Афганский бумеранг

25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени в Афганистан были введены советские войска

25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени в Афганистан были введены советские войска. Сейчас уже мало кто вспоминает о том, что не последнюю роль в их вводе туда сыграли некие «ситуационные анализы» Института востоковедения Академии наук СССР, из которых следовало, что, во-первых, если Советская армия в Афганистан не войдет, на Памире могут появиться американские войска и, во-вторых,  в Афганистане необходимо провести «земельно-водную реформу». Американцы на Памире не появились, зато после ввода наших войск в мусульманский Афганистан многие на Западе вздохнули с облегчением: часть исламской агрессии «оттянул» на себя СССР, да и американцам на Ближнем Востоке были развязаны руки. Что же касается реформы, то ее разработали настолько «успешно», что она превратила миллионы афганцев из горячих сторонников в непримиримых врагов нашей страны.

Одновременно с вводом войск советское руководство осуществило небольшую рокировку в верхушке Афганистана. Вместо то ли продавшегося американцам, то ли готовившегося это сделать премьер-министра Хафизуллы Амина, убитого в ходе операции «Шторм-333» во время штурма президентского дворца, к власти был приведен Бобрак Кармаль. В наше время уже приелось и набило оскомину утверждение о якобы имеющейся «схожести» причин развернувшейся в Афганистане войны с войной, которую вела во Вьетнаме американская армия. Между тем это утверждение не имеет под собой никакой почвы. 

Во-первых, до сих пор практически нигде не сообщается, что благодаря вводу войск в Афганистан СССР смог поставить под контроль пути мировой наркомафии и отправлять потоки наркотиков в обход своей территории. (Что же касается США, то даже там существует мнение, что за войной во Вьетнаме стоят ЦРУ и международные наркоартели, развязавшие эту войну с целью устранения угрозы со стороны коммунистов своим интересам в Юго-Восточной Азии.) Однако боевые действия в Афганистане, вызвавшие фактическую открытость афганских границ с Пакистаном, откуда душманам шло оружие, серьезно поспособствовали подготовке к превращению Афганистана в один из центров мировой наркоторговли. 

Во-вторых, существенной разницей между вводом войск в Афганистан и во Вьетнам было то, что находившийся за десятки тысяч километров от США Вьетнам не представлял собой никакой угрозы безопасности американскому государству, в то время как в случае дестабилизации и прихода к власти в Афганистане, непосредственно граничившем с СССР, враждебных Советскому Союзу сил, появлялась прямая угроза южным границам советского государства. В качестве доказательства приведем слова госсекретаря США А.Хейга, прямо заявившего: «…Москва вторглась в Афганистан потому, что была обеспокоена укреплением пояса исламского фундаментализма на своих южных рубежах... Между Советским Союзом и Афганистаном существует лишь тонкая линия Амударьи. И потому любое успешное исламское движение на южных рубежах неизбежно отразится на советских мусульманских республиках. Логика Брежнева объяснима. Отдаленная возможность того, что такое может случиться в будущем, и вынудила Советскую армию войти в Афганистан в 1979 году». 

Слова Хейга об опасности разрастания мусульманского пояса получили подтверждение уже в 1987 году, когда 8 марта отряд моджахедов Артабулаки обстрелял реактивными снарядами через границу таджикский город Пяндж, а Гульбеддин Хекматиар, один из лидеров душманов, заявил в мае того же года: «Если моджахеды будут настойчиво продолжать борьбу, настанет тот день, когда оккупированные земли в советской Средней Азии будут освобождены». 

ЦРУ начало оказывать помощь душманам уже за 6 месяцев до ввода советских войск. (Президент США Д.Картер подписал указ о тайной помощи еще 3 июля 1979 года.) В общей сложности 120-тысячной советской группировке 40-й армии, укомплектованной 18—20-летними пареньками, противостояли свыше 170 тысяч душманов (из которых более 30 тысяч прошли прекрасную боевую подготовку), делившихся примерно на 70 «исламистских» группировок. «Крестным отцом» джихада на Западе формально считается умерший несколько лет назад от старческого слабоумия актер, успешно сыгравший роль президента США, — Рональд Рейган. Реально же им следует считать тогдашнего директора ЦРУ, затем вице-президента и, наконец, 41-го президента США Дж.Буша-старшего. 

В 1994 году на Западе выйдет статья З.Бжезинского «Россия будет раздробленной и под опекой», где он, вспоминая конец 70-х годов и положение в Афганистане, прямо скажет, что идея использовать ввод туда советских войск с целью «затянуть СССР в его собственный эквивалент Вьетнама» принадлежит ему. Он также признал, что именно тогда администрация США согласилась с рекомендациями спецслужб «впервые за все время «холодной войны» принять политику прямой поддержки действий, направленных на уничтожение советских военнослужащих», а также создала коалицию для поддержки душманских бандформирований, в которую вошли Пакистан, Египет, Великобритания и Саудовская Аравия. 

Когда советские войска вошли в Афганистан, американцы предложили ваххабитскому королевству саудитов окончательно оформить стратегический союз. К этому времени Эр-Рияд уже научился влиять на мировые цены на нефть, и каждый гражданин королевства получил возможность жить «по потребностям». Поэтому импорт ваххабизма стал для «угнетенных народов Востока» куда более прибыльным делом, чем импорт марксизма-ленинизма. Первой жертвой этого арабского экспорта «исламской революции» (учитывая, что иранская революция делалась исключительно самими иранцами) стал как раз Афганистан. Ибо на деньги саудитов сюда устремились массы арабских добровольцев. Здесь они, как им объяснили западные СМИ, «одержали свою первую победу над первой империей зла» и здесь же стали основой исламистского «Коминтерна» Усамы бен Ладена. А средневековый и сильно политизированный ваххабизм стал идеологией этого интернационала, имеющего и своих профессиональных революционеров-моджахедов. 

Эти люди ставят своей целью распространение «исламской революции» на весь мир и обращения свои завершают призывом «Да здравствует всемирная исламская революция!». У истоков современного моджахедизма стоит т.н. ассоциация «Братья мусульмане», созданная в 1928 году британскими спецслужбами. Цели, которые преследовал Лондон, создавая эту тщательно законспирированную политическую организацию, состояли в расколе исламского движения за национальную независимость и  конфронтации с подлинно национальными силами мусульманского мира, способствовавших колониальной политике Британии. 

Во время «холодной войны» британскую эстафету переняли США. В 1970-х годах британский разведчик Б.Льюис предложил администрации президента США Картера план дестабилизации Советского Союза путем провоцирования исламского недовольства на Кавказе и в Средней Азии. Эта идея была с восторгом подхвачена американскими стратегами в лице Бжезинского и прочих тогдашних советников президента США по национальной безопасности, которые попытались направить в Афганистане энергию назревающего в исламском мире социального взрыва против СССР—России. 

На первом этапе (конец 70-х – начало 80-х гг.) большинство афганских душманов-моджахедов принадлежало к «Братьям мусульманам». Они вербовались во многих исламских странах, а также в США и Англии. Насколько «правоверными» были эти «борцы за глобальную победу ислама», свидетельствует уничтожение ими за годы афганской войны свыше 5 тысяч мулл, лишь только за их лояльность кабульским властям. 

Сегодня афганский бумеранг, некогда запущенный англичанами и американцами, возвращается к ним самим. В частности, 8 октября британский генерал Д.Ричардс, в июле 2006 года возглавивший 32-тысячный контингент НАТО в Афганистане, выдал крайне пессимистичный прогноз развития событий. По его словам, «если НАТО в ближайшие пять месяцев не наведет порядок, очень скоро более 70 % афганцев могут отвернуться от нас и перейти на сторону талибов. Логика людей проста: уж лучше талибы, чем еще пять лет войны. И даже если мы пошлем еще
10 тыс. бойцов – все это будет уже бесполезно». (В качестве ближайшей меры британский генерал все же попросил прислать еще 2,5 тыс. солдат и несколько вертолетов.) 

Официальный Лондон, как водится, опроверг слова генерала Ричардса, заявив посредством МИДа, что «британские солдаты успешно выполняют в Афганистане свою миссию и останутся в стране еще на длительное время». То, что остаться им придется надолго (а многим и навсегда), сомнения не вызывает. А вот слова об «успешности» американо-британской «миссии», мягко говоря, вызывают недоумение. На са­мом деле в Афганистане никакой победы западного контингента нет. Боевые действия идут полным ходом. Разве что их масштабы в 2006 году пока несколько скромнее, чем, например, в 1986-м. Но ведь и Советская армия в 1979 году в короткий срок и с ми­нимальными потерями выполнила поставленную задачу. Помнится, нашему «ограниченному контингенту» не то что нескольких недель, а пару дней хватило в декабре 1979-го, чтобы занять все ключевые пункты Афганистана. Но война на этом не только не закончилась, а еще как следует не началась. К сожалению, нынешний президент США, похоже, с историей не в ладах. А зря. Некоторые исторические параллели прямо-таки напрашиваются. 

Дж.Буш неоднократно подчеркивал, что глав­ная цель операции «Бесконечная свобода» заключается в том, чтобы бен Ладен, его основные соратники из «Аль-Кайды», а также члены правительства талибов предстали перед судом. С этой точки зрения результаты можно считать нулевыми. Афганистан возвратился к прежнему «доталибскому» варианту дробления страны по национальному признаку. О своей независимости от Кабула объявляют не только провинциальные города, но даже отдельные деревни, где есть свои вооруженные формирования. Боевые действия идут практически каждый день и охватывают широкий круг операций. 

В общем, говорить о мире, наступившем в стране, где почти каждый имеет «калашникова», а многие – даже «стингер», как минимум, преждевременно. Тем более что половина афганцев не имеют работы и в стране царит ужасная нищета. Вся «экономика» сконцентрирована вокруг выращивания и переработки наркосырья. К наркопроизводству и наркоторговле так или иначе имеют отношение практически все «прогрессивные» (по американским меркам) политические силы Афганистана и множество никому не подконтрольных преступных сообществ. Даже министр внутренних дел А.Джалали был вынужден признать, что некоторые государственные чиновники поддерживают наркоторговцев. 

Таким образом, на данный момент наиболее важным итогом «антитеррористической операции» в Афганистане и свержения «Талибана» является увеличение в десятки раз производства героина в этой стране. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter