный способ ввоза. Любители опиатов активно вызывали «наркотакси» — по звонку им привозили дозу в любое место. Помогла новая мера — конфискация таких машин. В прошлом году мы изъяли около 60 тонн мака и маковой соломки и около 20 автомобилей. В этом году — более 2 тонн этого зелья и наложили арест на 4 машины. 

В сельской местности обычно проблема наркотиков обостряется летом. Находятся «агрономы», которые пытаются вырастить опийный мак и коноплю сами. К примеру, один злоумышленник в Гомельской области на плантации конопли в лесу обустроил систему автополива. И приспособил для этого солнечную батарею. Оперативникам понадобилось три недели, чтобы его вычислить. С 1 июня по 16 сентября мы проводим спецоперацию «Мак» против таких экспериментаторов.

В деревни зелье летом иногда привозят с собой молодые люди — горожане, студенты. Однако в некоторых вузах дружины добровольных помощников патрулируют общежития и корпуса учебных заведений, чтобы самим вычислять наркоманов. Зародилась эта инициатива в Гомеле. 

Пытаясь заработать, наркоторговцы идут по трупам, для них нет ничего святого. В начале апреля в тайниках одной легковой машины нашли 116 килограммов гашиша. Это слишком много для нашей республики, как удалось выяснить, часть партии должна была отправиться дальше в Россию. Преступники действовали виртуозно, но профессиональное чутье сотрудников наркоконтроля не подвело. 

Насвай, увы, нам не удалось внести в список наркотиков — медики считают, что это некурительное табачное изделие поначалу не вызывает привыкания. Однако с него все только начинается... Если в прошлом году мы конфисковали около 900 килограммов этого продукта, то в нынешнем уже более 1,5 тонны. Анализ показал, что один из каналов поставки наркотиков в страну — почтовые отправления. За четыре месяца этого года на почте изъято 560 килограммов семян конопли. 

— О милиционерах не снял фильм или сериал только ленивый. И рейтинги у многих неизменно высоки. Насколько ежедневная работа оперативных работников отличается от той, что мы видим в кино? 

— Российские милицейские телесериалы я как профессионал просто не могу смотреть, настолько далеки они от реальности. Для нашей белорусской милиции главное — строгое соблюдение законодательства, а основная обязанность — защищать людей, помогать в беде. Если нам сообщают, что где-то не отреагировали на сигнал, служба собственной безопасности обязательно проверит факты, виновных привлекут к ответственности. К слову сказать, к предстоящему 100-летию органов внутренних дел совместно с киностудией «Беларусьфильм» планируют снять многосерийный фильм, основанный на реальных случаях из нашей практики. Сотрудники МВД не изменяют многолетним традициям, благодаря чему в стране обеспечен правопорядок и безопасность. 

Есть и свои герои. Работа в правоохранительных органах неизбежно связана с риском. Возьмем, к примеру, последнюю сводку. Отдыхающая со спиртным в столичном парке компания и не думала прекращать веселье. Подошел патруль, завязалась потасовка, во время которой хулиган ударил одного из милиционеров по голове металлическим домкратом. Еще один случай в Могилевской области. Неподалеку от границы с Россией экипаж Госавтоинспекции преследовал машину с российскими номерами. Водитель проигнорировал указание остановиться, пришлось стрелять по колесам. Тем не менее «шумахер» пересек границу. Однако там его остановили предупрежденные нашими сотрудниками российские коллеги. От освидетельствования гонщик отказался: был изрядно навеселе. 

— Валентин Владимирович, не могу не спросить о подробностях громкого дела «черных риелторов» из Могилева. 

— Таких людей мы называем серийными преступниками. Семейная пара мошенников завладевала квартирами одиноких граждан, вывозила их в лес и убивала. Они привлекли к этому промыслу еще и своего знакомого. Насколько нам известно, прежде всего их интересовала нажива. Окончательную точку поставит суд.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter