Афинский репортаж

Из Минска в Афины я добиралась дизелем.
Из Минска в Афины я добиралась дизелем. Неполных три часа - и, помахав ручкой поезду, сошла на полустанке. До храма Амелии еще идти и идти, а потому в предвкушении "греческих зрелищ" замираю и оглядываюсь...

Наследие

Немногим известно, что в Беларуси есть местность, которую издавна называют "Северными Афинами" - это деревня Залесье Сморгонского района. Именитым своим титулом она обязана Михалу Клеофасу Огиньскому, жившему здесь с 1802 года. Дипломат, композитор и повеса, Огиньский устраивал в родовой усадьбе невероятные праздники и вечера. Из разных уголков Европы сюда спешили музыканты, поэты и государственные деятели. Гости и окрестили Залесье "Северными Афинами".

Былое и думы

- Вон твой дед, - показывает мама девчушке на книжные стеллажи.

- Дед Арсень?! - малышка удивляется присутствию деда на фотографии в библиотеке. Если бы она знала буквы, то с гордостью прочитала бы название выставки: "Знаменитые земляки Залесья. Фольклорист и литературовед Арсений Лис". Но сейчас маленькую Карину интересуют сказки, за которыми они с мамой пришли в библиотеку.

- Вообще, читают ли сегодня в деревне? - спрашиваю Антонину Рогач, заведующую сельской библиотекой.

- Как никогда. На периодику - ажиотаж, читатели даже ссорятся между собой. У нас 16 наименований газет, 18 - журналов. А что касается книг, увы, новых поступлений нет. Раньше (а в библиотеке я работаю 35 лет) мы получали ежегодно по 3 тысячи книг, сейчас же... 36 экземпляров в год. Надеемся, что это временно.

Все перемелется?

Возле мельницы толпятся люди. На утоптанной траве - подвод десять с лошадьми и мини-тракторы. Очередь движется быстро, кони напрягаются от тяжести смолотого зерна, а пожилой мельник с ресницами в мучной пыли помогает таскать мешки.

Когда-то мельница принадлежала колхозу, вместе с ним переживала тяжелые времена. За долги хозяйству отключали электроэнергию, мельница простаивала и ветшала. Год назад ее отдали сельсовету.

- К тому времени для оказания помощи населению мы создали УПП "Сябар", - рассказывает председатель Залесского сельсовета Сергей Почиковский, - и решили отдать мельницу местным жителям: пускай пользуются. Видите, сколько желающих! Едут не только из Залесья - со всей округи. Работаем по субботам с 9 до 12, но сейчас сезон начался, наверное, будем молоть три дня в неделю.

- Вам бы технику еще выделили...

- Это точно! - включается в разговор мельник, он же директор "Сябра" Антон Почиковский. - Ведь пенсионерам, особенно одиноким, нужно и дрова привезти, и участок обработать, и мусор вывезти, те же деревья пообрезать. Вы посмотрите, сколько их сухих стоит! А если вызвать службу ЖКХ из Сморгони, тогда за спилку одного дерева придется заплатить 250 тысяч рублей!

Антон Иванович задумывается и продолжает

: - Вот, говорят, что такие организации, как наш "Сябар", нужны сельским Советам. Но дальше разговоров дело не идет. Хотя почему бы сельсовету не иметь, к примеру, свой комбайн? И людям помогли бы, и деньги кое-какие заработали для общей пользы.

Обнаженная Амелия

Усадьба Огиньского встретила меня заколоченными окнами-дверями. Стоял жаркий день. Солнце заливало усадьбу, играло бликами в окнах каплички. "Она действует до сих пор, - рассказывает Владимир Лихота, заведующий филиалом "Музей Огиньского", - приходят верующие, молятся и сами следят за порядком".

Владимиру 37 лет. "Он настолько увлечен Огиньским, что расскажет историю каждого дерева в усадьбе, даже каждой веточки на нем", - так, шутя, представляли мне заведующего музеем.

- Давайте поднимемся по винтовой лестнице в комнаты хозяйки. Вот здесь стояла печь, здесь - кровать... - рассказывает он с воодушевлением.

Включаю воображение и представляю былое великолепие. Потому что наяву здесь ничего нет - пустое помещение. Лишь в центре, на месте "виртуальной" печи, табличка: в этой комнате находится то-то, в другой - то-то...

- Но есть ли надежда, что когда-нибудь здесь появится и реальная печь, и настоящая кровать?

- Конечно, ведь ради этого мы и работаем.

Вообще, то, что усадьба еще существует, - заслуга всего Сморгонского района. Всеми силами здесь стараются привлечь к ней внимание. Хотя уже четыре года строительные леса, "прилепленные" к дворцу, ждут своего часа. А храм Амелии (любимой дочери Огиньского), возведенный в античном стиле, до сих пор зияет обнаженными кирпичными колоннами. Лихота грустно улыбается: "Ровные стены реставраторы еще смогли восстановить, а вот круглые колонны - наверное, не научились..."

Комбайнер и "Три танкиста"

Когда у семейного экипажа Волынец поздно вечером сломался на поле комбайн, как вы думаете, что сделали усталые труженики? Ночью пришли на поле всей семьей (отец, мать и два сына) и до утра занимались ремонтом.

- Разобрали комбайн и собрали. А с первыми лучами солнца начали убирать зерно! - Виктор Володько, руководитель фермерского хозяйства "Огинское", не перестает восхищаться. - Мне бы таких человек шесть - ответственных, трудолюбивых, порядочных, - и все, никаких проблем!

Мы разъезжали по полям хозяйства под трели двух сотовых телефонов. Они разрывались поминутно: всем был нужен Володько! На успешного предпринимателя, руководителя фермерского хозяйства "Спадар", год назад "повесили" еще и самый отстающий колхоз в районе.

- Ну и что, разве он ноет? Вы же его видели... - улыбаясь, спрашивает меня в исполкоме заместитель председателя Светлана Шмыга.

- Да нет, "Три танкиста" напевал...

- Вот такой у нас Володько...

В новом хозяйстве, названном "Огинское", ему пришлось менять буквально все - от крыш на фермах до краски на тракторах. Сейчас в хозяйстве 3 тысячи голов крупного рогатого скота, 500 свиней. Хлеб убирали 11 комбайнов, 15 машин работали на отвозе зерна. Бывший колхоз постепенно поднимает голову, возвращает долги...

Допинг для энтузиаста

День в "Афинах" близился к закату. Я уезжала из Залесья, "закалыханая роднай мовай" (почти все, с кем довелось встречаться, говорили по-белорусски), очарованная простотой и душевностью общения. Здесь на самом деле живут большие энтузиасты. Та же Антонина Рогач, заведующая библиотекой, почитай, на голом энтузиазме создала этнографический музей "Беларуская хатка", экспонатам которого даже столица может позавидовать! А сколько выходных дней потратил председатель сельсовета Почиковский, когда на собственной машине отвозил залесских спортсменов в район на соревнования. А сами жители! Как говорит Почиковский: "Можно в любой дом заходить, и каждый человек будет находкой".

Им бы только помочь! Восстановить усадьбу Огиньского, создать туристическую инфраструктуру, дать людям новые рабочие места. Все это еще можно и нужно сделать, пока залесские энтузиасты не опустили руки, пока их дети взахлеб рассказывают об Огиньском и гордятся, что живут в "Северных Афинах".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter