Аграрный хаос в Европе. Анализируем, почему хлеб у Брюсселя стал политическим инструментом

Аграрный хаос в Европе

Турецкая и российская стороны заявили о продлении так называемой зерновой сделки на два месяца. Договоренности предусматривают создание безопасных морских коридоров для вывоза украинского зерна, в том числе в беднейшие страны. Как отметили в МИД России, продление соглашения предоставляет шанс реально помочь в обеспечении глобальной продовольственной безопасности. Что происходит на самом деле?

Коллаж Ольги Александровой

Опасения ООН

Пока Киев пугал оппонентов контрнаступлением, прилетело, как говорится, неожиданно: европейские страны и даже ­закадычные компаньоны из Польши взяли и захлопнули двери для украинского зерна. Уже очевидно, что из него Брюссель сделал политическое оружие, а до бедных стран «­еэсовским» политикам нет никакого дела. 

Конфликт уже в марте прошлого года привел к ситуации, когда поступление зерна на мировые рынки стало весьма проблематичным. Российская пшеница попала под санкции, а украинская застряла в портах Одессы: ВСУ заминировали все морское побережье. При этом на две страны приходится около четверти общемировой торговли главной сельхозкультурой. Отсутствие российских злаков на рынке привело к скачку мировых цен сразу на 30 %, отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Тогда же генсек ООН Антониу Гутерриш заявил о чрезвычайном уровне голода в мире: погибнуть может 44 миллиона человек в 38 странах. 

Контрабанда вместо зерна

В магазинах Западной Европы стал пропадать хлеб, а булочки в пекарнях становились золотыми: стоимость круассана во Франции доходила до 10 евро. 22 июля 2022 года в Стамбуле при посредничестве Турции и ООН Москва и Киев договорились о сделке, а ЕС тут же хитро отменил пошлины и квоты на сельскохозяйственную продукцию из Украины — не голодать же самим. Договоренности включали две части: черноморскую зерновую инициативу  о безопасном вывозе украинского зерна из портов Одессы, Черноморска, Южного и снятие ограничений на доступ российской продукции на мировой рынок. Представители ООН и Турции обязались контролировать, что на судах с сельхозпродукцией не будут перевозиться боеприпасы или вооружения. Однако начальный этап сделки среди прочего привел к активной контрабанде: для черного рынка вывозили оружие, наркотики и многое другое. Кстати, взрывчатку для теракта на Крымском мосту диверсанты доставили как раз через зерновой коридор, а на контрабанде попались около 70 украинских судов.

Двойные стандарты в действии

Однако сразу же после сделки Москву снова попытались обмануть: украинское зерно отправилось из Одессы, а вот санкции с российской пшеницы так никто и не снял. Более того, увещевания Зеленского, что надо накормить Африку любой ценой, оказались банальным враньем. За время сделки из Украины было вывезено более 20 миллионов тонн зерна. Причем около 65 % от каравая пришлось всего на пять стран Европы и Азии. А беднейшие государства получили лишь небольшую часть драгоценного зерна. Основным покупателем была, например, далеко не голодающая Испания. Большой скандал спровоцировала статья в одной из австрийских газет, журналисты которой выяснили, что вместо нуждающихся африканских стран украинское зерно пошло на корм испанским свиньям. То есть, пока одни голодают, другие кормят животных. Написали и о том, что часть сделки по разблокировке удобрений из России просто игнорируется: в портах Бельгии, стран Балтии и Нидерландов застряло 240 тысяч тонн. 29 октября сделка была приостановлена.

Под маской лицемерия

Брюссель и ООН твердили, что сделка работает, и Африка получает пшеницу. Однако уже после ее продления на 120 дней стало известно, что к лету этого года почти 50 миллионов человек на Черном континенте рискуют умереть от голода. И это на 6 миллионов больше, чем прогнозировал глава ООН в случае, если сделка не будет принята. Как видим, забота о страждущих оказалась пустой болтовней. Запад думал только о себе и, кажется, несколько перестарался. В марте текущего года восточный фланг ЕС (Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Румыния) заявили о запрете на ввоз украинской пшеницы на свою территорию после того, как Брюссель снял таможенные пошлины на сельхозкультуры от Киева и местные фермеры стали банкротиться один за другим. 

Демпинг-фактор атакует

В этой схеме все банально просто: поставки украинского зерна по суше через Европу должны были быть исключительно транзитными. Например, довезли продукцию до польских портов на Балтике и морем отправили дальше. Но украинцам зерно нужно быстро продать, ведь складировать у себя практически негде, плюс срок хранения ограничен, плюс срочно нужны оборотные средства, то есть финансы. А как продать быстро? Только демпинговать — вот и начали сбрасывать товар на территории транзитных стран, отмечает Алексей Авдонин. Зерно хлынуло мощным потоком, и такой подарок, разумеется, с удовольствием использовали европейские бизнесмены, приобретая более дешевую украинскую продукцию и отворачиваясь от собственных фермеров. Понятно, что такая ситуация заставила аграриев выйти на улицы и требовать защитить их от полного разорения.

От нежелательной конкуренции Евросоюз любит отгораживаться пошлинными квотами: когда нужно самим, ограничения можно ослабить, а как только невыгодно, импорту двери закрыты. Вот такая «честная» конкуренция. Какие «стандарты» использует Брюссель по окончании третьего этапа зерновой сделки, станет известно через два месяца. 

Эмбарго на человечность

Ситуация получилась, конечно, очень своеобразная: зерновая сделка принималась для того, чтобы наполнить продовольствием мировой рынок и в первую очередь бедные регионы, которые в этом особо нуждаются. Но вышло совершенно иначе, и почти половина от вывозимого объема из Украины сегодня оседает в Восточной Европе. На самом деле проблема возникла год назад, когда начался так называемый экспорт украинского зерна ради помощи голодающим странам. Как российские, так и западные эксперты сразу предположили, что до голодающих детей Африки дойдет лишь минимальная часть. 

Получается, зерновая сделка нужна Западу только для того, чтобы заполучить дешевый украинский продукт без пошлин и надбавок под видом помощи бедным странам, что во время дефицита очень нужно самому, считает Алексей Авдонин. Но когда слегка захлебнулись, можно сразу же вводить эмбарго без оглядки на принципы. Во что выльется продовольственная сделка, не раз говорил Президент Александр Лукашенко, предлагая более дешевый транзит через Беларусь. Не услышали. Как же теперь называть всю эту историю с вывозом зерна? Действительно, только инсинуацией Запада, а подход европейских политиков к выполнению условий соглашения — играми и болтовней. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter