Как повлияет повышение нижнего порога оценки на прием студентов в аграрные вузы

Агроклассам не страшны пороги

Абитуриенты снова навострили уши: готовятся очередные изменения в правила приема. Министерство образования предлагает внести некоторые коррективы в регистрацию на ЦТ, систему подсчета результатов тестирования. Одна их спорных поправок — увеличение на 5 пунктов минимального проходного балла ЦТ по первому профильному предмету. Не исключено, что увеличение порогов отбросит аграрные вузы, которые принимают студентов на остродефицитные специальности, на шаг назад.

Почему минимальные значения ЦТ могут вырасти, догадаться несложно: на бюджет должны идти самые сильные ребята. Более жесткий отбор преследует цель возвратить элитарность высшего образования. Это вполне нормально, ведь «вышка» есть теперь чуть ли не у каждого второго трудоспособного белоруса, вместе с тем на рынке не хватает представителей рабочих специальностей...

Пороги у аграрных вузов особые: неудовлетворительной считается отметка лишь от 0 до 4 баллов. Для сравнения: минимум по языкам на филологические специальности — 20 баллов, для технарей — 10. Отметку в 15 баллов нужно преодолеть, если первый профильный экзамен математика, физика, химия и биология. То есть, если нововведения будут приняты, планка, допустим, в последнем случае станет 20 баллов и так далее.

Казалось бы, разница значительная. Но к снижению порогов аграрные вузы шли несколько лет неспроста. Ведь для мотивированного абитуриента (а таковые в большинстве своем и поступают в сельхозуниверситеты) важно пройти в вуз. И когда по одному из предметов не хватает заветного балла, абитуриент, который нацеливался поступить на остродефицитную специальность, оказывается за бортом.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия анализировало ситуацию, когда пороги в одни годы были 10—15 баллов, а потом — 5. Удивительно, но после послабления условий проходные баллы, наоборот, выросли, а с минимальными отметками в вузы подают документы буквально единицы. О чем это говорит? Если минимумы будут увеличены, отбор абитуриентов станет сложнее. Те, кто готов торить аграрную стезю, просто будут лишены шанса стать студентами. Следовательно, снова можно ожидать недобор в сельхозуниверситетах. Разве логично идти к этому?

Минсельхозпрод, в свою очередь, выступил со встречным предложением к Минобразования. Предлагается в школах создать так называемые аграрные классы. В них будут заниматься ученики 10—11-х классов. На протяжении двух лет, предваряющих поступление, для учащихся организуют специальные факультативы, которые введут в основы сельхозспециальностей. Предметы будут читать преподаватели аграрных вузов, эксперты в области АПК. Выпускник такого класса по профильным предметам должен иметь оценки не ниже 7. А зачислят его в вуз по итогам собеседования (в приемную комиссию должен принести аттестат и соответствующую рекомендацию из школы). Очевидно, такая система поможет объединить усилия и работодателей, и университетов, и самих абитуриентов.

Как показала прошлая вступительная кампания, похожий путь избрали педвузы. Они создали классы, из числа выпускников которых и приняли в прошедшем сезоне почти 200 студентов. Эти ребята уже со школьной скамьи понимают, зачем пришли в вуз.

Пока нововведения обсуждаются, но Министерство образования в начале февраля должно прийти к единому, согласованному с другими ведомствами, решению. Параллельно, кстати, уточнят и контрольные цифры приема. Это ключевой вопрос. Если ужесточаются условия приема на бюджет, логично предположить, что и число мест на обучение за счет государства должно быть меньшим. Ведь количество абитуриентов не растет.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter