Как семья Патеевых из Астрахани страусиную ферму завела, и что из этого вышло

Африканские страусти

Салиху Патееву всего 23 года. Он окончил бакалавриат Астраханского государственного технического университета, специальность — технология общественного питания (ресторанный бизнес). Его мама — кандидат наук, преподает на кафедре этого университета.

Весит птица от 80 до 120 килограммов. Из одного страусиного яйца получается хорошая яичница на всю сковороду.
РИА НОВОСТИ

Мать и сын Патеевы — сугубо городские жители. «Но мы в хорошем смысле авантюристы, — смеется мама Салиха. — Нас всегда привлекает что-то новое. И вот решили попробовать вырастить больших африканских черных страусов».

Интерес к страусам возник неожиданно. После поездки в Пензенскую область, где впервые попали на страусиную ферму. Смешные птицы с фантастическими глазами на маленькой пушистой головке так обаяли их, что не удержались и приобрели 12 птенцов.

Благо место позволяет. У Патеевых в собственности два гектара земли в 25 километрах от Астрахани, на которой умещается всего понемногу. Есть и классические куры, и утки, пасутся козы. Пытались завести коров — не прижились.

Патеевы руководствуются идеей здорового питания. Вначале хотели заняться кролиководством, создать мини-ферму по технологии профессора Михайлова. Примерно 60 ушастых есть в хозяйстве и сейчас. Получают чистое мясо, без химии и антибиотиков. Так же теперь и со страусами. Им даже прививки не делают, ведь это экопродукция. Кстати, птицы и не болеют.

— Нужно это направление всемерно развивать, — считает Салих. — Экопродукция сейчас очень востребована, особенно у горожан, «развращенных» импортной синтетической едой.

Самое примечательное, пензенские страусы хорошо адаптировались к астраханскому климату с его морозной зимой и очень жарким, сухим летом, когда уже в июле здесь все признаки настоящей полупустыни. Сейчас на ферме шесть племенных страусов и 15 голов молодняка. Еще не своего: потомство взрослая особь начинает давать с четырех лет. Так что фермеру требуется немало терпения. Зато весит одна птица от 80 до 120 килограммов и живет обычно долго.

В 2019 году со своим проектом страусиной фермы Патеев выиграл грант для стартапов. На все про все получил от государства 1,75 миллиона рублей. Расходы запланировали по трем направлениям: закупка инкубационных шкафов и дополнительного оборудования для них, приобретение птицы и самая затратная часть — строительство помещений и выгульных площадок. В оборот давно уже пошли собственные средства. Грант покрывает лишь малую толику расходов.

— Поднимать свое дело, тем более в сельском хозяйстве, — самое сложное сегодня, — говорит Салих. — Очень дорогой комбикорм. Помещения для птицы нужно достраивать, улучшать условия для страусов.

Срок окупаемости проекта — пять лет. Предполагаемый выход — на ведущие рестораны Москвы и других крупных городов. Возможно, будет и реализация полуфабрикатов высокой степени готовности (ВСГ).

Управляются на ферме Патеевы практически своими силами, хватает всего одного наемного работника. Считают, что находятся на начальном этапе. Причем интересует не только прибыль. Для них, как людей науки, это своего рода эксперимент производства интересной, необычной для региона продукции. Страусы — это ведь не только диетическое мясо с отличными питательными и вкусовыми качествами, как у молодой телятины, но и кожа, первые образцы которой уже получены. Специалистов, которые умеют правильно работать с этим материалом, пришлось поискать. По своим свойствам он не уступает крокодиловой коже, из него можно делать хорошую, крепкую обувь. 

Другой ресурс — перья. Их применяют в кожгалантерее, для изготовления шляп. Опытные образцы первые покупатели приобрели просто как диковинку. Но можно ли поставить такое производство на поток?

При разделке птицы получается и страусиный жир. Выяснили, что он имеет целебные свойства при лечении болезней суставов. Яйца тоже пока как диковинка. Из одного получается хорошая яичница на всю сковороду. А скорлупа, если ее не разбивать, — отличный и крепкий материал для предметов интерьера: идеально гладкий белый овал хорошо смотрится в качестве светильника. Словом, как ни крути, — полная комплексная переработка птицы!

Двигались маленькими шажками методом проб и ошибок, изучая на практике экономику нового хозяйства. Были потери: неправильно выращенные страусята погибали до тех пор, пока Патеевы не поняли, на что обращать внимание, особенно когда птица подрастает. Оказывается, главное — это ноги, а не хвост. Потом узнали, как перемещать птицу с одного участка на другой. Научились общаться с ними, понимать их язык. И даже то, какую одежду надевать, посещая птичник. Человека в темной одежде страус-самец воспринимает как соперника и нападает на него.

— Мы еще не можем сказать, что у нас все получилось. Но свои идеи реализуем и получаем от этого позитивный настрой, — считают Патеевы. — Сам процесс дает нам удовлетворение и радость. Ведь человек должен делать то, что делать хочет.

Под конец не удержалась от банального вопроса: а правда ли, что страусы прячут голову в песок?

— В песок страус прячет яйца и время от времени проверяет их. А со стороны кажется, что он спрятал голову, — смеется Салих.

Лариса Ионова

ionova@rostov.rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter