Аграрная политика определяет качество жизни. Поэтому продовольственная безопасность стоит в одном ряду с национальной и военной

Это мнение, не раз звучавшее в ходе прошедшего в Гродно заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства, корреспонденту “СВ” еще раз напомнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Сергей КРЫЖЕВИЧ.
– По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 процентов определяется образом жизни, на 20 – окружающей средой, на 20 – наследственностью, на 10 процентов – уровнем здравоохранения. При этом термин “образ жизни” главным образом определяется системой питания, отмечает Сергей Крыжевич. – Следовательно, продовольственная сбалансированность и состояние окружающей среды являются основными критериями в структуре формирования и поддержания здоровья человека. А они в свою очередь напрямую связаны с аграрной политикой.
Значимость продовольствия  в мире увеличилась настолько, что стала в один ряд с национальной и военной безопасностью, а в отдельных случаях и  приоритетной.
– Насколько продовольственная безопасность обеспечена в Беларуси?
– В республике сохраняется позитивная тенденция обеспечения сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке сырья и продовольствия в основном на базе собственного производства, объемы которого по ряду продуктов превышают потребность в 1,5 – 2 раза.
Годовое потребление основных продуктов питания в 2008 году составило 3200 килокалорий в сутки. В натуральном выражении относительно нормативной потребности оно составляет: мясо – 94 процента, молоко – 60, яйцо – 95, рыба – 99, сахар – 103, растительное масло – 120, овощи – 116, плоды – 76, картофель – 112, хлеб – 113 процентов. Эти данные указывают на некоторую несбалансированность питания и неоптимальную его структуру.
Суточное количество потребляемых питательных веществ по отношению к нормативным параметрам в 2008 году составило: по белкам – 107 процентов, углеводам – 105, жирам – 94, суммарной энергетической ценности рациона – 91 процент. В целом интегральный индекс потребления продуктов на душу населения республики составил 0,99, что гарантирует достаточность продовольствия при несбалансированности по питательным веществам.
– Как, на ваш взгляд, должна решаться проблема продовольственной безопасности в рамках Союзного государства?
– Продовольственная безопасность Союзного государства  должна гарантироваться государственными программами и национальными проектами по возрождению и развитию села, реализация которых позволила бы обновить социальную и производственную сферы, обеспечить условия устойчивого развития сельской территории, повысить доходы населения, престижность проживания на селе, а также улучшить демографическую ситуацию.
Для обеспечения другой стороны продовольственной безопасности – повышения качества продуктов питания – в рамках Союзного государства проводится гармонизация белорусских нормативных требований с российскими, а также со странами Европейского союза. К примеру, в течение 2007–2008 годов с Россией гармонизировано 35 нормативных документов. В настоящее время законодательной ветвью власти Беларуси организовано рассмотрение заинтересованными органами проекта закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”.
Уверен, что сотрудничество обоих субъектов Союзного государства на законодательном уровне будет способствовать объединению аграрных рынков двух стран и соблюдению баланса их взаимных интересов.
Все это стимулирует развитие торгово-экономической интеграции Беларуси и России,  так как все принятые нормативные правовые акты нацелены на создание условий для свободного продвижения товаров и услуг. К настоящему времени многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства. Во исполнение этих договоренностей Беларусь и Россия практически не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы на экспорт или импорт товаров с таможенных территорий этих государств.
– Тем не менее проблемы у наших стран во взаимной торговле все же существуют...
– Да, несмотря на принятие основополагающих документов, регулирующих развитие экономической интеграции между Беларусью и Россией, барьеры в торговле  продовольствием остаются. Препятствием в межгосударственной торговле являются в основном нетарифные барьеры: запрет экспорта (импорта) определенных товаров, ужесточение технических требований на таможне, валютные ограничения, лицензирование импорта, стандарты и сертификация, налогообложение и другие. В отдельных случаях применяется протекционизм и в тарифной политике, особенно в отношении таких товаров, как сахар, некоторые молочные и мясные продукты.
К сожалению, до настоящего времени не подписано соглашение о принципах и правилах применения субсидий, в том числе и сельскохозяйственных, которое необходимо было принять еще до 1 октября 2007 года. Причина в том, что Россия предъявляет более жесткие требования к субсидированию сельского хозяйства, чем это предусматривается нормативными документами, принятыми в рамках ВТО. Она считает, что более высокий уровень поддержки сельского хозяйства в нашей стране позволит ей иметь одностороннее преимущество. Однако если подходить реально к проблеме неравнозначности поддержки аграрного сектора в Беларуси и России, то, как показывают расчеты, финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в нашем государстве не может оказать существенного влияния на экономику сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации.
– Так каковы же перспективы сотрудничества субъектов хозяйствования Союзного государства?
– Несмотря на возникающие некоторые разногласия по поводу механизмов внешнеторговой политики Беларуси и России, более глубокая экономическая интеграция между странами в сфере продовольственной безопасности является объективной необходимостью. Она вызвана потребностью сохранения стабильного и устойчивого продовольственного рынка и рынка средств производства в агропромышленном комплексе; наличием взаимодополняемой сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности, а также исторической общностью и  географической близостью государств. Не следует забывать, что и для Беларуси, и для России продовольственный рынок стран ЕС и США в перспективе будет достаточно закрытым, так как при значительной финансовой поддержке сельского хозяйства здесь производят продовольственных товаров в достаточном количестве  не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter