Агент влияния

25 ЛЕТ назад в Буэнос- Айресе при загадочных обстоятельствах умерла Кристина Онассис — дочь знаменитого «золотого грека», судовладельца Аристотеля Онассиса. В СССР тогда о миллиардерше-наследнице много, конечно, не писали. Но запомнили благодаря сенсационному браку со скромным служащим компании «Совфрахт» Сергеем Каузовым.

Был ли муж самой богатой женщины мира Кристины Онассис офицером КГБ?

25 ЛЕТ назад в Буэнос- Айресе при загадочных обстоятельствах умерла Кристина Онассис — дочь знаменитого «золотого грека», судовладельца Аристотеля Онассиса. В СССР тогда о миллиардерше-наследнице много, конечно, не писали. Но запомнили благодаря сенсационному браку со скромным служащим компании «Совфрахт» Сергеем Каузовым.

Однако сегодня есть основания предполагать, что этот невероятный брак был на самом деле специальной операцией КГБ под кодовым названием «Олимпия» — с целью установить контроль над самым большим в мире танкерным флотом Онассиса.

В то время я работал в Греции и хорошо помню, какой это стало сенсацией. Огромные фотографии Кристины и статьи под броскими заголовками с самыми разными версиями ее смерти пестрели на первых страницах всех греческих газет. Никто не мог поверить, что еще молодая женщина вдруг могла умереть, как это было официально объявлено, от отека легких и остановки сердца. Ведь на сердце она никогда не жаловалась, а за состоянием ее здоровья следили самые лучшие врачи. Поэтому сразу поползли слухи о передозировке наркотиков, о вероятном самоубийстве, а кое-кто вспоминал, что при странных обстоятельствах погиб ранее и ее брат Александрос. Их отец, Аристотель Онассис, был уверен, что спортивный самолет, в котором Александрос разбился, упал в результате подстроенной ЦРУ диверсии, и открыто об этом заявлял.

Как журналист я тут же поспешил взять интервью у самого компетентного тогда в Греции источника — председателя Фонда Онассиса Стелиса Пападимитриу, который управлял судовой империей после смерти «золотого грека». Он был осторожен в оценках, но признал, что смерть Кристины 19 ноября 1988 года в Буэнос-Айресе для него «является загадкой». «Я отнюдь не уверен в том, что с дочерью греческого миллиардера все произошло именно так, как об этом объявили судебные инстанции», — отметил Пападимитриу.

Аристотель Онассис не случайно обвинял ЦРУ в смерти своего сына. Миллиардер был уверен, что таким образом его решили «наказать» за то, что он бросил вызов «семи сестрам» — могущественным нефтяным компаниям США, которые доминировали тогда на Ближнем Востоке.

Онассис стал первым, кто начал напрямую покупать у арабов и перевозить нефть — минуя американцев. Специально для этого он создал самый большой тогда в мире танкерный флот. Разумеется, этого ему простить не могли…

Когда годы спустя заговорили о странной смерти его дочери Кристины, которая после гибели Александроса и смерти самого Онассиса в возрасте 24 лет стала единственной наследницей огромного состояния и самой большой в мире частной судовой империи, то снова всплыло упоминание о ЦРУ и спецслужбах вообще. А причиной тому стал ее странный брак — уже третий по счету — с молодым служащим советской компании «Совфрахт» Сергеем Каузовым.

Их роман начался неожиданно. Как-то Кристина говорила по телефону с Москвой насчет перевозки зерна в СССР ее судами по контракту с компанией «Совфрахт» — тогдашним монополистом в этой области в Советском Союзе. Приятный голос собеседника, говорившего на безупречном английском, привлек ее внимание. Оказалось, что его зовут Сергей Каузов, он служащий «Совфрахта», которому поручено вести дела с Грецией. Вскоре деловые партнеры встретились в Париже. Обаятельный молодой человек сразу завоевал сердце греческой миллиардерши. По воспоминаниям родственников, она донимала его телефонными звонками, часами дожидалась, сидя на лестнице…

Они стали часто встречаться, в том числе и во время приездов Кристины в Москву, а потом решили пожениться.

И тут надо сделать паузу: объяснить то, что сегодня уже многим у нас трудно понять. В те времена государственный служащий в СССР — если только он не хотел потерять престижную работу — не мог не только жениться, но и вообще вступать в интимные отношения с иностранкой. Не говоря уже про даму уровня Кристины Онассис.

КГБ строго следил за всеми, и все бдительно контролировал. Сам факт, что после этого знакомства с «акулой капитализма» Сергею разрешили продолжать выезжать за границу и беспрепятственно встречаться с миллиардершей, объяснить можно было только одним: это делалось с санкции и с полного одобрения комитета. Мало того, на том месте в «Совфрахте», которое занимал Каузов, где постоянно приходилось иметь дело с иностранцами, в те времена мог работать или штатный офицер спецслужбы, или же тесно связанный с ней человек.

Даже Кристина это прекрасно понимала. Когда после неожиданного брака ее изумленные греческие подруги просили объяснить причины экстравагантного поступка, то она отвечала им так: «Русский, коммунист, агент КГБ — столько запретных плодов в одной корзине, кто же мог устоять?!»

Однако чудес не бывает. А если они все же иногда и случаются, то длятся недолго. Оказавшись в тесной квартирке Сергея в Москве, она быстро охладела к своему супругу. Не помогли даже специально выделенные для молодоженов апартаменты — ради Кристины решили объединить две квартиры в новом писательском доме, где их соседями оказались Булат Окуджава и Генрих Боровик. И немудрено: дочь «золотого грека» родилась и всю жизнь прожила в немыслимой тогда в СССР роскоши. Вскоре Кристина вернулась в Европу, и супруги тихо и мирно развелись. Хотя потом она призналась, что Каузов был самым лучшим из всех ее супругов.

Однако присмотримся пристальнее к предмету пылкого увлечения греческой миллиардерши. Сергей Данилович Каузов вовсе не был красавцем — невысокого роста и немного лысоват. Мало того, один глаз — стеклянный, он потерял его в результате какой-то травмы. Однако от скромного совслужащего исходило особое мужское обаяние и сила      уверенного     в    себе    человека.

Впрочем, таким и должен быть тайный агент КГБ, которым его считали и Кристина, и многие на Западе. Однако Каузов уже был женат, у него имелась в Москве дочка. Когда появилась Кристина и замаячила перспектива невероятного греческого брака, Каузов оперативно развелся со своей русской женой. И — вот чудо! — при этом не потерял работу и возможность выезда в загранкомандировки. Мало того, вскоре Сергея Даниловича даже повысили — поспешно перевели в Париж заведовать бюро «Совфрахта», словно специально, чтобы облегчить его встречи с Кристиной. Каждому, кто жил в те времена, ясно, что это могло произойти только в случае особого покровительства со стороны КГБ.

Этот брак вызвал фурор и скандал, и не только в Греции. Я помню, как тогда греческие газеты писали, что после сенсационной свадьбы Кристины в Москве ЦРУ забило тревогу: русские хотят прибрать к рукам флот Онассиса! Возникло предположение, что речь идет о спланированной операции КГБ под кодовым названием «Олимпия», исполнителем которой будто бы и стал товарищ Каузов. Но так ли это было на самом деле?

Ни тогда, ни сегодня никто не может с полной уверенностью это утверждать — спецслужбы не раскрывают секреты своих тайных операций. Но, учитывая все вышесказанное, такое вполне могло иметь место. Известно только, что после развода Кристина «отстегнула» отставному супругу два нефтяных танкера, он создал в Англии фирму и зажил припеваючи. Однако при этом не забывал перечислять партии доходы.

Говорят, в общей сложности Каузов, сдав перед отъездом за границу, как было положено, партбилет в ЦК, перевел тогда в фонд КПСС около полумиллиона долларов.

Впрочем, бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин, осужденный в СССР за государственную измену, в своей книге «Прощай, Лубянка» рисует несколько другую картину. Он пишет, будто бы у него насчет Каузова был разговор с самим Юрием Андроповым — в бытность того главой КГБ. И будто бы именно он уговорил начальника не разлучать влюбленную пару. «Не лучше ли дать полную свободу действий Каузову, помочь им сочетаться браком, создать обстановку благожелательности, побудить остаться в Москве, даже выделить им квартиру?» — якобы сказал Калугин Андропову. И далее: «Мы приобретем в лице Онассис если не друга, то по меньшей мере благодарного человека, который ответит добром, когда нам от нее что-то будет нужно… Не нужно только нажимать. Не забудьте про миллиарды Онассис и то, что она может родить ребенка. Он будет советским гражданином и наследником, если дело не испортим раньше времени». Андропов, как уверяет Калугин, это предложение будто бы одобрил.

Но можно ли всерьез верить откровениям перебежчика, который в своей книге изображает из себя мудрого советчика и чуть ли инициатора оригинальной операции? Ведь известно, что Калугин не курировал Грецию, а потому с какой это стати он вдруг стал обсуждать такой вопрос с начальством? Скорее всего, в изданной в США книге он просто набивал себе цену, надеясь, что проверить, правду ли он говорит, все равно нет никакой возможности.

Ясно, что операция «Олимпия», если она и в самом деле планировалась, благополучно провалилась. Флот Онассиса остался у греков, а своенравная Кристина неожиданно умерла, оставив громадное состояние Афине, своей дочери, уже от нового брака — с французом Терри Русселем. А о причине ее внезапной смерти гадают до сих пор…

А вот у другого участника операции — бывшего товарища Каузова — все сложилось куда лучше. Он разбогател. Купил бывшее поместье лорда Гленконнера на острове в Карибском море, где живут и отдыхают многие знаменитости. А сегодня, если верить публикациям в газетах, мирно доживает свой век в комфортабельном шале в швейцарском курортном местечке Гийон.

Интервью Каузов никому не давал и не дает. Офицеры КГБ, даже бывшие, умеют держать язык за зубами. А если он все же им никогда не был, то все равно славно послужил Родине.

Говорят, что до сих пор он имеет московскую прописку, в той самой квартире, которую ему выделили в столице.

Владимир МАЛЫШЕВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter