«Агдам» и Ева

Тяжелые дети трудных родителей
Тяжелые дети трудных родителей

О том, что жительница Белыничского района стала мамой почти в 50 лет, мне рассказала подруга–медик. Возмущалась при этом страшно: «Как она посмела! Когда это закончится, когда такие, как она, плодиться перестанут?!» Поначалу я пыталась ее успокоить. Мол, что здесь такого, ну родила — и на здоровье. Может, раньше не получалось, может, детей очень любит. Все оказалось куда прозаичнее. И страшнее. У маленькой Сашеньки (она появилась на свет весом чуть больше полутора килограммов) — «букет» болезней, в числе которых врожденный порок сердца. На девочку вообще без слез смотреть нельзя: «волчья пасть», расщелина губы, нёба... Может, ничего этого и не было бы, если бы мать Саши отказалась от спиртного хотя бы на время беременности...

В отделении патологии Могилевской областной детской больницы малышку выхаживали несколько недель. Первое время кормили через зонд, потом медсестры приспособились поить ее молоком из бутылочки, держа девочку вертикально на руках: «Иначе нельзя, захлебнется». Мама Сашеньки возле дочки задержалась ненадолго, отпросилась на денек у медиков копать картошку и больше в больнице не появилась. «Очередной запой», — поставили точный «диагноз» врачи. Когда пришла пора малышку из больницы выписывать, они созвонились с главным педиатром Белыничского района, та за малышкой и приехала. Теперь Сашенька находится в детском отделении Белыничской ЦРБ. Ей уже три месяца, а родная мать ни разу не пришла ее навестить.

— Отдавать ее матери мы не рискнули, она же загубит ребенка, — рассуждает главный педиатр Белыничского района Людмила Точило. — А у нас Сашеньке хорошо, сестрички за ней ухаживают, пеленают, баюкают, кормят. А как подрастет, повезем в Минск, девочке несколько операций сделать нужно, чтобы исправить все имеющиеся на лице дефекты.

У 47–летней мамы–«кукушки», кроме Сашеньки, — двое взрослых детей. Но отказываться от третьего она не хотела. «Не знаю, зачем ей нужен был этот ребенок, она ведь совсем о нем не заботится. Даже регистрировать не стала, из–за пьянок некогда было, сказала только, назовите Сашкой, — переживает Людмила Точило. — Пришлось нам взять на себя оформление документов. Да и вообще за всю беременность мамаша эта только раз у врача была».

Что делать с матерями–алкоголичками, врачи не знают. «В деревнях медики по хатам ходят, доступно объясняют всем неблагополучным, как предохраняться, бесплатно предлагают специальные лекарства, препараты, так ведь не берут, — сокрушается главврач Белыничской ЦРБ Олег Кавецкий. — А бывало и так: сельчанка помощь примет, а через несколько месяцев приезжает к нам с большим животом. Дескать, передумала, хочу ребенка. Все прекрасно понимают, что малыш ей нужен лишь для того, чтобы пить на «детские деньги», а сделать ничего не могут. Вот и рождаются такие детишки, как Сашенька. Откуда ж им здоровыми быть, если их мамы и до и во время беременности одним дешевым вином питаются?!»

Маленького Виталика белыничские доктора раз пять в Минск возили. Ему чуть больше года, а уже пережил операцию на сердце. Еще предстоит несколько операций пластических — у мальчика множество врожденных уродств. С пороком сердца родился сынишка и у другой хронической алкоголички.

Неблагополучных семей в Белыничском районе больше сотни. С пьянством местные власти, разумеется, борются: непутевых родителей контролируют, кодируют от пьянства. Иногда это помогает. Некоторые матери бросают пить, устраиваются на работу, растят детей.

Мать Саши родительских прав тоже пока не лишили. Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Белыничского райисполкома Татьяна Мякшина недоумевает: «В начале ноября мы ее вызывали, так она заявление принесла: мол, по причине болезни дочери прошу на год оформить ее в детский дом, потом заберу. Мы объяснили: забрать сможете, если регулярно будете дочурку навещать, ухаживать за ней, привозить все необходимое».

В том, что мама Сашеньки будет это делать, и сотрудники ИДН, и белыничские медики сомневаются. И те, и другие полагают, что малышка так и останется в детском доме. Может быть, надолго, ведь детишек с такими врожденными пороками усыновлять не торопятся.

...Пройдет время, и маленькая Сашенька осознает, что она не такая, как все. Даже после операций следы на личике ребенка наверняка останутся. Как и проблемы со здоровьем. Родителей не выбирают, а детей жалко, они ведь ни в чем не виноваты...

Компетентное мнение

Наталья Камовская, врач–педиатр отделения патологии Могилевской областной детской больницы:

— Детей хронических алкоголиков выхаживаем постоянно. Каждый год в нашем отделении таких пациентов не один десяток. Они внешне похожи на маленьких старичков: красно–синие, трясутся — это последствия алкогольной интоксикации. И болезней врожденных у каждого ребенка много. Родителям они не нужны, большинство мамаш впоследствии лишают родительских прав. Но они рожают вновь и вновь. Серьезная проблема и ее давно пора решать. Само собой, увы, ничего не изменится.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter