Аграрная экономика: от тотальной опеки – к самодостаточности

По производству на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции, кроме зерна, мы занимаем первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялись с Германией, а молока получаем примерно вдвое больше, чем в развитых в аграрном отношении странах. Вместе с тем сформированные на этапе возрождения белорусского села механизмы хозяйствования, обеспечившие существенный рост валовой продукции АПК, оказались малоэффективными для решения актуальнейшей проблемы — укрепления экономики сельскохозяйственных организаций. В Беларуси, как ни в одной стране СНГ, развита инфраструктура аграрного производства. Функционируют крупнейшие в Европе тракторный и автомобильный заводы. Активно развивается сельскохозяйственное машиностроение. Работают три предприятия химической индустрии, способные в полном объеме обеспечить земледельцев азотными и калийными удобрениями, а фосфорными — более чем на половину от потребности. Из всех республик бывшего СССР промышленное животноводство наибольшее развитие получило в Беларуси. Развивается сельскохозяйственная наука. Основу агропромышленного комплекса составляет крупнотоварное производство.

Достижения аграрной отрасли республики в последние годы очевидны

По производству на душу населения основных видов сельскохозяйственной продукции, кроме зерна, мы занимаем первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялись с Германией, а молока получаем примерно вдвое больше, чем в развитых в аграрном отношении странах. Вместе с тем сформированные на этапе возрождения белорусского села механизмы хозяйствования, обеспечившие существенный рост валовой продукции АПК, оказались малоэффективными для решения актуальнейшей проблемы — укрепления экономики сельскохозяйственных организаций. В Беларуси, как ни в одной стране СНГ, развита инфраструктура аграрного производства. Функционируют крупнейшие в Европе тракторный и автомобильный заводы. Активно развивается сельскохозяйственное машиностроение. Работают три предприятия химической индустрии, способные в полном объеме обеспечить земледельцев азотными и калийными удобрениями, а фосфорными — более чем на половину от потребности. Из всех республик бывшего СССР промышленное животноводство наибольшее развитие получило в Беларуси. Развивается сельскохозяйственная наука. Основу агропромышленного комплекса составляет крупнотоварное производство.

Из выступления Президента Беларуси Александра Лукашенко на совещании по проблемам развития АПК:

«В новых условиях хозяйствования в рамках Таможенного союза и ЕЭП придется существенно сокращать прямые дотации АПК на единицу произведенной продукции и работать в условиях конкуренции. Со вступлением нашего главного торгового партнера в ВТО эта конкуренция будет только нарастать… В нынешней пятилетке важнейшая задача заключается

в том, чтобы наращивать производство продукции сельского хозяйства за счет интенсивных факторов и с учетом запросов внутреннего и внешнего рынков»

Но дефицит финансовых средств стал главным препятствием полномасштабной реализации производственных программ отрасли, следовательно, и дальнейшего ее развития. Без своевременного принятия должных мер уже в краткосрочной перспективе ситуация может резко осложниться в связи с вхождением республики в Таможенный союз, а формально — и в ВТО.

В соответствии с правилами этой торговой организации обязательства ее членов приоритетны по отношению к любым региональным союзам. А это означает, что взаимоотношения между членами Таможенного союза для России будут вторичными по отношению к ВТО. С окончанием переходного периода (3—5 лет) Россия станет продавать энергоресурсы на экспорт только по мировым ценам, что лишит нас существенного резерва экономического роста. Кроме того, через Россию на белорусский рынок будет поступать продовольствие европейских и других стран по ценам, на фоне которых отечественная сельскохозяйственная продукция может потерять конкурентоспособность. Импортный таможенный тариф перестанет играть роль основного механизма защиты отечественного рынка. Таким образом, в течение ближайших 2—3 лет требуется существенно перестроить аграрную отрасль, адаптировать ее к существованию в условиях единого европейского и мирового продовольственного рынков.

Фактор вхождения Беларуси в ЕЭП предопределяет необходимость координации механизмов хозяйствования в АПК, в первую очередь однозначности в уровне и направленности государственной поддержки сельхозпроизводителей. Следует отметить, что такая поддержка белорусских аграриев не только более значительна, но и имеет направления, влияющие на ценообразование. В соответствии с требованиями ратифицированных Национальным собранием и утвержденных главой государства соглашений инвестиции в производственную сферу агропромышленного комплекса должны быть сокращены. Аналогичные требования постоянно предъявляются Международным валютным фондом для получения республикой стабилизационного кредита.

Безусловно, процесс сокращения субсидирования государством производственных расходов в АПК будет нелегким. Вследствие высокой и разносторонней государственной поддержки в последние годы у сельхозпроизводителей республики сформировался иждивенческий менталитет по отношению к бюджету государства, вопросы собственной аграрной экономики ушли на второй план. И потому альтернативы интенсификации производства конкурентоспособной на рынках продукции, преимущественно на основе грамотного и высокоэффективного использования внутренних резервов, у отечественного АПК нет.

Важнейшая задача сельхозпроизводителей — научиться работать на принципах самофинансирования в новых условиях государственной поддержки. Решить ее не просто, но возможно. Для этого требуется существенно повысить эффективность использования природных ресурсов и всей имеющейся инфраструктуры аграрной отрасли, продолжать поэтапное реформирование АПК, совершенствуя организацию производства, активно внедряя технические и технологические инновации. Для повышения экономической эффективности работы сельхозпредприятий необходимо корректировать практически все направления деятельности АПК. Важнейшие из них, составляющие целостную систему организационно-технологических мероприятий, следующие.

1. Объективно оценить потенциал природных условий республики

Как сказал глава государства, при принятии решений в сельском хозяйстве надо исходить «от земли». Так что же собой представляет «земля Беларуси» в плане ее сельскохозяйственного использования?

Специфику наших почвенно-климатических условий предопределяет географическое положение, вследствие которого по ряду факторов Беларусь существенно отличается в худшую сторону от ближайших стран западного и южных регионов Европы. В основном речь идет о мощности солнечной радиации и осадков, определяющих в совокупности длительность и интенсивность вегетативного и генеративного процессов сельскохозяйственных растений.

Так, в среднем за последние 10 лет за весь вегетационный период основных яровых и завершения вегетации озимых культур (май—август) растениеводство республики недополучает 210 градусов по сравнению с Польшей, 250 — с Германией и 397 — с Францией. Урожайность же сельскохозяйственных культур в большинстве случаев прямо пропорциональна длительности вегетационного периода. В среднем по годам период вегетации яровых зерновых культур в Беларуси составляет около 100 дней, Польше — 115, Германии — 130, Франции — 135, в Англии — около 130 дней. Если бы представилась возможность продлить продукционный процесс сельскохозяйственных культур до показателя Германии, Франции и Англии, то только за счет этого урожайность яровых зерновых в республике возросла бы на 30—35 процентов при прочих равных условиях.

Кроме того, количество осадков и распределение их по месяцам у нас менее благоприятно для сельскохозяйственных растений, чем в приведенных странах. Так, зимне-весенние запасы влаги в Беларуси ниже, чем в других европейских государствах, кроме Польши. В генеративный период и на этапе созревания зерновых культур за июнь—август по средним многолетним данным у нас выпадает их на 16 миллиметров больше, чем в Польше, на 52 — чем в Германии, на 59 — чем во Франции и на 80 миллиметров больше, чем в Англии. Причем в Беларуси чаще отмечаются периоды с дефицитом влаги в начале вегетации и избытком ее в июне — августе, что ухудшает условия созревания растений и усложняет процесс уборки урожая, требуется больше затрат на его сушку.

Относительно низкие показатели солнечной радиации и повышенный уровень осадков в вегетативный период, вследствие этого и высокая влажность воздуха при пониженной мощности приходящего ультрафиолетового излучения, создают оптимальную среду для развития всего комплекса вредоносных объектов в растениеводстве, значительно негативнее, чем у наших соседей. Это лимитирует продуктивность и повышает затраты на выращивание большинства сельскохозяйственных культур, в первую очередь зерновых.

Но такой почвенно-климатический потенциал идеален для производства полноценных дешевых травяных кормов. И в этом мы превосходим Россию, Украину и все страны Европы. Так, по средним многолетним данным гидротермический коэффициент Беларуси за период с эффективными температурами воздуха (более 10 градусов) равен 1,5, Польши — 1,2, Германии — 0,9, Франции — 0,8, Англии — 1,1.

Биологическая же урожайность травяных культур (естественные и улучшенные луга и пастбища, многолетние и однолетние травы на пашне) прямо пропорциональна величине гидротермического коэффициента. Богатые и дешевые травяные ресурсы, формирующие полноценный корм, — база высокоэффективного скотоводства. Недостаточное использование в республике до сих пор этого потенциала — значительная упущенная экономическая выгода. Из изложенных условий на белорусской земле и следует исходить при выборе специализации отрасли и моделей хозяйствования.

Табл. 1. Производство основных видов продукции и чистая прибыль в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий

 

Производство зерна, кг

Реализация мяса, кг

Производство молока, кг

Чистая прибыль, тыс. рублей

Брестская

35,0

7,2

35,0

43,1

Витебская

34,3

6,3

25,5

22,2

Гомельская

35,7

5,1

27,1

28,7

Гродненская

45,3

7,2

28,1

38,5

Минская

50,3

7,9

35,7

29,4

Могилевская

36,6

4,5

22,7

18,8

Среднее

40,1

6,5

29,4

30,7

 2. Изменить приоритеты в оценке работы сельскохозяйственных организаций и регионов, их руководителей и специалистов

Сложившаяся в период недостатка продовольствия ориентация исключительно на производственные показатели (вал продукции, урожайность культур, продуктивность животных) в настоящее время, когда объемы его производства более чем достаточны, не побуждает сельхозпроизводителей к использованию экономически целесообразных механизмов хозяйствования, повышающих экономическую устойчивость предприятий. Как результат, по итогам производственной деятельности сельскохозяйственных организаций и регионов между уровнем полученной валовой продукции и показателями экономической эффективности хозяйствования нет прямой связи. Наоборот, есть примеры, когда лучшие по результатам производственной деятельности регионы имеют худшие экономические показатели. Так, в 2011 году Минская область по производству основных видов продукции в расчете на 1 балло-гектар сельскохозяйственных угодий занимала первое место в республике, а по чистой прибыли оказалась ниже среднего показателя (табл.1). На первом месте здесь была Брестская область с более низкими показателями производства сельскохозяйственной продукции.

Эта ситуация будет продолжаться до тех пор, пока экономические показатели не станут главными для оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов, как это принято в мировой экономике, определять моральное и материальное благополучие их руководителей и специалистов.

Поэтому в качестве основного критерия оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов предлагается ввести объективный экономический показатель — прибыль в расчете на 1 балло-гектар кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий с корректировкой на объективные условия ее формирования (например, присоединение убыточных хозяйств). Это позволит создать эффективный механизм объективной оценки результатов хозяйствования на земле, ориентирующий сельхозпроизводителей на укрепление экономики, побуждающий наращивать производство сельскохозяйственной продукции исключительно на инновационной основе посредством использования рекомендуемых наукой и передовой практикой наиболее экономически выгодных организационных, технических и технологических подходов. Не наука будет «внедрять», а руководители и специалисты станут постоянными клиентами научных учреждений. Появятся деньги, за которые можно купить в любых объемах любые материальные ресурсы как на отечественном, так и на мировых рынках.

3. Усовершенствовать систему оплаты труда

Экономические механизмы хозяйствования и ставка на прибыль в сельскохозяйственных организациях могут успешно работать в том случае, если их руководители будут лично заинтересованы в этих процессах. В настоящее время система оплаты труда в сельскохозяйственных организациях не стимулирует ни руководителей, ни трудовые коллективы предприятий на достижение высоких экономических показателей.

Оплату труда руководителей пытались совершенствовать столько лет, сколько существуют сами эти организации. Испробованы различные системы, но оптимального решения нет до сих пор. Сложная система надбавок к зарплате  и различные виды премий и помощи  лишь запутывают ситуацию и  не исключают волюнтаризма со стороны органов, определяющих уровень этих видов поощрения.

Общий недостаток сложившейся системы — отсутствие функциональной связи уровня оплаты труда руководителя с экономическими показателями  работы возглавляемой им организации, возможность получения более высокой зарплаты с учетом различных доплат и премий в сельхозорганизациях с низкими результатами хозяйствования, по сравнению с успешно функционирующими, что социально несправедливо. Поэтому необходимо создать такую экономико-правовую среду, в которой бы не только руководитель, но и каждый работник мог на законной основе высокопрофессиональным трудом обеспечить себе достойный уровень материального благополучия. Целесообразно должностной оклад рассчитывать на основе объема реализованной продукции с учетом объективных условий хозяйствования, прежде всего кадастровой оценки сельхозугодий. Помимо оклада, выделять руководителям и специалистам сельхозпредприятий по итогам года значимую часть  полученной прибыли. Для вновь избранных руководителей  убыточных хозяйств  исходить из  уменьшения убытка за проработанный год. Полученный бонус должен быть достаточно высоким, в эффективно работающих сельскохозяйственных организациях измеряться десятками и даже сотнями миллионов рублей.

Безусловно, к экономическим результатам на каждом производственном участке, а еще лучше на индивидуальном уровне, должна быть привязана заработная плата и трудового коллектива. Этого можно достичь через внедрение жестких механизмов коммерческого хозяйственного расчета,  без которого нельзя рассуждать о существенном укреплении экономики сельскохозяйственных организаций.

4. Разграничить функции государственного и хозяйственного управления в аграрной отрасли

Провозгласить приоритет экономики в аграрном секторе и даже заинтересовать руководителей сельскохозяйственных организаций в его реализации недостаточно для достижения намеченной цели. Успешная работа экономических принципов здесь возможна лишь в том случае, если руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций получат реальное право самостоятельно избирать наиболее выгодные организационные и технологические механизмы хозяйствования. Разумеется, с учетом интересов государства. А для этого требуется четко разграничить функции государственного и хозяйственного управления сельскохозяйственными организациями.

К сожалению, ныне управление повседневной деятельностью субъектов АПК в районах осуществляется по типу «единого большого колхоза» посредством селекторных планерок, часто ежедневных, а в отдельные периоды и по два раза в день. На этой основе подавляется деловая инициатива руководителей и специалистов хозяйств в определении направлений и технологий производства, в выборе рынков сбыта своей продукции. На них возлагается лишь ответственность за выполнение поручений, которые не всегда отличаются высокой компетентностью их авторов. Поэтому представляется целесообразным разграничить функции государственного и хозяйственного управления в аграрной отрасли.

За органами государственного управления оставить: распределение средств государственной поддержки и контроль за их целевым использованием, организацию закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, мониторинг аграрного законодательства и участие в его разработке; обоснование стратегии развития и формирование целевых производственных программ; прогнозирование и координацию экономическими механизмами развития отраслей АПК; регулирование продовольственных рынков; организацию аграрного образования и подготовки кадров; реализацию единой государственной политики в области семеноводства, племенного дела, мелиорации и химизации земель; государственный контроль в области ветеринарии, защиты растений, технадзора, охраны труда и техники безопасности; координацию работ по созданию в республике новой сельскохозяйственной техники; организацию научного обеспечения отрасли и внедрения в сельскохозяйственное производство достижений научно-технического прогресса.

Непосредственное управление производством — функция самих хозяйств и их объединений. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций может осуществляться лишь в пределах контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим благополучием страны, в сфере соблюдения законодательства.

Для создания эффективной модели управления производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, сочетающей государственные распорядительно-контрольные функции с самостоятельностью субъектов хозяйствования в выборе схем организации производства, технических и технологических решений, реализации произведенной продукции требуется:

— реализовать прозрачный механизм распределения средств государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК с учетом объемов и условий производства сельскохозяйственной продукции;

— разместить в сельскохозяйственных организациях и регионах государственный заказ на все необходимые виды сельскохозяйственной продукции в объеме полной потребности с учетом страховых запасов, обеспечить его оформление договорами с уполномоченными государством заготовительными организациям. Перерабатывающие предприятия и животноводческие комплексы должны самостоятельно обеспечивать себя сырьевыми ресурсами и кормами на основе договоров с сельхозпроизводителями;

— предоставить реальное право производимую сверх государственного заказа продукцию реализовать субъектам хозяйствования АПК самостоятельно;

— через региональные, межрегиональные и республиканские внешнеторговые организации оказать помощь производителям в реализации наиболее значимых видов сельскохозяйственной продукции.

Приведение объемов производства сельскохозяйственной продукции в соответствие с внутренними потребностями государства и потенциалом внешних рынков позволит эффективно распорядиться природными и материально-энергетическими ресурсами страны для укрепления экономики отрасли. Предоставление самостоятельности хозяйствующим субъектам АПК в выборе организационных, технических и технологических решений создаст условия для реализации профессионального потенциала руководителей и специалистов, обеспечит инновационное развитие отрасли, повысит ответственность за экономические результаты их деятельности.

5. Усовершенствовать систему земледелия

Именно в этой отрасли зарождается аграрная экономика. Все упущения в ней неизбежно отрицательно скажутся на животноводстве. И здесь имеются большие нереализованные резервы.

Годами сформированные тенденции в развитии аграрной отрасли Беларуси привели к созданию системы земледелия, в которой лимитируется реализация генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных культур, в большей мере зерновых, требуются высокозатратные технологии их возделывания.

Вследствие грубых нарушений требований севооборотов и высоких, как следствие, затрат на удобрения и средства защиты растений лишь к 2011 году стало рентабельным зерно, и то только с учетом поддержки государства. При наличии почти 90 процентов злаковых культур, включая кукурузу и травосмеси с содержанием злаков, в посевной площади в климатических условиях Беларуси зерновое поле не может быть экономически высокоэффективным. Ведь более половины зерновых культур высевается по плохим и даже недопустимым предшественникам (распаханные луговые и пастбищные угодья, многолетние злаковые травы на пашне), что существенно снижает потенциал их продуктивности. Для понимания этой простой истины не требуются глубокие агрономические знания.

Вследствие сокращения объемов навоза в условиях промышленного животноводства уже многие годы не отмечается рост плодородия почв, в последние 15 лет наметилась даже тенденция снижения содержания гумуса в них, хотя это важнейший показатель для эффективного земледелия. В этих условиях существенным резервом являются бобовые многолетние травы, один гектар посева которых оставляет в почве до 30 тонн растительных остатков, не уступающих по качеству навозу.

К сожалению, ситуация в земледелии в последние годы не улучшается. Наоборот, сокращается посевная площадь многолетних трав, облагораживающих в условиях республики севооборот, оставляющих в почве азота до 100 (клевер) и до 200 (люцерна) килограммов на гектар. Практически исчез зеленый конвейер — гарант здоровья и высокой продуктивности скота в летний период, наилучший предшественник для озимых зерновых культур. Отношение к зернобобовым культурам самое негативное. Зато почти каждый четвертый гектар пашни в республике занят кукурузой, что вообще не имеет мировых аналогов и по существу является проявлением безграмотности в земледелии, животноводстве и аграрной экономике. Ведь 1 гектар кукурузы по данным Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси разрушает около 2 тонн гумуса, на его восстановление требуется внесение 40 тонн навоза на этой площади, иначе будет недобор урожая последующей культуры.

Безразличное отношение к многолетним травам и зернобобовым культурам привело к развалу их семеноводства, которое ныне находится в ведении регионов. Следовательно, без принятия должных мер и в ближайшей перспективе будут проблемы с расширением посевов этих чрезвычайно важных для повышения плодородия почв и укрепления кормовой базы культур.

Таким образом, требуется существенно пересмотреть практику ведения земледельческой отрасли с учетом рекомендаций науки применительно к почвенно-климатическим условиям каждого региона республики.

6. Придать приоритетный статус кормопроизводству в растениеводстве

Учитывая, что животноводство дает более 70 процентов прибыли и формирует основной экспортный потенциал аграрной отрасли, растениеводство следует подчинить этой отрасли и придать ей основную функцию — обеспечение животноводства полноценными кормами в объеме полной потребности. Производство зерна также должно быть ориентировано преимущественно на решение этой задачи, поскольку большинство его используется на кормовые цели.

Табл.2. Потенциал травяных ресурсов

Культура

Площадь, га

Урожайность, ц/га

Вал. сбор, тонн

Естественные сенокосы и пастбища

643280

150

9649200

Улучшенные сенокосы и  пастбища

1482661

180

26687898

Кукуруза

450000

350

15750000

Однолетние травы

450000

200

9000000

Многолетние травы

1000000

300

30000000

Итого

 

91087098 тонн

В них содержится

 

18217420 т к. ед.

Выход продукции (первый вариант)

Молока, млн. тонн

 

9

Мяса КРС, тыс. тонн

 

900

Выход продукции (второй вариант)

Молока, млн. тонн

 

10

Мяса КРС, тыс. тонн

 

750

 Как отмечалось выше, природные условия республики наиболее благоприятны для травяной растительности. Оценка потенциала травяных кормов с лугопастбищных и пахотных угодий (табл. 2) при интенсивном их использовании (более 90 миллионов тонн зеленой массы, или около 20 миллионов тонн кормовых единиц) показывает, что наращивание объемов животноводческой продукции в большей мере должно осуществляться за счет молочного и мясного скотоводства. На дешевых травяных кормах можно получить около 9 миллионов тонн молока и 900 тысяч тонн мяса КРС при распределении этого количества кормов в равной мере между двумя видами продукции. Следует учитывать, что молоко и говядина ныне более востребованы на мировых рынках, чем мясо свиней и птицы. В перспективе этот фактор будет иметь решающее значение с учетом нынешней динамики развития свиноводства и птицеводства в России и других регионах нашего экспорта.

К сожалению, сложившийся в республике силосно-концентратный тип кормления скота приводит к низкой продуктивности животноводства, сокращению продуктивного долголетия коров, большому перерасходу кормов и к адекватному росту себестоимости продукции. Материалы научных исследований убедительно свидетельствуют, что никаким образом нельзя достичь высоких надоев молока и привесов КРС при рационах с явным доминированием кукурузного силоса, высокая кислотность которого отрицательно влияет на пищеварительный тракт животных, является одной из основных причин преждевременной выбраковки коров. Не могут быть молоко и мясо КРС низкозатратными при расходе кормов на единицу продукции в 1,5 раза выше нормативного уровня вследствие низкой их белковости и несоответствия физиологии животных. Кроме того, наряду с самой высокой себестоимостью кормовой единицы в кукурузном силосе для его эффективного использования требуются огромные дополнительные затраты на балансирование по белку: в целом по республике ежегодно около 300 миллионов долларов США на белковое сырье для силоса и такой же объем валюты для балансирования фуражного зерна злаковых зерновых культур.

Проведенные неоднократно расчеты показывают, что посевная площадь многолетних трав на пашне (бобовых и бобово-злаковых смесей) должна быть на уровне около 1 миллиона гектаров, скорректировав адекватно посевную площадь кукурузы на силос. Соотношение в рационе кукурузного силоса и сенажа из многолетних трав должно обеспечить за счет избыточного белка в бобовом компоненте полную компенсацию недостатка его в кукурузе. На этой основе минимум вдвое сократится стоимость кормов в скотоводстве, их удельный расход снизится до нормативного уровня. Именно на такой системе кормления получают высокие надои молока передовые хозяйства республики.

Многие руководители сельскохозяйственных организаций и регионов негативно относятся к многолетним бобовым травам вследствие трудностей приготовления из них качественного силоса. Но использование в этих целях любых многолетних трав, в том числе и бобовых, — экономическое преступление. Из них следует готовить сенаж. При силосовании высококачественная трава превращается в кислый корм, который лишь ухудшает ситуацию с пищеварением животных при добавлении его к кукурузному силосу. По данным Российской академии сельскохозяйственных наук, в силосе из многолетних трав, по сравнению с сенажом, ниже практически все кормовые качества: возрастает кислотность, сбор кормовых единиц снижается более чем вдвое, а сахаров — более чем втрое.

В ряде случаев сдерживающим фактором расширения посевов бобовых трав является неустойчивость урожайности люцерны и клевера на песчаных почвах. Но в этих условиях их и не следует высевать. Здесь должны найти широкое распространение донник и эспарцет, который принято также называть «песчаный клевер».

Возделывание донника имеет богатую историю в Беларуси. Еще в 1988 году «Сельская газета» (ныне «Белорусская нива») сообщала, что в совхозе «Междуречье» Гомельского района уже в июне собрали 400 центнеров с гектара зеленой массы этой культуры (почти вдвое больше, чем в последние годы кукурузы). 40 процентов в этом году с аналогичной продуктивностью занимал донник в структуре многолетних трав в Петриковском районе.

А. Добровольский, директор совхоза им. Жданова Гомельского района, писал: «Для наших песчанистых почв донник стал незаменимой кормовой и медоносной культурой. Могу твердо сказать: не получаются клевера на песках, происходят его большие выпадения из-за засух — сейте донник. Нас он здорово выручает. Вот и нынче убирали его на сенаж и получили по 350 центнеров зеленой массы с гектара, или по 70 центнеров кормовых единиц и 11 центнеров кормового протеина. Разве это не показательно! В перспективе к 1990 году посевы доведем до 300 гектаров, они составят в укосной площади трав 80 процентов».

Однако из-за конъюнктурных соображений этой культуре было не суждено занять достойное место в кормопроизводстве Гомельской области и в других регионах с песчаными почвами. Проще заниматься кукурузой: с помощью государства приобрести семена, удобрения, средства защиты, топливо, один раз посеять и один раз убрать и… никакой головной боли. А травами заниматься хлопотно.

7. Реализовать мероприятия по повышению продуктивности животноводства

Наиболее актуальна эта проблема в скотоводстве, поскольку в свиноводстве и птицеводстве нужная инфраструктура в основном уже создана, технологии содержания и кормления животных отработаны. Созданию инфраструктуры скотоводства в последние годы также уделяется большое внимание. На развитие молочной отрасли до 2015 года в соответствии с Постановлением Совета Министров от 2 августа № 725 намечается направить более 37 триллионов рублей в ценах 2009 года, в том числе 22,4 триллиона рублей на строительство новых молочно-товарных ферм и 9,5 триллиона рублей на реконструкцию и модернизацию ныне действующих.

Реализация этих мероприятий обеспечит новый уровень развития скотоводства, позволит существенно укрепить производственный потенциал аграрной отрасли, базирующийся на новейших инновационных технологиях, реализовать высокий генетический уровень продуктивности современных пород крупного рогатого скота.

Этому процессу должны сопутствовать улучшение племенной работы и укрепление кормовой базы. По племенной работе в животноводстве республика ныне однозначно отстает от наиболее развитых в этой сфере стран, хотя селекция пород животных ведется уже многие десятилетия. Перед селекционерами стоит задача, используя лучший зарубежный генофонд, создать улучшенную белорусскую породу молочного скота, корова которой должна давать на 100 килограммов живого веса не менее 1,5 тысячи килограммов молока при затратах на один литр 0,8—0,9 кормовой единицы.

Каждый проект на строительство новых молочно-товарных ферм должен иметь составной частью программу кормопроизводства, обеспечивающую скот полноценными кормами в объеме полной потребности и без привлечения дополнительного белкового сырья. Без реализации этой программы, разработанной на основе предложений аграрной науки, достичь желаемых успехов в скотоводстве невозможно, огромные затраты на создание самой совершенной инфраструктуры не дадут должной отдачи.

8. Укрепить техническую базу для инновационного развития АПК

В условиях жесткой конкуренции покупаемость белорусского аграрного продукта можно обеспечить только эффективным развитием агропроизводства, основанным на научных знаниях и национальных инновационных системах. Одна из ведущих ролей в таких системах принадлежит материально-технической базе, являющейся основой коренной технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства, широкомасштабного освоения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Техническая модернизация аграрного производства должна обеспечить достижение на первом этапе уровня производительности труда, при котором один работник будет производить продукты питания для 35—40 человек, а для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, — для 50 человек. Такой уровень производительности труда достигается при доведении технологической нагрузки на механизатора в растениеводстве до 1000 гектаров площади севооборота, на оператора молочной фермы — до 250 коров. Рост этих показателей можно обеспечить только за счет комплексной механизации и электрификации работ, повышения энерговооруженности труда с 4,2 до 6—8 л.с./на гектар, что наблюдается в передовых странах Европы. Энергоемкость единицы производимой продукции должна быть снижена не менее чем в 1,4 раза, а материалоемкость — в 1,8 раза.

Реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы дала возможность сельскому хозяйству Беларуси существенно обновить материально-техническую базу, во многом адаптированную к новым современным технологиям производства и способную производить продукцию, востребованную на внешних рынках. Однако уровень технической оснащенности агропромышленного производства остается недостаточным. Для достижения расчетного норматива основных фондов на балло-гектар сельскохозяйственных угодий (около 330 тысяч белорусских рублей в ценах 2010 года) требуется инвестиций порядка 145 тысяч рублей на один балло-гектар, или в целом 26 триллионов рублей (более 9 миллиардов долларов США).

Таких средств для села в стране нет. Проблематично найти и инвесторов. Поэтому важно определить рациональные направления стратегии технического переоснащения

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter