Агрохолдинг – теорема, не требующая доказательств

Во время беседы с руководителем хозяйства Николаем Радоманом обратилась к теме модернизации агропромышленного комплекса. «Будущее — за агрохолдингами», — констатировал Николай Вячеславович. Судя по успешности его предприятия, он знал, о чем говорит.

КАК-ТО по заданию редакции делала репортаж из СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района

Во время беседы с руководителем хозяйства Николаем Радоманом обратилась к теме модернизации агропромышленного комплекса. «Будущее — за агрохолдингами», — констатировал Николай Вячеславович. Судя по успешности его предприятия, он знал, о чем говорит.

В Беларуси действуют около полусотни таких объединений. Причем весьма успешных. Плюсы агрохолдингов — и обмен опытом между хозяйствами, и модернизация производства, и рост качества жизни сельчан. Но, конечно, самый главный фактор, определяющий успешность объединений — работа по схеме: вырастили — переработали — продали. Вырученные же деньги опять направили в развитие. При минимальном участии посредников.

Безусловно, присоединение убыточных хозяйств к экономически стабильным — это еще и риск. Понятно, что бездумно делать такие присоединения никто не будет. Но если какое-то хозяйство сумело не то что окупить свою деятельность, но и получать прибыль, то можно ведь и с соседями опытом поделиться. Научить, показать на своем примере, как нужно эффективно работать. При этом невозможно дать всем хозяйствам одну и ту же схему, по которой создавать агрохолдинг. Везде разные обстоятельства. А общее требование одно — модернизация. Именно она поможет нынешним отстающим хозяйствам достичь таких же успехов, как в «Снове», где по итогам за 2012 год получили 15 миллионов долларов прибыли.

Но опять же, казалось бы, один из самых преуспевающих агрокомбинатов — «Снов», а и ему без посредников пока не обойтись. В частности, хозяйство до сих пор закупает шрот для животноводства в Аргентине! Раньше везли его из Украины, но цены в этой стране неожиданно подскочили, да так, что проще в Беларусь его доставлять из Латинской Америки. А ведь можно же обойтись и без этого, считает руководитель СПК. Если шрот самим производить. Но не хватает пока земли...

Выход — взять соседние хозяйства. Это и новая земля, и новые возможности. Но только не дождемся результата, если работники убыточных сельхозпредприятий будут просто ждать, когда их присоединят к преуспевающим и… поднимут зарплату. В «Снове» решили сделать по-иному: направили в отстающие хозяйства своих специалистов, чтобы помочь аутсайдерам выйти на самоокупаемость. Иначе речи об их присоединении идти не может. Такая схема работает уже не первый год.

Агрохолдинги массово распространены и в России, Казахстане, Украине. Не стали исключением и другие страны, такие как Аргентина, Бразилия, Таиланд. Порой подобные организации показывают действительно хорошую работу, к которой нужно стремиться. Например, в Южной Америке крупнейший холдинг «Крезуд» контролирует около 450 тысяч гектаров угодий, которые распределены по 60 фермам в четырех странах. Организация занимается выращиванием различных культур и производством высококачественной животноводческой продукции. А несколько лет назад компания приобрела еще и крупную фирму по торговле недвижимостью. Таких примеров во всем мире пока единицы, но они есть, а это свидетельствует о рентабельности подобных проектов.

Конечно, создать агрохолдинг — задача не из простых. Начинать всегда нелегко. Потребуется и немало вложений как собственных средств хозяйства-«локомотива», так и банковских кредитов, иностранных инвестиций. Но нужно понимать, что результат будет только в том случае, если появится желание работать, и, как следствие, желание зарабатывать. Не исключено, что тогда и в другие СПК выстроится очередь для трудоустройства, как сейчас в «Снове». А вопрос создания агрохолдингов не будет теоремой, которой необходимо доказательство.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter