Аграрная экономика не приживается на асфальте

Для высших учебных заведений республики приняты образовательные стандарты и учебные планы нового поколения. По экономическим специальностям учебную документацию разработал Белорусский государственный экономический университет.

«Кадровый голод при изобилии дипломов»

ПОД ТАКИМ заголовком в «Белорусской ниве» 31 мая, 1, 2 июня напечатана статья заместителя председателя президиума Национальной академии наук Беларуси, доктора экономических наук, академика Владимира ГУСАКОВА. Как и предполагала редакция, публикация вызвала широкий резонанс. Отклики на нее продолжают поступать. Сегодня мы предлагаем две наиболее отличительные точки зрения по поднятой проблеме.

Анализ учебных планов по специальностям 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-26 02 03 «Маркетинг» показал, что они в достаточно полном объеме отражают подготовку по естественно-научным и общепрофессиональным дисциплинам. К сожалению, в них недостаточно учебных дисциплин, учитывающих специфику агропромышленного производства, его технологии и экономику. А ведь давно известно, что сельское хозяйство — это особая отрасль, имеющая свою специфику. Поэтому экономистам-аграрникам, помимо общеобразовательных экономических предметов, необходимы широкие и глубокие знания, а также навыки по направлениям сельхозпроизводства — механизации, воспроизводству земельного плодородия, технологиям ведения растениеводства и животноводства, организации кормопроизводства и т. д. При этом в действующих учебных планах почти в три раза сокращен объем аудиторных занятий по дисциплине «Производственные технологии».

Конечно, многим вузам возникшая ситуация показалась удобной: не надо создавать специальную материальную базу. Отсюда получила распространение практика подготовки экономистов-аграрников в различных вузах, в том числе неаграрного профиля. Тем временем Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, как профильный вуз, лишилась права готовить экономистов для АПК по своим программам, включающим не только экономические дисциплины, но и предметы, связанные с особенностями отраслей сельского хозяйства, как это было раньше. В связи с этим студенты экономического профиля в академии перестали изучать многие специальные дисциплины сельскохозяйственной направленности.

Но и это еще не все. Возникновение экономических факультетов в непрофильных вузах (Барановичском, Полесском государственных университетах, Гомельском государственном техническом университете имени Сухого и других), где для этого нет ни достаточного количества ученых-экономистов, ни соответствующей материальной базы, стало результатом того, что обучение студентов там происходит «на асфальте». Например, изучение сельскохозяйственной техники, растений и животных осуществляется лишь по картинкам в книгах. В то же время в Белсельхозакадемии для этих целей имеется необходимая материально-техническая база: профильные кафедры с высококвалифицированными кадрами, учебно-опытное хозяйство, являющееся одним из лидеров сельскохозяйственного производства в республике, учебный полигон для изучения техники, опытные поля, фермы, пруды. Однако этот потенциал не востребован.

Экономистов для АПК сейчас готовят в нескольких десятках вузов. Соответственно, общее число дипломированных специалистов-выпускников превышает реальную потребность. Несмотря на это, процент обеспеченности их кадрами экономистов не только не вырос, а даже снизился.

В настоящее время по учебному плану подготовки экономистов предусмотрены две производственные практики: одна после третьего курса, вторая (с 4-летним сроком обучения) на 4-м курсе, преддипломная. Считаем, что первая производственная практика должна проходить в базовом (передовом) хозяйстве, преддипломная — в организации, где студент будет работать после окончания учебного заведения. В связи с этим необходимо распределение выпускников экономических специальностей проводить до начала практики, а не после ее завершения, как это делается сейчас.

Преимущества такого подхода очевидны. Студент, находясь на производственной практике в том хозяйстве, где будет работать, имеет возможность заранее хорошо познакомиться с хозяйством, условиями производства, методикой работы руководителя и специалистов, коллективом. После окончания учебного заведения и вхождения в должность он быстрее адаптируется к новой роли.

Дипломный проект в таких случаях студент должен выполнять на тему, нужную хозяйству, востребованную производством, а его реальные предложения, разработанные в дипломном проекте, он сам же и будет внедрять в производство.

За четыре года невозможно подготовить высококвалифицированного экономиста-аграрника. Тем более когда качество подготовки абитуриентов резко ухудшилось. Поэтому абсолютно прав академик Владимир Гусаков, настаивая на пятилетнем образовании.

Идея «привязки» выпускников аграрных вузов к сельскохозяйственному производству материальным стимулированием через накопление собственности и создания жилья, изложенные академиком, также представляет практический интерес. Было бы целесообразно на основе этой идеи разработать конкретные рекомендации. И если не по всей республике, то хотя бы на примере одной из областей. Допустим, Могилевской.

Считаю целесообразным открытие научно-методического совета по аграрной экономике в составе учебно-методического объединения высших учебных заведений по образованию в области сельского хозяйства. Это позволит оперативно реагировать на потребности рынка труда, проводить скоординированную политику в сфере аграрного экономического образования.

Владимир БЫКОВ, профессор кафедры управления Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter