Афганский синдром

Льготы бывают незаслуженные и очень заслуженные Субъективные заметки журналиста .
Льготы бывают незаслуженные и очень заслуженные

Субъективные заметки журналиста

...Когда минчанка Татьяна Шпаковская говорит, что сын учится на платном в медуниверситете, одни тут же решают, что перед ними весьма состоятельная дама; другие сразу же принимаются выяснять, откуда, мол, такие деньги - небось есть у Татьяны крутые спонсоры. А она всякий раз со слезами изучает цифры в вузовской платежке. Без малого 2 миллиона в год за учебу сына для старшей медсестры, вдовы воина-интернационалиста - сумма просто неподъемная и, значит, снова придется обращаться к ребятам, которые прошли через афганское пекло. Они похоронили ее мужа - офицера-"афганца", теперь вот благодаря их поддержке сын имеет возможность осуществить мечту - стать доктором. Такое впечатление, что больше ни у кого нет для них ни денег, ни сочувствия... "О нас забыли, оставили наедине со своими проблемами", - с болью и горечью говорят через 13 лет после окончания войны многие "афганцы", их жены, вдовы, родители.

Некоторые чиновники воспринимают эти слова как упрек в свой адрес и тут же начинают рассказывать, что власть о воинах-интернационалистах помнит. В меру своих материальных возможностей, разумеется. Скажем, 3 года назад принята программа поддержки этой категории населения. А что многие пункты программы не выполняются, так, известное дело, денег нет. И все же в мае 2000-го были повышены пенсии инвалидам и семьям погибших, в прошлом году из бюджета выделено более 126 миллионов рублей на протезирование, 2,5 тысячи воинов-интернационалистов и членов их семей прошли оздоровление в Витебском реабилитационном центре, почти 2 тысячи детей, чьи отцы погибли в военных конфликтах, получают ежегодное пособие в размере минимальной пенсии по возрасту. И вообще по льготам "афганцы" почти приравнены к участникам Великой Отечественной войны. Чего ж еще - дополнительных привилегий? Так как, заявил начальник управления социальной поддержки ветеранов и инвалидов Министерства труда и соцзащиты Василий Козак, цель программы - не установление новых льгот, а контроль за обеспечением уже существующих социальных гарантий.

Между тем, по словам председателя координационного совета общественных объединений инвалидов войны и членов семей погибших в Афганистане Виктора Сивохина, на дополнительные льготы никто из них не претендует. "Люди, отдавшие свое здоровье по приказу Родины, должны быть государственными людьми с государственными гарантиями", - уверен он. Вот только что же это за гарантии, предоставление которых априори нужно держать под контролем?..

Сегодня в республике проживают свыше 32.000 участников войн и локальных конфликтов на территории других государств. Современные ветераны - достаточно молодые люди: средний возраст - 40 лет. Таким жить бы да жить, однако смертность среди них в несколько раз выше, чем среднестатистическая по стране. Более 60 процентов бывших воинов-интернационалистов страдают постстрессовыми расстройствами, появился даже термин - "афганский синдром".

В свое время молодых парней научили воевать, а когда через 10 кровопролитных лет они вернулись домой, не научили жить в мирных условиях. Думаю, вряд ли кто из ребят мог предположить, что по эту сторону знаменитого моста Дружбы через Амударью их и их близких ждет столько проблем. 2.009 "афганцев" по сей день стоят в очереди на жилье. Трудно сказать, все ли достоятся... Трудоустройство - отдельный разговор. Прокормить семью на 60 - 100 тысяч пенсии невозможно, но не всякий наниматель возьмет на работу, скажем, инвалида без руки, когда среди здоровых конкуренция. Впрочем, в результате ежегодных медицинских переосвидетельствований почти треть "афганцев" теряют группу инвалидности и соответственно право на социальную помощь. Вопрос лишь в том, действительно ли они год от года становятся все здоровее. Они не понимают, почему, скажем, инвалиду без рук и без ног не положен бесплатный автомобиль? Почему в проблему превращаются даже похороны боевых товарищей? "Вот если бы ваш муж умер через год после возвращения из Афганистана, тогда бы местные власти поставили ему памятник, а теперь - решайте вопрос сами", - нередко слышат убитые горем вдовы и родители.

Увы, похороны бывших воинов-интернационалистов нынче все чаще. И все чаще звучат тревожные цифры: за 10 лет афганского ада погибли 114 минчан, еще больше ушли из жизни в течение 10 лет после окончания войны. Одни умирают от ран, другие - от безысходности. От наркотиков и алкоголя. От брошенного в спину: "Мы тебя туда не посылали!"

- В Минске немногим более 200 "афганцев"-инвалидов. В прошлом году умерли семеро, двое из них - повесились, - говорит Сергей Красовский. 10 лет он возглавляет городскую ассоциацию инвалидов войны в Афганистане и каждый раз, собирая копейки на похороны боевого товарища, думает о том, что все было бы иначе, повернись общество лицом к проблемам воинов-интернационалистов. Если бы вспоминали о честно выполнивших свой воинский долг 789 белорусах, погибших в Афганистане, о тех, кто вернулся инвалидом, кто ушел из жизни в мирные годы, не только в скорбный день 15 февраля...

Потому что у нас совсем немало незаслуженных льготников. Но немного и заслуженных.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter